Выбор читателей:

"ИЗОБРАЖЕНИЕ И КУЛЬТ: САКРАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В ХРИСТИАНСКИХ ТРАДИЦИЯХ". ВТОРАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В РГГУ 20-21 ноября 2020 г.

Печать PDF

Организаторы:

Российский государственный гуманитарный университет факультет культурологии

Центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Школа актуальных гуманитарных исследований ИОН

Лаборатория теоретической фольклористики

Сакральные образы в любую эпоху функционируют в сложном культурном и социальном контексте. Они маркируют, «осваивают» и «присваивают» пространство, формируют символическую топографию не только храма, но и городского или сельского ландшафта, структурируют индивидуальное и коллективное поведение, воспринимаются как полноценный субъект коммуникации. Образам молятся и угрожают, их просят о помощи и призывают в качестве свидетелей, принуждают к чуду, одаривают или пытают, торжественно хоронят или гневно «убивают». Подобные действия обращены не только на иконы или статуи святых, но и на миниатюры или фрески с изображением библейских сюжетов, сакральных предметов или символов. В отличие от других почитаемых объектов, специфика изображений в том, что практики общения с ними так или иначе связаны с их визуальной структурой, заложенным и воспринимаемым смыслом. Тем не менее вопросы семантики и антропологии искусства редко изучаются вместе. В фокусе внимания исследователей, как правило, оказываются либо иконографические особенности изображения, либо обряды, которые выстраиваются вокруг него. Одна из ключевых задач конференции – рассмотреть визуальные «образы-объекты» (в терминологии Жерома Баше) в сложной взаимосвязи заложенных смыслов (регистр «написания»), уровней восприятия (регистр «прочтения») и зрительских стратегий коммуникации.

Для массового зрителя любая масштабная иконографическая программа или многофигурная композиция – текст с мерцающим, а зачастую неясным, закрытым смыслом. Сюжеты, мотивы и знаки понятны рядовому прихожанину и даже читателю лицевой рукописи в более или менее ограниченном объеме. Свою роль играет и удаленность от зрителя многих церковных изображений, и мелкий размер отдельных фигур. Тем не менее «избыточность» визуальной информации может работать на ее эффективность. Средневековые авторы как на востоке, так и на западе христианского мира наделяли храмовые образы целым рядом взаимосвязанных функций. Среди них не только моленная и дидактическая (которая часто оказывается на последнем месте) – изображения порождают воспоминания, наводят на мысли о непознаваемой святости, определяют эмоциональный настрой, формируют эстетико-литургический синкретизм. Как отмечал Жером Баше, рассуждая о социальной роли храмовых образов, способы их бытования и регистры эффективности в культуре многочисленны и пластичны, они меняются и накладываются друг на друга в каждой конкретной ситуации. Изучению этого комплекса проблем будет посвящен наш второй международный форум.

Отдельно предполагается рассмотреть вопрос об иконографическом «каноне» и «каноничности/неканоничности» изображений – с точки зрения носителей традиций и с позиции современных исследователей, оперирующих этим термином либо считающих его некорректным.

В рамках конференции предполагается обсудить следующие вопросы:

– От поклонения до мести: стратегии коммуникации с визуальными образами

– Роль зрителя: уровни понимания и регистры эффективности изображений

– Символы, маркеры, жесты: визуальный «микрорассказ» и вопрос о зрительской рецепции знаков

– «Канон» в иконографии: история понятия, существующие определения и проблемы использовании термина

– Храм как «пространство образов»: визуальная программа собора в контексте литургического и индивидуального ритуала

– Традиция возрождаемая и конструируемая: почитание икон в России конца XX – начала XXI в.

– Ложные интерпретации визуальных сюжетов в научной и околонаучной среде: «биография» ошибок, каналы их трансмиссии и функционирование в социуме

– Сакральные образы в нехристианских традициях: интерпретация изображений и коммуникация с изображениями

Для подачи заявки на конференцию просим в срок до 10 октября 2020 г. просим прислать заявку по форме:

ФИО, ученая степень и звание, аффилиация, контактный e-mail, названия доклада, тезисы объемом около 3000 знаков с пробелами, на два адреса: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript и Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В теме письма укажите: «Образ и культ: Фамилия И.О.» (пример: «Образ и культ: Иванов П.П.»).

Оргкомитет примет решение о включении доклада в программу не позднее 20 октября 2020 г.

Рабочие языки конференции – русский и английский.

Предполагается очное проведение конференции. Для иностранных и иногородних коллег возможно заочное участие на платформе Zoom.

К сожалению, Оргкомитет не может предоставить оплату проезда и проживания.

По результатам конференции будут собраны подборки в журнал «Вестник РГГУ» (список ВАК).

Актуальная информация о конференции будет размещена на сайтах РГГУ и РАНХиГС.

Вопросы организаторам конференции можно задавать по адресам: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript и Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Оргкомитет конференции:

Антонов Дмитрий Игоревич, д.и.н., дир. УНЦ Визуальных исследований Средневековья и Нового времени ФК РГГУ (председатель),

Лидов Алексей Михайлович, академик РАХ, дир. научного Центра восточнохристианской культуры, зав. отделом культуры древности Института мировой культуры МГУ,

Петров Никита Викторович, к.филол.н., зав. Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС,

Харман Дильшат Догановна, канд.искусств., с.н.с. УНЦ Визуальных исследований Средневековья и Нового времени ФК РГГУ (отв. секретарь),

Рычкова Надежда Николаевна, к.филол.н., с.н.с. Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС,

Косяков Валерия Александровна, к.искусств., с.н.с. УНЦ Визуальных исследований Средневековья и Нового времени ФК РГГУ,

Майзульс Михаил Романович, н.с. УНЦ Визуальных исследований Средневековья и Нового времени ФК РГГУ,

Доронин Дмитрий Юрьевич, н.с. Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС.