Выбор читателей:

МЕЧТАТЕЛЬ, МЕЦЕНАТ И УЧЕНЫЙ: ГЛАВАРХИВ — О СОЗДАТЕЛЕ ПЕРВОГО АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ДМИТРИИ РЯБУШИНСКОМ

News image

Небо и полеты всегда волновали людей. Однако только в начале ХХ века с появлением аэропланов в этой области произошел настоящий пр...

РАДИО, КИНО, АУДИОЗАПИСИ НА УРОКАХ: ГЛАВАРХИВ — О ТОМ, КАК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕДРЯЛИ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

News image

К середине 1960-х годов развитие радио, телевидения и звукозаписи в СССР было достаточным для того, чтобы использовать эти технические средства в ...

НАУЧНЫЕ ВЫСТАВКИ И НАДУВНОЙ СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ: ГЛАВАРХИВ – О ТОМ, КАК ПРОВОДИЛИ ДОСУГ МОСКВИЧИ В НОЯБРЕ 1984 ГОДА

News image

В Главархиве хранятся подшивки газет за разные десятилетия ХХ века. По ним можно изучать события, которые происходили в повседневной жизни го...

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ

Печать PDF





К 85-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ (г. КРАСНОГОРСК)


Аудиовизуальный документ - это документ, содержащий изобразительную и/или звуковую информацию, воспроизведение которой требует применения соответствующего оборудования. В Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) аудиовизуальными документами являются фотодокументы, кинодокументы, видеодокументы. В современном мире сформировался определенный взгляд на такой вид документа как на объект архивного хранения. Аудиовизуальный документ многолик и выступает в нескольких равноправных качествах: документ, исторический источник, источник информации, продукт производственно-технической деятельности (технического прогресса) и произведение искусства.

Такая многоликость обуславливает определенное отношение к аудиовизуальному документу в процессе собирания (комплектования), обеспечения его сохранности и, наконец, использования.

Аудиовизуальный документ - это искусство «копийное», потому что срок физического существования его носителей относительно недолгий по сравнению с бумажными документами. Требуется периодическое изготовление копий на эти документы. Аудиовизуальный документ является продуктом научно-технического прогресса и в дальнейшем, в связи с появлением новых видов носителей аудиовизуальной информации, потребуется изготовление новых копий на более совершенных носителях. В этом заключаются и положительные, и отрицательные стороны аудиовизуальных документов.

К документам профиля архива относятся фотоизображения производства с 1850 г. на различных носителях (металл, стекло, пленка, фотобумага, СD-диски); летописные киносъемки, документальные и хроникальные фильмы, киножурналы производства с 1896 г., в том числе на специальных носителях различного типа (кинопленка 35-мм, 16-мм, видеокассеты аналоговые, цифровые).

Российский государственный архив кинофотодокументов образован в 1926 г. С тех пор он систематически занимается собиранием аудиовизуальных документов по истории России, СССР, Российской Федерации, политической и социальной жизни, международных отношений и др. К большому сожалению историков и киноведов большая часть аудиовизуальных документов, созданных до 1917 г., была утеряна. Но все, что отложилось в архиве с момента его образования, тщательно сохраняется.

Архив работает с аудиовизуальными документами в соответствии с «Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» Кино-, фото-, видеодокументы входят в состав Архивного фонда Российской Федерации.

РГАКФД - комплектующийся архив. Документы, поступающие на постоянное хранение, отбираются и рассматриваются на экспертно-проверочной комиссии, состоящей из опытных специалистов архива. Документы, созданные при полной или частичной государственной поддержке, поступают на постоянное хранение в архив на основании закона об обязательном экземпляре документов и не проходят согласование экспертно-проверочной комиссии.

До 1990-х гг. архив работал в соответствии с существовавшими в то время нормативными документами и планомерно комплектовался от соответствующих источников комплектования, в состав которых входили центральные студии страны (ЦНФ и ЦСДФ), кинокопировальная фабрика, от которых архив получал все кинодокументы, выходившие на всесоюзный экран, информационные агентства АПН и Фотохроника ТАСС, Фототека Верховного Совета СССР, всесоюзные общественные организации, а также редакции газет и журналов. В 1990-е гг. эта система начала разрушаться, а совместные усилия Росархива и РГАКФД по предотвращению этого разрушения не приносили положительных результатов. Тем не менее, проводя большую организационную и разъяснительную работу среди режиссеров, фотокорреспондентов, на студиях, архив сумел не только не снизить темпы комплектования, а даже немного их увеличить.

2000-е гг. поставили перед архивистами новые задачи по организации комплектования архива аудиовизуальными документами. После 1998 г. все организации - источники комплектования РГАКФД сменили форму собственности, реорганизовались и перестали передавать документы на постоянное хранение в архив. Фильмофондам были переданы права на все фильмы, находящиеся на студийном хранении, но государственное финансирование фильмофондов на обеспечение сохранности кинодокументов не осуществлялось. С целью обеспечения сохранности кинодокументов, по просьбе студий, РГАКФД принял в срочном порядке на постоянное хранение фильмофонды студии «Центрнаучфильм», Северо-Кавказской и Самарской студий кинохроники, других студий: всего более 13 000 ед.хр. кинодокументов. С июня 2003 г. в архив планомерно поступают киновидеодокументы от центральных и региональных студий страны. В соответствии с законом об обязательном экземпляре документов в настоящее время студии передают в архив все создаваемые ими фильмы на кинопленке или видеокассетах профессионального формата. На ведомственном хранении киновидеодокументы практически не остаются.

Серьезную помощь в организации планомерного комплектования архиву оказало также издание приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций № 250 от 08.06.2006 г. На договорной основе в архив поступают видеодокументы от Пресс-службы Государственной Думы РФ, а также непосредственно от режиссеров. Таким образом, при отсутствии у архива источников комплектования - комплектование архива киновидеодокументами осуществляется стабильно.

По иному обстоит дело с фотодокументами. Архив не имеет организаций - источников комплектования фотодокументами. Но фотодокументы поступают от частных лиц. В 2006-2008 гг. архив принял для проведения экспертизы ценности и отбора на постоянное хранение в архив более 150 000 фотодокументов из личных архивов фотокорреспондентов, других частных лиц. Сведения о методическом обеспечении этой работы, а также о новых поступлениях аудиовизуальных документов, регулярно размещаются на сайте архива в Интернете.

Кинодокументы на 35-мм пленке передаются на постоянное хранение в архив по описи сдачи-приема в следующем комплекте: негатив изображения; негатив фонограммы; эталонная копия (позитив), установочные ролики к каждой части цветного фильма; промежуточный позитив (при наличии); магнитный оригинал фонограммы; магнитная фонограмма шумов и музыки. Все элементы комплекта кинодокументов по содержанию и порядку монтажа должны быть обязательно идентичны между собой. Комплект кинодокумента передается на хранение вместе с монтажным листом (покадровое описание содержания).

Видеодокументы передаются на хранение в архив по описи сдачи-приема в следующем комплекте: Веtасаm Digitа1 (2 экз.) и DVD (просмотровая копия) с тайм кодами, монтажный лист.

Фотодокументы должны сдаваться в архив на постоянное хранение по описи сдачи-приема в комплекте: негатив, позитивный отпечаток и аннотация.

Все поступающие на постоянное хранение аудиовизуальные документы обязательно проходят проверку технического состояния в отделе технического контроля архива. По результатам контроля на каждый документ составляется акт технического состояния и определяется комплекс работ для устранения имеющихся дефектов. В коробки с кинофотодокументами, пораженными плесенью, закладывается антисептик - параформ на срок от 2-х недель до 3-х месяцев. После обработки параформом кинодокументы передаются на машинную реставрационную обработку. Сначала кинодокументы обрабатываются от плесени перхлорэтиленом на ультразвуковой машине, а затем убитая плесень смывается на консервационно-реставрационных машинах «А-1» или «Клара». Фотодокументы, обработанные параформом, поступают в отдел реставрации на ручную чистку. После чистки фотодокументы закладываются в новые конверты. Если на кинофотодокументах плесневых поражений обнаружено не было, перед их закладкой в архивохранилище они также обязательно проходят консервационно-профилактическую обработку: кинодокументы – машинную обработку, фотодокументы - ручную чистку. Видеодокументы при приеме на постоянное хранение проходят входной контроль. Видеокассеты должны иметь в начале кассеты ГЦП не менее минуты и соответствовать по качеству техническим требованиям. На специальном оборудовании производится чистка видеоносителя.

