ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ СОВЕТСКОГО КИНО: ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА В ФОНДАХ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА В Г. САМАРЕ

Печать PDF

И.Н. ДАВЫДОВА, г. Самара, Российская Федерация

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ СОВЕТСКОГО КИНО: ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА В ФОНДАХ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА В Г. САМАРЕ

Аннотация

В статье рассмотрена документальная источниковая база исследования истории создания советского кинематографа. В качестве объекта исследования представлен комплекс документальных источников в прошлом филиала Российского государственного архива научно-технической документации, а ныне - Российского государственного архива в г. Самаре. Наиболее полно история развития отечественного кинематографа представлена в фонде Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ), который объединил деятельность ученых и специалистов с творческим процессом создания кинокартин. Научно-технические разработки института способствовали решению технических задач отечественной киноиндустрии, за что сотрудники НИКФИ были удостоены Государственной и Ленинской премиями. Документы других фондов, хранящиеся в филиале РГАНТД, рассказывают о проектировании киностудий «Мосфильм», «Ленфильм», Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов и др., об изобретениях известных ученых в области кино, которые использовались российским кинематографом, что помогло ему подняться на достаточно высокий уровень и получить всемирное признание.

Annotation

The article considers the documentary source base study the history of the Soviet cinema. As the object of the study provides a set of documentary sources, a branch of the Russian State Archive of Scientific and Technical Documentation. The most complete history of the development of the national cinema is represented in the fund Research kinofotoinstituta (NIKFI), which combined the activities of scientists and professionals with the creative process of creating films. Research and development institute contributed to the solution of technical problems of the domestic film industry, for the staff NIKFI were awarded the Lenin Prize and the State. Documents of other funds that are stored in the branch RGANTD, talk about the design of "Mosfilm", "Lenfilm", the Leningrad studio of popular movies et al., about inventions known scientists in the field of cinema, which used Russian cinema, which helped him to rise to enough a high level and get worldwide recognition.

Ключевые слова

Российский государственный архив в г. Самаре, филиал Российского государственного архива научно-технической документации, Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ), научный альманах «Телескоп», журнал «История науки и техники».

В филиале Российского государственного архива научно-технической документации (ныне - Российского государственного архива в г. Самаре) на постоянном хранении находится 910 фондов, более 2 млн. 300 тыс. единиц хранения за 1855-2015 гг. Это документы, рассказывающие о становлении и развитии науки и техники в нашей стране, истории научно-технических организации 21 отрасли экономики, в том числе и отечественной киноиндустрии, решение технических задач которой началось ещё в 30-е годы XX века. Сотрудниками филиала РГАНТД эта тема прорабатывалась и итоги выявления документов публиковались в научном альманахе «Телескоп» и журнале «История науки и техники».

Для решения комплекса научно-технических проблем, связанных с разработкой и созданием систем кинематографии, оборудования, процессов съемки массового производства кинофильмов и их демонстрацией, 17 декабря 1928 г. СНК СССР принял постановление об организации Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ).

История создания института и вся его дальнейшая работа тесно связана с историей отечественного кинематографа. НИКФИ объединил деятельность ученых и специалистов с творческим процессом создания кинокартин. Основателями и его первыми руководителями были Константин Владимирович Чибисов и Евсей Михайлович Голдовский.

Перед институтом встал целый ряд важных и ответственных задач по улучшению и совершенствованию существующих технологических процессов производств, разработке новых процессов систем кинематографии, улучшению качества кинопроизводства, расширению его материально-технической базы.

В институте было создано более 20 лабораторий: экономики киносети и кинопроката, экономической эффективности новой техники и ценообразования, разработки комплексов АСУ, звуковоспроизведения, архитектурной акустики киностудий и кинотеатров, процессов записи звука кинофильмов, технологических испытаний кинопленок и другие, которые занимались вопросами, не изученными в нашей стране до момента создания Научно-исследовательского кинофотоинститута.

На постоянном хранении в филиале РГАНТД имеется более 4,0 тыс. единиц хранения управленческой и научно-исследовательской документации НИКФИ за 1930-1971 гг. (Ф. Р-162). Научно-технические отчеты института содержат богатейший материал по созданию и усовершенствованию черно-белых и цветных пленок; разработке кинопроекционной и копировальной техники; новых видов кинематографа: широкоэкранного, панорамного, стереокино и др. Многие исследуемые вопросы были сформулированы и разработаны сотрудниками института впервые в стране или в мире и до этого времени не рассматривались. Например, «Получение новых видов негорючих пленок», «Светотехника цветного кино» (1935), «Новый технологический процесс звукозаписи» (1936), «Озвучивание Большого Кремлевского Дворца» (1962) и др.

