ТИХОЕ МЕТРО: ГЛАВАРХИВ — О ТОМ, КАК В МОСКВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАЛИ МЕТРОПОЛИТЕН

Печать PDF

Правила шумоизоляции при строительстве линий метро были приняты Моссоветом в 1973 году, но действуют и сегодня.

В 1960–1970-х годах продолжал активно развиваться московский метрополитен. В этот период при проектировании новых линий, связывающих с центром новые районы столицы, строили станции мелкого заложения открытым способом. Это позволяло снизить общую стоимость проектов. Так было построено 38 станций, которые ввели в эксплуатацию с 1961 по 1978 год. Однако при всей экономической и технической выгоде у метода строительства линий метро мелкого заложения имелся и существенный недостаток. Значительное число ранее построенных поблизости зданий, в том числе и жилых домов, а также вся система инженерных коммуникаций оказывались в зоне воздействия вибраций от постоянного движения поездов. Все это вело к разным проблемам. Например, из строя могли выйти перекрытия в домах.

Вместе с тем руководство столицы не сразу оценило серьезность ситуации. Только в 1973 году придумали проект, по которому можно было строить неглубокие станции метро. В июне Моссовет выпустил решение № 22/29 , в котором были утверждены «Временные нормы и правила предельно допустимого приближения жилых домов и зданий культурно-бытового назначения к линиям метрополитена мелкого заложения по условиям шума и вибраций в городе Москве». Данные правила касались как проектирования новых линий, так и закладки всех жилых домов и нежилых строений, которые могли оказаться по соседству со строящимися линиями метро. Согласно нормам, наименьшее предельно допустимое удаление наружных стен тоннелей мелкого заложения от фундаментов зданий, при котором не требовалось проведения специальных мероприятий по вибрационной и шумоизоляции, составляло 40 метров в каждую сторону от стен тоннеля. Благодаря этому проекту построили ряд станций метро — «Арбатскую», «Александровский сад» , «Кропоткинскую», «Смоленскую», «Сокольники» .

При проектировании перспективных линий метро в зоне строительства домов и инженерных коммуникаций выделялись специальные технические коридоры шириной не менее 40 метров. Их положение утвердили и отобразили на официальном плане красными линиями, которые должны были учитывать при застройке соответствующих территорий. При строительстве зданий необходимо было установить амортизирующие элементы, шумопоглощающие экраны и стенки, чтобы защитить жилые объекты от вибрационного воздействия в радиусе 40 метров от линий метро.

Решение Моссовета было включено в регламент «Строительных норм и правил» (СНиП). Этими нормами должны были руководствоваться проектировщики и метростроевцы в столице. Моссовет обязал Главное архитектурно-планировочное управление по городу Москве в обязательном порядке учитывать установленные нормы при выдаче разрешений на строительство, а также при оценке и утверждении всех проектов жилой и инфраструктурной застройки в зонах, прилегающих к перспективным линиям метро. Министерство транспортного строительства и Госстрой СССР также не принимали к реализации проекты, где новые требования не были учтены. Нормы по строительству метрополитена, принятые в 1973 году, действуют и сегодня.

С решением Моссовета о нормах строительства метрополитена можно познакомиться по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/125425073/