Кинофотовидеодокументы ввиду своей специфики учитываются и хранятся по единицам учета и единицам хранения. Архивные номера присваиваются в валовом порядке при поступлении в архив. Для учета каждого поступления документов - ведутся книги учета поступлений раздельно на кино, фото и видеодокументы.

Кинодокументы, прошедшие технический контроль и реставрационно-профилактическую обработку, поступают в архивохранилище, где шифруются (всему комплекту кинодокумента присваивается архивный номер - номер единицы учета) и индексируются по элементам комплекта: негатив, оптическая фонограмма, магнитная фонограмма, промежуточный позитив (лаванда), позитив, установочные ролики. Если кинодокумент состоит из нескольких частей, то каждой части элемента комплекта присваивается номер части, выраженный римской цифрой.

При приеме фотодокументов на постоянное хранение сверяется идентичность изображения на негативе с позитивным отпечатком и аннотацией. Проставляется архивный номер единицы хранения на негативе, конверте, в котором будет храниться негатив, и на позитивном отпечатке. Фотодокументы хранятся и учитываются по видам фотодокументов: черно-белые и цветные негативы, слайды (диапозитивы), позитивы, фотоальбомы. Негативы на стекле и пленке, черно-белые и цветные, а также слайды хранятся и учитываются по размерам вне зависимости от их основы (металл, стекло, пленка) и подлинности (оригиналы, контратипы). В РГАКФД хранятся фотонегативы 8 размеров: 0 размер - 2,5 х 3,5 см; 1 размер -6x6 см; 6 х 9 см; 2 размер - 9 х 12 см; 3 размер - 10 х 15 см; 4 размер - 13x18 см; 5 размер - 18 х 24 см; 6 размер - 24 х 30 см; 7 размер - 30 х 40 см.

Книги учета и описания (описи) ведутся по единой форме раздельно на: черно-белые и цветные негативы на каждый размер негатива; слайды - на каждый размер; позитивы; фотоальбомы. Негативы и слайды шифруются (проставляется архивный номер) специальными несмываемыми чернилами. Книги учета и описания закрепляют порядок хранения каждого фотодокумента, обеспечивают поединичный учет, раскрывают содержание каждой единицы хранения.

Архив хранит 10 482 фотоальбома за период с 1855 по 2003 г. В них содержится свыше 177 тыс. фотографий. Количество фотографий в одном альбоме бывает разное - от 1-2 до 900. Фотографии в альбоме закрепляются внутренней порядковой нумерацией в валовом порядке (слева направо, сверху вниз). Номер проставляется карандашом под каждой фотографией. Фотографии в альбоме учитываются по внутренней описи, в которой указывается архивный номер, название альбома, количество листов, снимков (фотографий), раскрывается содержание каждого снимка.

Поединичный учет видеодокументов ведется по описям и листам учета. При поступлении в архив видеодокументу присваивается архивный номер (№ ед. учета). Если единица учета состоит из одной единицы хранения, то присваивается только номер единицы учета. Если единица учета состоит из двух или нескольких единиц хранения, то к номеру единицы учета через тире добавляется римскими цифрами порядковый номер единицы хранения. Если на одной единице хранения (видеокассете) записано несколько фильмов, то каждому видеофильму присваивается собственный учетный номер, т.е. в одной единице хранения учитывается две или более единиц учета. Видеодокументы поступают в архив в формате Веtасаm SР или Веtасаm Digitа1, просмотровая копия в формате VНS или DVD (фонд пользования). Они получают один архивный номер.

Любые виды работ с аудиовизуальными документами проводятся согласно нормативно-технической документации, созданной в свое время НИКФИ, НИЦТД (ныне РГАНТД) или ВНИИДАД. Новые носители аудиовизуальной информации (различные видеоформаты или цифровые форматы) нормативной базы не имеют, а работа по обеспечению их сохранности ведется в соответствии с собственными нормативными разработками.

