Выбор читателей:

ГЛАВАРХИВ МОСКВЫ РАССКАЗАЛ О ЛИЧНОМ ФОНДЕ КИНОВЕДА АРОНА БЕРНШТЕЙНА

Печать PDF

Прежде чем открыть для себя кино, Арон Бернштейн работал слесарем-разметчиком.

Главархив хранит личный фонд журналиста и кинокритика Арона Бернштейна, переданный на хранение в архив самим владельцем. Сюда вошли творческие документы: работы, посвященные судьбам фильмов «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна и «Если дорог тебе твой дом» Василия Ордынского, статьи и биографические очерки про известных людей. Здесь также представлена автобиография Арона Бернштейна, афиши его лекций.

Арон Бернштейн родился в Ленинграде 1 марта 1926 года. Будучи еще 16-летним подростком, он работал слесарем-разметчиком. Так он пережил всю блокаду.

На Московский завод №500 Арона Бернштейна перевели в 1943 году. Помимо работы, он учился в вечерней школе. А после того, как ее окончил, поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета (сейчас это Санкт-Петербургский государственный университет). Закончив учебу в университете, Бернштейн долгое время преподавал русский язык и литературу в школе и техникуме.

Затем в 1961 году Арон Бернштейн стал студентом Всесоюзного государственного института кинематографии (сейчас – Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.В. Герасимова), где выбрал киноведческий факультет. Спустя пять лет Бернштейн закончил учебу в университете по специальности редактор-киновед и начал карьеру лектора Бюро пропаганды советского киноискусства. За 30 лет работы он прочитал более 4000 лекций о кино.

Арон Бернштейн, чей рабочий псевдоним звучал как Аркадий Бернштейн, стал автором большого количества критических статей о современном киноискусстве, которые публиковались в изданиях «Огонек», «Неделя», «Искусство кино», «Советский экран», «Собеседник» и других.

Интересовался Бернштейн и изучением еврейского кино дореволюционной России, проблем взаимоотношений искусства и власти, кино и школы. В Главархиве хранится статья журналиста о проблемах развития киноискусства в условиях тоталитарного режима. Важное место среди его исследовательских работ занимали очерки о репрессированных деятелях советского кино и актерах с непростой судьбой – кинооператоре Владимире Нильсене, актерах Михаиле Геловани, Эмме Цесарской и других. Некоторые из этих биографических очерков вместе с документами деятелей хранятся в Главархиве.

В фонд кинокритика вошли также различные фотодокументы, в числе которых фотооткрытки издательства «Кинопечать» 1928 года с изображением режиссера Сергея Эйзенштейна и артиста балета Михаила Габовича, фотооткрытки с изображением актеров Аркадия Толбузина и Сергея Голованова с их автографами. Здесь также представлены два рисунка: шарж на Соломона Михоэлса, выполненный артистом его театра Эли Трактовенко, и шарж на драматурга Иосифа Прута.

Перед выходом на пенсию Арон Бернштейн занимал должность редактора отдела истории кино и публицистики во Всесоюзной актерской газете «Созвездие». Не стало Арона Бернштейна 30 мая 2003 года.

Познакомиться с документами Арона Бернштейна можно в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 82, корпус 1. Он открыт по понедельникам с 09:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 09:30 до 15:00. В читальном зале соблюдаются необходимые санитарные требования: столы стоят на большом расстоянии друг от друга, в помещении регулярно проводится дезинфекция. Посетителям необходимо иметь при себе маску и перчатки.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/87046073/