В РГГУ ИЗДАН УЧЕБНИК О ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Печать PDF

Антонова И. Б. Учимся выступать публично: политическая риторика и дебаты на английском языке: Учеб. // Под ред. Л.А. Калямовой. М.: РГГУ, 2019. – 446 с. ISBN 978-5-7281-2196-1

Возрождение интереса к риторике в России в конце XX в. было вызвано целым рядом демократических преобразований, которые, в свою очередь, актуализировали общественную потребность говорить ясно, логично и убедительно. На этом фоне до сих пор наблюдается явная недостаточность риторической грамотности у большинства специалистов, для которых содержательная и убедительная речь есть один из наиважнейших критериев их профессионализма.

Риторические умения в родном языке идентичны тем, которые формируются в процессе изучения иностранного, в частности, английского языка. Последний как lingua franca оказывается наиболее востребованным и актуальным в политических и академических дебатах, на разного рода международных презентациях и научных конференциях. В процессе их проведения часто возникает необходимость публично выступить, убедительно отстоять свое мнение, опровергнуть точку зрения оппонентах.

Обучение вышеперечисленным умениям в России происходит в условиях явного дефицит отечественных учебников по обучению публичной речи и риторике на английском языке. При этом многочисленные пособия по этой тематике, написанные англоязычными авторами, не имеют русской части и никак не учитывают специфики русскоязычной коммуникации, в результате чего в процессе работы с ними возможно возникновение языковых неточностей, вербальных помех и коммуникативных сбоев.

В связи с вышеизложенным предлагаемый учебник «Учимся выступать публично: политическая риторика и дебаты на английском языке» оказываются наиболее востребованными и адекватными требованиям студентов, проходящих профессиональную подготовку по целому ряду гуманитарных направлений («журналистика», «лингвистика», «международные отношения», «публичная политика»).

Цель предлагаемого учебника связана с

(1) приобретением специальных знаний в области публичной, политической и президентской риторики (история риторики, ее современное состояние, введение в политическую и президентскую риторику);

(2) знакомством с классическим риторическим каноном (этос, пафос, логос) на примере текстов-образцов;

(3) обучением аргументированию и построению самостоятельных логических текстов (формулирование тезиса, аргументов, вывода);

(4) освоением вербальных умений выступления на публике (выбор и обоснование темы, подбор аргументов, поиск примеров).

Для достижения этих целей автор сочла целесообразным распределить задания в учебниках по следующим 4-м блокам: Pre-reading exercises; Reading for Information; Reading for Independent Thinking; Speaking. Названия первых трех блоков говорят сами за себя. Они призваны развивать у студентов разные виды обучающего чтения на материале предложенных профессионально направленных текстов. При этом переходный (от чтения к говорению) характер третьего блока (Reading for Independent Thinking) дает возможность студентам пробовать выходить в речь уже на стадии чтения, имея при себе тот багаж знаний, который до этого момента носил пассивный характер. Последний раздел каждой главы – Speaking – предполагает развитие творческих навыков говорения с использованием полученных в процессе работы над главой знаний.

Специфической чертой учебника (в отличие от существующих изданий подобного рода) является такая система упражнений, которая дает возможность их интеграции в общий курс английского языка любого языкового/неязыкового учебного заведения гуманитарного профиля.

Автор стремилась сохранить и системно представить в обоих учебниках тематические разделы, соотносимые как с «Программой дисциплины «Иностранный язык», так и с Учебно-методическим комплексом по дисциплине «Президентская риторика» по направлению «Зарубежное регионоведение».

Структура. Учебник состоит из двух частей (Parts), каждая из которых содержит три главы (Chapters). Тексты внутри глав охватывают широкий спектр базовых понятий, связанных с риторикой (публичной, политической, президентской) и дебатами. Подобранные в соответствии с тематическим принципом тексты расположены по степени нарастания лексико-грамматических и стилистических трудностей. Наиболее сложные с точки зрения понимания слова и словосочетания снабжены переводом. В роли справочного материала выступает глоссарий, объясняющий смысл терминов, связанных с риторикой и дебатами.

