АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Печать PDF

А.К. КОТ

г. Дзержинск, Республика Беларусь

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

К 90-летию Российского государственного архива кинофотодокументов и памяти заслуженного профессора РГГУ, основателя факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института РГГУ В.М. Магидова

Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов – специализированное учреждение для обеспечения сохранности, учета, комплектования и использования аудиовизуальных документов.

История архива начинается в октябре 1930 г., когда постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета БССР, основываясь на «Положении об архивном управлении БССР», при Центральном государственном архиве Октябрьской социалистической революции (ЦГАОР) был организован отдел кинофильмов и соответствующих материалов. Датой рождения архива считается 29 марта 1941 г., когда было издано Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 723 «Об утверждении положения о Государственном архивном фонде и сети государственных архивов Союза ССР». Лишь 16 ноября 1943 г. во исполнение постановления Совета Народных Комиссаров БССР №172 начата работа, утверждена структура и штатное расписание ЦГАФФКД НКВД БССР.

Пройдя через испытания войной, необходимость реструктуризации и переименования, переезд из неприспособленного здания в 13-этажное специализированное строение, БГАКФФД сегодня – единственное в республике хранилище аудиовизуальных документов по истории белорусского государства. В настоящее время степень загруженности архивохранилищ составляет 75 %. На хранении находится 41 тыс. ед.хр. кинодокументов, 257 тыс. ед.хр. фотодокументов, около 19 тыс. ед.хр. фонодокументов, более 4 тыс. ед.хр. видеодокументов, а также 5,5 тыс. рулонов страхового фонда Национального архивного фонда Республики Беларусь. В архиве хранятся: хроникально-документальные, художественные и анимационные фильмы, киножурналы, отдельные киносюжеты; фотодокументы в виде негативов, позитивов и фотоальбомов; хроникально-документальные и художественные звукозаписи. В документах архива отражены события государственной, общественно-политической, экономической и культурной жизни республики.

В структуре учреждения восемь отделов и три лаборатории по основным направлениям деятельности. На учете в БГАКФФД состоит 204 источника комплектования, проводится работа по приему документов от граждан. Читальный зал архива включает в себя кинофотофонотеку и помещение, предусмотренное для работы отдельных групп пользователей, и рассчитан на 12 посадочных мест.

Кроме того, что архив принимает на хранение документы на цифровых носителях, проводится оцифровывание фотодокументов, фонодокументов и видеодокументов. В рамках реализации Государственной программы «Архивы Беларуси» в целях совершенствования работы создана специализированная автоматизированная информационная система, состоящая из трех баз данных на кино/видеодокументы, фото и фонодокументы. В работу внедрен её первый этап.

На основе документов архива подготовлены десятки сборников, сотни статей, выставок документов, теле- и радиопередач. Архивные документы популяризируются в СМИ (в том числе интернете), в ходе обзорных и тематических экскурсий, открытых уроков, выездных ретроспектив, в рамках участия в культурно-образовательных проектах и научных конференциях. О степени востребованности архивных документов свидетельствует рост тематических запросов. Изданы путеводители по кино и фонодокументам. В перспективе - работа над справочником по фотодокументам.

История белорусского кино в лицах

Аудиовизуальные документы обладают высокими информативными свойствами. Документы Национального архивного фонда Республики Беларусь являются бесценным историческим источником и достоянием национального и мирового культурного наследия. В современном мире в различных аудиториях все чаще возникает интерес к историко-культурному материалу, запечатленному на экране.

Обратимся к истокам развития белорусского кино, которое начало свой путь с созвучия хронике истории. Родоначальницей национального художественного кинематографа является картина Юрия Тарича «Лесная быль», премьера которой состоялась в 1926 г. (помощником был молодой Иван Пырьев) Сценарист фильма Михась Чарот, который сам был участником партизанского движения, воссоздал эпизоды борьбы белорусского крестьянства с белополяками в 1920 г. и освобождения Беларуси. Сегодня этот фильм смотрится как солнечный, пронизанный приключенческой романтикой. Съемки шли в бывшей усадьбе графа Чапского в деревне Прилуки под Минском. В массовках, так называемых типажей, участвовали местные крестьяне, которые недавно освобождали свою землю от оккупантов. Кроме того, для исторической памяти важно то, что в одном из эпизодов молодой цимбалист играл на сельской вечеринке. Им был будущий прославленный мастер народно-инструментального искусства Иосиф Жинович.

Как известно, студия «Белгоскино» в 1927 – 1939 гг. находилась в Ленинграде. В создании первых белорусских фильмов активно участвовали и белорусские, и российские мастера. Сценарист, режиссер, актер, один из организаторов Первой госкиношколы в Москве (1919) В.Гардин написал сценарий фильма на историческую тему «Кастусь Калиновский». В 1928 г. Владимир Гардин сам и поставил этот первый историко-приключенческий фильм. На хранение в БГАКФФД этот документ поступил буквально недавно, в 2015 г., в виде копии на дисковом носителе.

