Выбор читателей:

НА ТРОТУАР НЕ ЗАЕЗЖАТЬ, ЛОШАДЬ НЕ ПРИВЯЗЫВАТЬ: КАК РАБОТАЛИ ИЗВОЗЧИКИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Печать PDF

Запрещалось ездить без пассажиров по оживленным улицам и останавливаться на них.

В начале XX века Москва заметно расширилась, выросло и ее население. Линейки (конный общественный транспорт того времени) уже не справлялись с количеством пассажиров. В городе все еще пользовался спросом частный извоз. Сведения о том, как жили московские извозчики, сохранились в Главархиве.

Регламент извозчиков

Хотя появление конки, а после и трамвая сильно ударило по работе наемных возниц, заработок извозчиков был весьма солидным. Московская городская управа сообщала, что в период с 1902 по 1908 год их количество составляло от 19 571 до 37 070, а общий средний годовой доход, если в сутки извозчик зарабатывал три рубля, составлял более 20 миллионов рублей, в то время как выручка трамвая за 1912 год не превышала 12 миллионов рублей.

Такое количество извозчиков требовало определенного регламента. В 1914 году вышли обновленные постановления Московской городской Думы «О порядке производства извозного промысла в городе Москве». Будущим извозчикам со своими заведениями следовало заявить полиции о новом виде деятельности, а позже явиться с лошадьми и экипажем для тщательного осмотра.

После этого мероприятия к экипажу, прошедшему контроль, прикреплялся особый знак Московской городской управы. А извозчик получал от местной полиции свидетельство, куда записывалось его звание и место жительства, место нахождения его заведения, число лошадей и экипажей, признанных годными. Здесь же указывалось, сколько имеется упряжи и кучерской одежды, а также предполагаемое число сотрудников.

Сообщалось, что извоз по Москве делился на три вида: легковой (езда на одноконных и парных экипажах), ломовой (перевоз кладей на одноконных и парных грузовых экипажах) и езду в парных многоместных экипажах, то есть на линейках (омнибусах). Каждый многоместный экипаж указывал свой тракт (путь следования), а также на видном месте имел объявление о числе мест и их стоимости. Ездить по Москве с тройкой или четверкой коней в ряд запрещалось, это было возможно лишь в случае загородных поездок.

Новые правила извоза

В 1927 году возникли новые правила. Легковым извозчикам запретили въезжать на тротуар, привязывать лошадей к фонарям и деревьям, перилам и столбам, а еще выезжать на хромых или болеющих лошадях.

При спуске с горы, на перекрестках и перед переходящими улицу извозчики должны были придерживать лошадей. Зимой в экипажах обязательно стоило иметь полости (теплые покрывала для ног), а летом — фартуки (тоже покрывала, но из легких тканей). Извозчики также должны были заботиться о состоянии экипажа и упряжи.

Свободным экипажам запрещалось проезжать по улицам с оживленным движением, а также останавливаться на них вне постоянных стоянок. Список этих улиц и стоянок определял административный отдел Московского губернского исполнительного комитета по соглашению с московским коммунальным хозяйством.

Имелись у легковых извозчиков и номерные знаки. Прикреплялись они в определенном порядке: один знак больших размеров с крупными цифрами крепился на задке экипажа, еще один такого же размера помещался на левой стороне козел, а третий, малых размеров, — на козлах экипажа, он был повернут к седоку. Четвертый знак, тоже маленький, никуда не крепился, но возился в экипаже все время.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/103490073/