Документы аудиовизуальной информации создаются на различных типах носителей, требующих определенных температурно-влажностных условий хранения. Поэтому в РГАКФД организовано четыре хранилища: подземное боксовое хранилище для кинодокументов на нитрооснове; наземное хранилище для кинодокументов на триацетатной основе; фотохранилище для хранения фотонегативов и альбомного фонда; хранилище для видеодокументов. Каждое хранилище имеет свою специфику по подготовке и поддержанию климатических параметров, по кратности обмена воздуха:

+ 10°С и влажность 40-50% для нитропленки

+ 15° С и влажность 40-50% для триацетатной пленки

+ 15° С и влажность 40-50% для фотодокументов

+ 15°-25°С и влажность 40-60% для видеодокументов

В каждом хранилище соблюдаются не только температурно-влажностный, но и санитарно-гигиенический режимы. Во время санитарных дней проводится обеспыливание стеллажей, шкафов; помещения обрабатываются специальными бактерицидными лампами; полы протираются антисептическими растворами. Для контроля санитарно-гигиенического режима производятся заборы проб воздуха. В последние годы нарушений санитарно-гигиенического режима выявлено не было. Это означает, что все работы и усилия, предпринимаемые коллективом архива в этом направлении, оправданы.

Ежегодно в архиве силами сотрудников отдела обеспечения сохранности проводится проверка наличия документов, порядок проведения которой определяется инструкцией для каждого конкретного вида документов. По результатам проверки наличия по всем хранилищам составляются акты, которые рассматриваются и обсуждаются на дирекции архива. Вопросы о ходе работы по проверке наличия в течение года обсуждаются на заседаниях комиссии по обеспечению сохранности.

Однако объемы хранящихся аудиовизуальных документов слишком велики, происходит пополнение новыми документами, до 50% всех документов находится в постоянном движении внутри архива. В этих условиях установленные правилами государственных архивов сроки проведения проверки наличия не могут быть соблюдены не меняющимся количественным составом штатного персонала на этом участке работы.

Большую часть бюджета рабочего времени сотрудники архива уделяют контролю документов в процессе их хранения, а также работе с документами по результатам этого контроля. Любой документ, выданный из архивохранилища для любых целей, проходит визуальный контроль, после чего попадает в руки сотрудника архива или к исследователю, а затем вновь, пройдя процедуру контроля, возвращается в архивохранилище. Такой контроль позволяет обеспечивать сохранность документов и своевременно решать вопросы по их техническому восстановлению. Для этих целей в структуре архива существует отдел технического контроля для осуществления всех видов контроля. Отдел реставрации кинофотодокументов по рекомендациям ОТК проводит необходимые виды ручной и машинной реставрации документов. Также в структуре архива существуют отделы производственно-технический, кино и фотокопирования, которые занимаются изготовлением копий документов. Так как аудиовизуальный документ зависит от научно-технического прогресса, то архиву постоянно приходится уделять большое внимание совершенствованию материально-технической базы, без которой невозможно обеспечивать сохранность кинофотовидеодокументов, воспроизведение информации и получение копий документов для замены копий плохого технического состояния.

Контроль кинодокументов осуществляется на фильмопроверочных столах, при необходимости используются электронные или механические линейки для измерения шага перфорации, лупы - для определения биологических и механических повреждений, метромеры - для определения метража кинодокумента. При необходимости определения синхронности аудиовизуального документа применяются специальные звукомонтажные столы «СТМ-Дебри», позволяющие работать с кинопленкой с различной усадкой по перфорации. На каждую единицу хранения (коробка кинодокумента) в ОТК составляется и хранится карточка технического состояния. В эту карточку контролером ОТК заносятся результаты контроля и рекомендации по консервационно-профилактической обработке на специальных машинах, или по ручной реставрации. Так как контроль кинодокументов проводится на специальном оборудовании и при помощи специальных приборов, то одновременное проведение контроля и проверки наличия документов невозможно. Согласно правилам государственных архивов профилактический контроль документов должен проводиться раз в 5 лет, но это требование также оказывается невыполнимо из-за большого объема хранящихся документов и недостатка штатных единиц.