Благодаря разработкам института уже в 1931 г. на киностудии «Мосфильм» был снят первый советский звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь», внесенный по решению ЮНЕСКО в десятку лучших фильмов. Звук был записан по системе профессора Павла Григорьевича Тагера – сотрудника НИКФИ. В довоенные годы в институте стали проводиться работы по созданию цветных кинопленок, при его участии появились первые отечественные цветные кинофильмы «Груня Корнакова» (1936), «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лиса и волк» и «Завещание» (1937, Мосфильм); «Теремок» и «Первая охота» (1937, Ленфильм). За работы по созданию отечественных кинопленок К.В. Чибисов, П.В. Козлов и другие сотрудники института были удостоены Государственной премии.

Сразу же после возникновения киноотрасли в стране были начаты работы по поиску методов разработки стереоскопического изображения: очковым стереокино в НИКФИ занимались профессор Е.М. Голдовский и В.Л. Левингтон, поляризационным – профессор Н.А. Валюс, безочковым (растровым) – С.П. Иванов. В составе этого фонда имеются документы по разработке стереокино: фотографии, отражающие способ съемок и показа «безочкового» стереокино по системе Семена Павловича Иванова, оборудование для осуществления этого способа, макет двухобъективной приставки с ассиметричным плазменным комплексом для стереосъемки.

В 1941 г. был создан первый художественный стереоскопический фильм «Концерт» и открыт первый стереоскопический кинотеатр «Москва» для показов стереофильмов по методу С.П. Иванова.

Большую роль при создании художественного фильма играют комбинированные съемки, среди которых имеются такие разновидности, как эффект наложения кадра, стоп-кадр, рапид-съемка (ускоренная), «блуждающая маска» и др. Эти приемы позволяют создавать эффекты, которых не существует в действительности. Одними из первых советских фильмов, при съемке которых были использованы различные методы комбинированных съемок, являются художественные фильмы «Золотой ключик» (1938) и «Руслан и Людмила» (1939). В филиале РГАНТД на хранении находится значительный массив научно-технических отчетов НИКФИ, в которых раскрываются способы и методы использования комбинированных съемок при создании кинокартин: «Разработка и освоение комбинированных съемок цветных кинофильмов», «Классификация методов комбинированных съемок», «Методы дорисовки кадров и перспективного совмещения при съемках фильмов «Руслан и Людмила», «Золотой ключик» и другие, а также разработка специального оборудования для осуществления этих методов: кадровый проектор, разработанный лабораторией НИКФИ, предназначенный для комбинированных съемок; киносъемочный аппарат КС-21 производства завода «Ленкинап» и его кинематическая схема.

Необходимо отметить, что отечественное оборудование для киносъемок и кинопроекции появилось в стране только в 1930 г., а до этого времени использовались импортные кинокамеры.

В фонде НИКФИ имеются документы о награждении сотрудников института за разработку киносъемочного оборудования, результаты испытаний киноаппарата КС-21 и кинопроектора 35-ЗСУ, описания и фотографии кинофотоосветительной аппаратуры для любительских съемок.

В 1930 г. Научно-исследовательскому кинофотоинституту было поручено проектирование оборудования для оснащения зрительного зала Дворца Советов в Москве – грандиозного неосуществленного строительного проекта, работа, над которым велась в 1930-1941 гг. Административное здание, предназначенное для проведения праздников и торжеств, должно было стать самым высоким зданием мира, девятой, центральной и главной московской высоткой – кульминацией всего высотного строительства СССР. Зрительный зал Дворца должен был вмещать более 20,0 тыс. человек. Институт получил задание на разработку схемы организации кино и диапоказа в большом зале, проекта кинозала, комплекта киноаппаратуры и широкоформатного экрана для оснащения ими данного здания. С заданием институт успешно справился, но научные разработки так и остались невостребованными, так как проект строительства высотки остался не осуществленным. Приобретенный опыт в дальнейшем позволил уже с наименьшими усилиями разрабатывать подобную аппаратуру для Кремлевского Дворца съездов. В 1962 г. за создание комплексной системы акустического и звукотехнического оборудования для него группа научных сотрудников НИКФИ была удостоена Ленинской премии.