Каждую главу предваряет ее план (Chapter Outline) и список тех учебных задач, которые студент сможет и должен решить при условии внимательного прочтения текстов и добросовестного выполнения всех заданий к нему.

Рекомендации по работе с учебниками. Автор обращает особое внимание преподавателей и студентов на работу с текстовым материалом учебников. Первый тематический текст каждой главы носит общий характер, требующий предварительного обсуждения (Pre-reading exercises). Начинающим студентам рекомендуется письменно ответить на вопросы к тексту, избегая при этом прямого цитирования, но, используя активный словарь (работа с которым вынесена в отдельное упражнение).

Последующие тексты каждой главы предназначены для поискового и/или просмотрового чтения (Reading for Information) и читаются в классе. В зависимости от заданий к тексту, его длины и уровня языковой подготовки группы студентам дается не более 10 минут на прочтение с последующим выполнением заданий к нему.

Работа над текстами в блоке Reading for Independent Thinking учит студентов работать с контекстуальной (а не фактической) информацией. Учебные задания блока призваны формировать у студентов навыки интерпретации, расценивая представленную в тексте информацию не как истину в последней инстанции, а скорее как некий «трамплин», освоив который возможно снятие традиционных языковых барьеров и развитие более сложных, но и более свободных, а значит и более творческих речевых умений.

Развитию навыков устной речи способствуют также задания (иногда тексты) в блоке Speaking. Темы этого блока, предлагаемые студентам для написания эссе и подготовки презентаций, всегда связаны с тематикой текстов в остальных блоках. При этом сама формулировка каждой темы и задание к ней неизменно стимулирует студентов к творческому переосмыслению знаний, почерпнутых в текстах и заданиях изучаемой главы.

Во второй части учебника представлен обширный дополнительный материал (Supplementary Material), посвященный анализу риторики наиболее публичных президентов США. Задания в этой части учебника составлены таким образом, чтобы студенты после их выполнения приобрели умение самостоятельно оценивать риторику политических и общественных деятелей, анализируя и комментируя тексты их выступлений. Другими словами, работа с дополнительным материалом, по мнению автора, равноценна по своей методической значимости работе с учебными главами, и без освоения дополнительного материала освоение самого учебника будет неполным.

Значительное количество текстов в учебнике и многообразие заданий к ним объясняются стремлением автора «погрузить» студентов в атмосферу профессиональной межкультурной коммуникации, дать им почувствовать множественность и неоднозначность мнений, высказываемых авторами текстов, и наконец, сделать свой выбор в пользу той или иной точки зрения, корректно аргументируя ее.

Автор учебника профессор РГГУ Ирина Антонова много лет занимается продвижением культуры английских дебатов. Однако в России выбор профессионально составленных книг, помогающих не только студентам, но и преподавателям разобраться в тонкостях публичных выступлений на английском языке, крайне не велик. Во многом поэтому Ирина Антонова на основании собственной обширной практики, а также последних зарубежных методик подготовила учебник, способствующий развитию и постановке публичной речи.

Этот учебник написан для тех, кто хотел бы научиться говорить ясно, логично и убедительно, делая это не только на русском, но и на английском языке.

В процессе чтения текстов и выполнения учебных заданий к ним вы научитесь (самостоятельно или с помощью преподавателя) публично выступать, убедительно отстаивая свое мнение в споре и/или корректно опровергая точку зрения оппонентов в дебатах.

Задания, предваряющие тот или иной текст, точно соотносятся с его содержанием. Многие из них представлены в виде таблиц, Незнакомые слова снабжены переводом. Все это поможет вам овладеть новым этапом в освоении английского языка, имя которому – публичная речь и дебаты.

Учебник можно приобрести в Книжной Лавке РГГУ «У Кентавра», а также в лучших книжных магазинах города.