Аналогичный контроль в процессе хранения проводится и с фотодокументами на различных носителях (стекле, пленке). В отделе реставрации проводится чистка фотонегативов, а при необходимости, по результатам контроля ОТК, реставрационная обработка фотонегативов с применением химико-физических методов.

С помощью цифровых технологий проводится цифровая реставрации фотоизображений негативов на стеклянной основе с трещинами по основе. После цифровой обработки фотоизображение выводится с помощью фотопринтера на серебросодержащую негативную пленку (страховая копия стеклянного оригинала), а для фонда пользования изготавливается цифровая копия на CDR-диске. Один раз в год СD-диски с фотоизображениями подвергаются контролю. При необходимости изготавливается новая цифровая копия для фонда пользования на новом СD-диске.

Большая работа проводится с альбомным фондом фотодокументов. Каждый альбом требует к себе бережного и трепетного отношения, поэтому в архиве вводятся ограничения на выдачу оригиналов. Для того чтобы сохранить альбомы-оригиналы и изъять их из обращения, создаются дубль-альбомы (фонд пользования альбомного фонда). Альбомы-оригиналы подвергаются в плановом порядке ремонту и реставрации. Для этих целей специалист отдела реставрации прошел обучение по освоению переплетных и ремонтных работ, ведь альбомный фонд охватывает временные рамки с 1855 по 2003 гг. Таким образом, любой аудиовизуальный документ или его копия при выдаче из архивохранилища и возврате в архивохранилище проходит 100% контроль, так как для изготовления новой копии требуются большие финансовые вложения.

С 1992 года архив начал принимать на постоянное хранение кинодокументы на электронных носителях (видеокассетах). Технический прогресс шагнул не только в хроникально-документальное, но и художественное кино, предназначенное для киноэкранов. Производство фильма на таком носителе обходится дешевле, чем на кинопленке, но над проблемой долгосрочного хранения этого вида носителя, по сравнению с аудиовизуальным документом на пленке, мало кто задумывался. Для архивистов работа с такими документами была задачей со множеством неизвестных. Отсутствовала материально-техническая база, не было нормативно-технической документации по работе с видеодокументами в процессе их хранения, да и специалистов по работе с электронными документами. Их необходимо было срочно готовить.

В 1990-е гг. был сделан упор на приобретение видеомагнитофонов профессиональных форматов (Веtасаm SР, Веtасаm-Digita1), изучались технологии сохранения информации на электронных носителях, электронные характеристики видеозаписи, характеристики носителей, условия хранения. Большую роль в работе с видеодокументами сыграло содружество и обмен опытом работы с Госфильмофондом России и с Гостелерадиофондом России, так как к ним тоже стали поступать на хранение материалы их профиля на таких же профессиональных видеоносителях.

Архивом при сотрудничестве с ООО «Фильм-видео» был выбран ряд электронных показателей, которые характеризуют качество видеозаписи и качество видеоносителя в процессе хранения, разработаны методики входного контроля и контроля в процессе хранения видеодокументов. По ФЦП «Культура России» и из внебюджетных средства приобреталось контрольное оборудование для различных форматов видеодокументов, а также воспроизводящее оборудование (профессиональные видеомагнитофоны и видеоплееры). Сегодня можно с уверенностью сказать, что РГАКФД шел трудным, но правильным путем. Ни один принятый видеодокумент не утратил свои информационные свойства.

Если документ на кино - или фотопленке требует к себе внимания (контроля) раз в пять лет, то любой электронный документ, чтобы его сохранить, необходимо контролировать 1 раз в год, так как реставрировать видеодокумент невозможно. Входной контроль видеодокументов при приеме в архив и контроль в процессе их хранения проводится очень тщательно. На это затрачивается значительный бюджет рабочего времени сотрудников отдела комплектования и отдела технического контроля. Сроки проведения контроля технического состояния видеодокументов необходимо строго соблюдать, и если по результатам контроля выявлено падение электронных показателей видеоносителя, документ необходимо в месячный срок перезаписать на новый, желательно на цифровой носитель. Максимально видеодокумент хранится без изменения 6-8 лет.

Специалисты РГАКФД стараются идти в ногу с техническим прогрессом, постоянно следят за выходом новых электронных носителей и форматов информации, ведь они скоро тоже появятся в архивах. В целях обеспечения сохранности в архиве проводится работа по выявлению особо ценных и уникальных документов. При наличии финансовых средств создается страховой фонд этих документов. Так, уникальным кинодокументом признан документ специального выпуска киножурнала «Новости дня» (1945 г.) «Подписание Декларации о поражении Германии и о взятии на себя верховной власти Правительствами четырех союзных держав». Уникальным фотодокументов является «Семейный фотоальбом императора Александра II» (1860-1870 гг.).

В советский период работа по созданию страхового фонда на особо ценные кино- и фотодокументы проводилась планомерно. Страховые копии производились на черно-белой 35-мм кинопленке ДР-3 (производство Германия). С 1992 г. такая кинопленка перестала производиться. Работы были приостановлены. В конце 1999 г. производство черно-белой кинопленки для процесса контратипирования в Германии было возобновлено. Качество пленок ДР-3, РF-2, DN-2 соответствует всем техническим требованиям. Однако возобновить планомерную работу в этом направлении архиву не удается из-за отсутствия стабильного на эти цели финансирования. Страховое копирование кинодокументов ведется архивом только за счет денежных средств из бюджетного финансирования по ФЦП «Культура России 2006-2010 гг.» Изготовленные страховые копии на особо ценные документы после контроля ОТК отправляются в ЦХСФ.

Создание страхового фонда на фотодокументы осуществляется до тех пор, пока архив имеет возможность приобретать для этих целей серебросодержащую фотопленку типа «Ролл-фильм». По спецзаказу архиву изготавливают форматную фотопленку (18 х 24 см), а также фотопленку того формата, который в данный момент находится в работе. Страховые копии в архиве изготавливаются контактным методом на специальном аппарате. Ранее в архиве были проблемы с использованием форматных пленок, рекомендованных для создания страхового фонда на фотодокументы. Эти технические пленки некачественно передавали полутона изображения. Технологи архива вынуждены были заняться подбором новых пленок и в итоге для изготовления страховых копий по всем параметрам подошли дубль-негативная DN-2 и позитивная РF кинопленки. По спецзаказу мы в настоящее время получаем из Германии кинопленку заданного архивом формата.

С 2007 г. архив ведет работу по выявлению особо ценных видеодокументов. Согласно правилам работы государственных архивов страховая копия видеодокумента должна быть изготовлена в формате оригинала. Однако видеоносители недолговечны и опыт показал, что изготавливать страховую копию в формате оригинала нецелесообразно. Сохранение таких копий требует того же сложного контроля как и сохранение оригинала. Более рационально своевременно изготавливать новую страховую копию.

РГАКФД обязан отправлять в ЦХСФ страховые копии, а это значит, что страховой фонд архива должен быть обеспечен воспроизводящим и контрольным электронным оборудованием. Для решения вопроса по обеспечению долгосрочного хранения страховой копии, превышающей срок жизни оригинала, РГАКФД предлагает Росархиву рассмотреть вопрос о создании страховой копии на видеодокумент на кинопленке.

Сохранить аудиовизуальные документы в условиях активного использования в кинопроизводстве, на телевидении, в различных ретроспективах на фестивалях, фотовыставках, в печатных и электронных изданиях, в исторических исследованиях, частных запросах по поиску родственников и в других целях очень сложно. Для этого документы должны иметь не только качественный визуальный ряд и техническое состояние, позволяющее его воспроизвести, изготовить копию, но и обширный научно-справочный аппарат. Созданная структура справочного аппарата архива постоянно совершенствуется с тем, чтобы исследователь мог оперативно выявить из всего многообразия документов то или иное событие, конкретного человека, кино- или видеофильм. В 2005 г. создан кинокаталог в электронном виде, в котором отражаются сведения о новых поступлениях. Достаточно подробные описания дают представление о содержании фильма. К сожалению, архив не имеет возможности текстовые описания сопроводить видеорядом. Работа по наполнению базы данных продолжается: на очереди свыше 1 млн фотодокументов, хранящихся в архиве. В стадии пополнения также база данных на видеодокументы. Электронный каталог на фотодокументы с фотоизображениями размещен на сайте архива. Кинокаталог находится также в открытом доступе на сайте архива www.rgakfd.ru. В читальных залах архива, наряду с электронными базами данных по составу и содержанию аудиовизуальных документов, можно пользоваться различными классическими карточными каталогами: систематическим, именным, студийным, режиссерским и т.д.

