ГЛАВАРХИВ — О ТОМ, КАК ВВОДИЛИ НУМЕРАЦИЮ ДОМОВ В МОСКВЕ В 1940 ГОДУ

Печать PDF

Правила нумерации и присвоения номеров новым домовладениям имели большое значение для столицы. Знание этих принципов поможет не заблудиться в мегаполисе и сегодня.

В октябре 1940 года в Москве было принято решение о наведении порядка в нумерации домов. Оно стало следствием специфических проблем, возникших в результате реализации генерального плана развития и реконструкции столицы 1935 года.

Население города неуклонно росло, одновременно во многих районах велось активное промышленное и жилищное строительство, шла реконструкция территорий. Из-за изменений городской застройки происходили постоянные сбои в нумерации домов, корпусов, а иногда даже подъездов и квартир. Снесли старые бараки или дома либо возвели новый многоквартирный вместо пары-тройки старомосковских деревянных «с мезонинами» — и вот уже путаница с адресацией и навигацией.

К 1940 году увеличение количества таких адресов потребовало срочного вмешательства Моссовета. Документы об этом интересном решении городских властей хранятся сегодня в фондах Главархива Москвы.

Решение исполкома Моссовета № 2354 «Об упорядочении нумерации домов и квартир» утверждало общегородскую инструкцию по нумерации домовладений и внесению изменений в существующую нумерацию. Документ возлагал ответственность за разработку проектов нумерации новых домов или корректировку уже существующей на Городское инвентаризационное бюро, действующее согласованно с соответствующими райисполкомами. Подготовленные МосгорБТИ проекты утверждались решениями Моссовета. Их исполняли райисполкомы, которые привлекали к реализации поручений районные жилуправления и отделения милиции.

Нумерацию на столичных дорогах и во дворах проводили по следующим правилам. На всех радиальных магистралях, улицах, в переулках, проездах, идущих от центра к области, номера домовладений должны были возрастать также по направлению от центра. В проездах кольцевых и поперечных к радиальным нумерация шла по ходу часовой стрелки. В каждом радиальном проезде дома с правой стороны, считая от центра, а на кольцевых и поперечных — считая по ходу часовой стрелки, обозначались четными номерами, а дома с левой стороны — нечетными.

Угловые дома получали двойную нумерацию в виде простой дроби, причем в числитель выносился номер дома по главной (более крупной) улице. При укрупнении домовладения (чаще при возведении одного более крупного дома вместо нескольких старых) ему или новому дому присваивался наименьший номер. Например, новый многоквартирный дом, возведенный на месте старых 9, 11, 13, получал девятый номер.

В обратной ситуации — при разделении прежнего домовладения на два или более — прежний номер присваивали тому новому зданию, что стояло первым по ходу нумерации проезда. Последующие строения получали литерные номера — например, дома 6, 6 а и 6 б.

Не забыли и о существовавших на момент принятия решения сложносоставных домовладениях. Каждому входящему в них бараку или зданию присваивался, помимо общего для всех номера домовладения, еще и номер корпуса, начиная от проезда. Например, дом 12 мог состоять из трех-четырех корпусов, из которых непосредственно на улицу выходил только первый, а остальные два или три находились за ним. Такое же правило вводилось для ранее отдельных зданий, расположенных вне улиц не по одной линии. Большинство из них оказались преобразованными и перенумерованными в корпуса ближайших домовладений.

Решение Моссовета предусматривало и упорядочивание нумерации отдельно стоящих домов, расположенных в глубине кварталов и вдали от проездов. Они чаще всего получали номер по тому проезду или улице, к которым имели ближайший выезд.

Инструкция вводилась в действие незамедлительно после принятия решения. В течение месяца все жилищные управления, коменданты общежитий и бараков должны были реализовать новую нумерацию на практике и закрепить ее результаты, развесив соответствующие указатели и номера. Проверка исполнения возлагалась на Управление милиции города. Его начальнику уже 15 ноября 1940 года следовало отчитаться перед Моссоветом. Правда, существовало одно исключение: упорядочивание нумерации можно было не проводить, если на улице или в квартале в течение полугода планировалась реконструкция или массовая застройка. В этом случае нумерация проводилась уже по новой карте.

Правила нумерации и присвоения номеров новым домовладениям имели большое значение для столицы. Знание этих принципов поможет не заблудиться в мегаполисе и сегодня.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/114255073/