Отдельное место в фонде НИКФИ занимают документы, относящиеся к 1941-1945 гг., когда он не прекращал активной научной деятельности, находясь в эвакуации в Самарканде (ныне – суверенное государство Республика Узбекистан). В годы Великой Отечественной войны сотрудниками института по заданию Главного политического управления Красной армии были разработаны передвижные кинопроекционные и мощные звуковые установки, станции звуковой разведки, новые устройства электропитания средств связи, селеновые выпрямители для зарядки аккумуляторов, аэрофотопленки для авиационной разведки, процессы их быстрой обработки и сушки. Кроме того, в институте продолжали разрабатываться новые способы и приемы ускоренной съемки фильмов так необходимые в военное время. Именно в годы Великой Отечественной войны был разработан способ комбинированной съемки «блуждающая маска», позволяющий значительно сокращать время на комбинированные съемки.

Во время войны не ослабевал интерес граждан к фильмам, снятым как в довоенное, так и в военное время, поэтому институт постоянно проводил анализ наиболее востребованных кинокартин, демонстрировавшихся не только в стационарных кинотеатрах, но и в сельской местности, госпиталях, местах военных действий с помощью кинопередвижек.

Специалистами НИКФИ подготовлена сводная таблица по количеству названий полнометражных художественных звуковых кинокартин, законченных производством за 1931-1946 гг., из которых следует, что за 10 лет (1931-1941 гг.) было выпущено 311 кинокартин, а за 5 военных лет (1941-1945 гг.) – 152, т.е. даже в эти годы не снижалось производство художественных фильмов.

Кроме того, институт проводил мониторинг финансовых результатов реализации полнометражных художественных фильмов по таким показателям, как постановка фильма, массовая печать, дубляж, авторский гонорар за литературный сценарий, эксплуатационные расходы по прокату и рассчитывал народнохозяйственную рентабельность того или иного фильма.

Кинотеатры в военное и послевоенное время были очень посещаемым общественным местом, где в массы несли не только культурные, но и просветительские идеи, где перед кинопоказом часто читались научные лекции, проводились конкурсы и викторины. Статистика, подготовленная сотрудниками НИКФИ, дает обобщающие сведения по посещаемости кинотеатров и отдельно по наиболее популярным фильмам. Например, за 5 месяцев 1948 г. фильм «Молодая гвардия» посмотрели более 42 млн. чел., «Смелые люди» - более 41 млн. чел. и т. д.

В одном из документов института предлагается проект кооперативного кинотеатра, а также детского кинотеатра, в которых по замыслу авторов могли проводиться различные массовые мероприятия просветительского плана. НИКФИ также проводились работы по выявлению низкого качества кинопоказа и акустики в кинотеатрах страны.

Необходимо отметить, что более полному рассмотрению различных аспектов развития отечественного кинематографа позволяют и другие документы, имеющиеся на постоянном хранении в филиале РГАНТД. Это документы фонда Государственного проектного института «Гипрокино» (Ф.Р-381), являющегося единственным институтом в стране, занимавшимся проектированием киностудий «Мосфильм», «Ленфильм». В архиве также хранятся документы Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов, Киевской киностудии художественных фильмов, Ташкентской киностудии, Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов и др. В фонде Государственного института проектирования городов (Ф.Р-780) имеются проекты кинотеатров. В архивной коллекции «Заявочные материалы на изобретения (из фондов Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР и его предшественников) (Ф.Р-1) содержатся заявки на изобретения известных ученых, в том числе и в области кино, сотрудников НИКФИ Е.М. Голдовского – 6 заявок, например, «Киноэкран с изменяющимся радиусом кривизны», С.П. Иванова – 29 заявок, например, «Приставка к объективу для получения стереоскопических изображений на пластинке или пленке», П.Г. Тагера – 45 заявок, например, «Устройство для воспроизведения звуков, записанных на кинематографической ленте» и др.

Путь, который прошли научно-технические организации вместе с отечественным кинематографом – это путь поисков и экспериментов, творческих взлетов и интересных находок многих талантливых ученых, работавших в институтах. За эти годы российским кинематографом было использовано большое количество научных открытий в области кино, которые позволили в настоящее время подняться ему на достаточно высокий уровень, сохранив при этом лучшие отечественные традиции и получить всемирное признание, а с помощью комплексного изучения научно-технических разработок научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, заявочных материалов на изобретения, хранящихся в филиале РГАНТД, можно проследить сложный путь, по которому продвигался отечественный кинематограф, получить наиболее полную картину его развития и успешного решения проблем.

Сведения об авторе

Давыдова Ирина Николаевна, заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор федерального казенного учреждения «Российский государственный архив в г. Самаре», г. Самара, Российская Федерация, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , (902) 371-01-41