Интерес к документам архива не угасает. В РГАКФД находится основное и самое крупное собрание кино- и фотодокументов по истории Первой мировой войны, Второй мировой войны, истории СССР, международным отношениям и многогранной жизни нашей страны. Основным потребителем визуальной информации является телевидение, которое использует историческую информацию в публицистических передачах, телевизионных документальных фильмах, новостных сюжетах, в освещении различных исторических событий. При создании фильмов к аудиовизуальным документам обращаются киновидеостудии. С фотодокументами работают историки, издательства, редакции газет, рекламные агентства, различные фонды, архивы и музеи. Все чаще к документам архива обращаются и частные лица, которые разыскивают своих родственников, события, в которых принимали они сами участие или их близкие. Часто обращаются к киножурналам «Новости дня», «Советский спорт», «Пионерия».

В последнее десятилетие коллектив архива ищет новые пути для самовыражения, для того, чтобы показать нашим гражданам, что архивисты не только ответственные хранители документов. Они предъявляют на суд современников свои творческие достижения. Активное участие РГАКФД принимает в кинофестивалях, предлагая ретроспективные показы для популяризации документальных фильмов классиков документального советского кино: Дзиги Вертова, Р. Кармена, Ерофеева, Копалина и многих других. Сотрудники отдела выставок и публикаций занимаются подготовкой и оформлением тематических выставок в стенах архива, на различных выставочных площадках, совместных выставках с федеральными архивами, музеями. Архивом организованы выставки: «Если выпало в империи родиться... Россия в фотографиях. XX век» в Центральном государственном музее современной истории России, 2003 г.; «Идет война народная. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны» в Московском музее современного искусства; «Россия. История в объективе. 1850-1940» в Выставочном зале федеральных архивов; «Петр Оцуп. Пространство революции: Россия. 1917-1941» в Московском музее современного искусства. Ведется публикаторская работа, печатаются статьи о документах архива в журналах «Родина», «Вестник архивиста», «Отечественные архивы». Осуществляется подготовка и издание полноценных каталогов к выставкам. Выходят в свет фотоальбомы: «Год 1941: фотоальбом». (М.: «Планета», 1991); «Москва. XX век». (М.: Планета, 1995); Е.Е. Колоскова. «Российская империя в фотографиях. Конец XIX - начало XX века: фотоальбом». (СПб.: «Лики России», 2004); «Парад Победы. Сквозь годы памяти и судьбы поколений: фотоальбом» (СПб.: «ЛИК», 2005); В.Н. Баталин «Россия в кинокадре. 1896-1916 гг.». (М.: РОССПЭН, 2007); Е.Е. Колоскова «Москва в фотографиях. 1920-1930 годы» (СПб.: «Лики России»).

Сотрудники РГАКФД верны своей профессии, понимают важность введения в научный оборот информации аудиовизуальных документов, раскрытия роли и значения кинофотодокумента в контексте исторического знания, в патриотическом воспитании граждан.


Аннотация / Annotation

В статье освещается уникальный опыт работы Российского государственного архива кинофотодокументов по комплектованию, хранению, учету и использованию аудиовизуальных документов.


Ключевые слова / Keywords

Российский государственный архив кинофотодокументов, аудиовизуальный документ, кинодокумент, фотодокумент, видеодокумент, обеспечение сохранности, учет, комплектование.


Калантарова Наталия Александровна

Директор РГАКФД

(495) 563-08-45

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

(для Калантароввой Н.А.)

Алексеева Татьяна Андриановна

Заместитель директора РГАКФД

(495) 563-38-38 Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript (для Алексеевой Т.А.)





Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.