ОБНОВЛЕНИЕ ЭСТРАДЫ: ГЛАВАРХИВ – О ТОМ, КАК ПОВЫШАЛИ КАЧЕСТВО КОНЦЕРТОВ В СССР

Печать PDF

В 1976 году члены Совета министров СССР пришли к выводу, что качество эстрадных концертов снизилось настолько, что перестало соответствовать эстетическим запросам зрителей и вообще теперь не имело отношения к искусству.

Больше всего нареканий у чиновников вызвал непосредственно репертуар: на эстраде практически не исполнялись лучшие советские песни и мировая классика. Полностью отсутствовали юмористические программы, не выступали артисты разговорного жанра с сатирическими номерами. Сцену занимали полупрофессиональные артисты из вокально-инструментальных коллективов, которые не придумывали новые выступления, но пытались перепеть старый репертуар и безыскусно подражали западным исполнителям, что, по мнению министров, привело к окончательному воцарению дурновкусия и пошлости на эстраде. Кроме того, многие артисты эстрады систематически выступали с концертами в других городах, а деньги за за них получали из фондов заработной платы нештатного состава местных филармоний, что привело к колоссальному перерасходу средств и нездоровой атмосфере во многих коллективах.

К решению данной проблемы срочно привлекли сотрудников Моссовета, и они провели собственное расследование. Результаты были неутешительными. Например, коллектив Москонцерта практически не пополнялся молодыми и талантливыми исполнителями. В основном в программах были задействованы артисты старшего возраста, что объясняло поколенческий разрыв. К созданию новых номеров не привлекали известных композиторов и писателей. Сотрудники Москонцерта не стремились налаживать творческие связи с театральными, хоровыми и другими коллективами, существовали замкнуто в своем тесном мирке.

Особенно конфликтным оказался финансовый вопрос. Так, менее чем за полтора года перерасход средств в местных филармониях составил 107 тысяч рублей, так как 75-ти приглашенным коллективам выплатили неоправданно высокие гонорары, а сам Москонцерт доплатил еще 130 тысяч рублей в качестве надбавки известным артистам за выступления в курортных городах. Таким образом, необходимо было срочно навести порядок на эстраде и установить размеры выплат за концерты столичным артистам, чтобы не лопнули бюджеты региональных организаций.

В связи со сложившейся ситуацией сотрудники Моссовета выпустили в декабре 1976 года решение №3113, в котором утвердили «Положение о порядке организации и проведения концертной работы в городе Москве». Положения данного документа были обязательными для директоров всех концертных организаций города, в том числе для клубов, домов пионеров, школ, где могли выступать артисты.

Члены Моссовета теперь были обязаны знакомить трудящихся только с лучшими эстрадными коллективами со всего СССР, а гастроли зарубежных и региональных исполнителей должны были заранее согласовывать с Министерством культуры СССР.

Все коллективы, которые хотели выступить с концертами в Москве, должны были за три месяца до мероприятия представить в Главное управление культуры сверстанную программу концерта, утвержденный состав профессиональных исполнителей, а также показать афишу и рекламные материалы. Календарный план всех мероприятий от каждого коллектива утверждали за год до начала творческой деятельности. На каждое мероприятие, после полного его согласования, составляли специальный акт об утверждении концерта вышестоящим учреждением культуры.

Так как сотрудники Москонцерта проявили себя не с лучшей стороны, то все столичные концерты утверждали минимум за четыре месяца до их начала. Организация выступлений на площадках, которые находились не в юрисдикции Главного управления культуры, были возможны только на основании договоров, где четко прописывали оплату выступления всех артистов, а если это был платный концерт, то организатор должен был заранее внести арендную плату за помещение и включить в договор сумму, необходимую для покрытия всех фактических расходов.

Продажа билетов и рекламной продукции, связанной с мероприятием, начиналась только после распоряжения Главного культурного управления или Министерства культуры СССР. Те же условия касались и проведения различных творческих конкурсов для детей и юношества. Если организаторы концертов нарушали какие-либо установленные правила, выступление могли отменить или не утвердить на стадии согласования.

Решение Моссовета о концертной деятельности, принятое в 1976 году, действовало до конца существования СССР и являлось примером успешного наведения порядка в одной из сфер искусства с привлечением всех административных ресурсов.

С решением Моссовета по организации эстрадных программ можно познакомиться в Главархиве по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/133161073/