В основу фондов кинодокументов БГАКФФД, квалифицирующихся как художественные фильмы, лёг результат труда белорусских кинематографистов. Первый фильм режиссеров Н. Калинина и Ю. Рыбчёнка «Рудобельская республика», созданный в 1971 году был принят в 1994 году (в ролях Будрайтис Ю., Белохвостик В., Каморный Ю., Кармунин П., Гринько Н., Виторган Э., Клюев Б., Дворжецкий В., Шмаков Ф., Янковский Р.). Описание документа сопровождает следующая аннотация: «Этой республики нет на карте. И столица ее не пестрела многолюдием, не сияла огнями домов. А была в Белоруссии деревня, лапотная, соломой крытая, дремотная. Но вот вернулись солдаты с фронтов 1-й мировой войны, водрузили над правлением красный флаг. С тех пор и живет Рудобелка». Уже самые первые поступления говорят о том, что белорусское кино связывает свои достижения с воплощением героико-патриотической темы в наиболее ярких и талантливых кинолентах.

Если возвращаться к теме мастеров, среди режиссеров белорусского довенного кино выделаются два имени – Юрий Тарич (Алексеев) и Владимир Корш-Саблин (на фото съемочной группы – стройный подтянутый военный).

Работа последнего представлена в фондах архива документальными фильмами и художественной картиной «Константин Заслонов» (1949 г.). Важный факт – Ю. Тарич дал путевку в жизнь поколению молодых послевоенных режиссеров В. Турову (фильмы «Я родом из детства», «Люди на болоте»), Б. Степанову (фильм «Батька», «Аз воздам»; к сожалению «Альпийской баллады» нет в фондах архива). Несправедливо не вспомнить имя режиссёра, положившему начало детскому кино - Лев Голуб, фильмы «Девочка ищет отца» (1959 г.), приключенский фильм «Миколка-паровоз» (1956 г.) Перелом в истории белорусского кино начинается в шестидесятые годы, когда дебютируют выпускники ВГИКа. Новая школа основана на идеях человечности, добра и справедливости. Например, Игорь Добролюбов снял эпический телесериал по романам писателя И. Чигринова «Плач перепелки» (1992 г.). Виталий Четвериков в своих фильмах через художественные экранные образы максимально достоверно передает события близкие к документальной прозе – фильмы «Глубокое течение», «Глядите на траву». Еще один выпускник ВГИКа Владимир Бычков проявил одаренность в костюмном фильме «Город мастеров» (1965 г.) по сказке Т. Габбе. Театральный художник А. Бойм создал на экране театрализованное зрелище, композитор О. Каравайчук стилизовал музыку под старинное звучание романсов и песен Средневековья, особая стилистика и красота у костюмов, выполненных по эскизам художника А. Кавецкой. Великолепна романтичная героиня в исполнении Марианны Вертинской. По мнению критиков, этот фильм - живопись киноэкрана. Особая история у работы В. Бычкова «Житие и вознесение Юрася Братчика» (по роману В. Короткевича «Христос приземлился в Городне»). Снятый в 1967 г. фильм был выпущен на экран в 1989 г. после многих переделок. Свое понимание кинематографа как материализованную духовность донес в своих работах талантливый режиссер, выпускник ЛГИТМиКа Валерий Рыбарев. В фондах БГАКФФД имеется один из его фильмов «Свидетель» (1986 г. по повести В. Козько «Суд в Слободе»). Нельзя не вспомнить вклад в белорусский кинематограф Леонида Нечаева. Его фантасмагоричные фильмы-сказки, киномюзиклы – поистине классика не только белорусского, но и мирового кино для детей. К сожалению, его работы находятся на хранении в Госфильмофонде. Свои личностное видение истории народа, ее этапов, драм и свершений реализует режиссер М. Пташук в кинодрамах «Знак беды» (1986), «Наш бронепоезд» (1988), «Коператив «Политбюро», или будет долгим прощание» (1992) и в своем последнем фильме – «В августе 44-го…» (2000).

В 1990-е гг. в белорусском кино происходит смена поколений. Ушли, внезапно завершив свой жизненный и творческий круг, оставив нереализованные свои замыслы В. Туров, Ю. Марухин, М. Пташук, В. Шевелевич. Пришли новые режиссеры – выпускники Белорусской государственной академии искусств. Режиссеры В. Аслюк, Г. Адамович, А. Кудиненко, А. Колбышев проявляют несомненное кинематографическое дарование и их работами продолжают пополняться фонды архива.

В национальном культурном наследии достойное место занимает белорусская анимация. Работа режиссеров-аниматоров отмечена призами на международных фестивалях во многих странах мира. Свои фильмы И. Кодюкова решает в жанре философской притчи на темы христианских ценностей «Святочные рассказы», «Девочка со спичками», «Удивительный ужин в сочельник», «Притча о Рождестве». Для детей свои добрые фильмы-сказки создали Е. Ларченко «Покатигорошек» (первый принятый в 1994 г. на хранение анимационный фильм), И. Волчек «Как лиса волка судила», Е. Турова «Сказка о синей свитке», В. Довнар «Как Василь хозяйничал». Режиссер-аниматор А. Ленкин кроме сказки «Яма, танцы, четыре струны» создает комедийный сериал «Реактивный поросенок».

Естественно, это только штрихи к тому богатому киноматериалу, который находится в составе Национального архивного фонда Республики Беларусь. Несмотря на то, что от общего объема фондов художественные фильмы занимают чуть более 4 %, документы представлены во всем жанровом разнообразии: игровые фильмы, исторические, мелодрамы, приключенческие, детективы, фильмы для детей, сериалы, спектакли. Работам белорусских киномастеров дали высокие оценки киноведы, кинокритики, фильмы и их создатели отмечены государственными наградами, дипломами и наградами различных фестивалей (региональных и международных) Наравне с уникальными документальными фильмами, хранящимся в архиве, статус «особо ценный документ» присваивается, в том числе художественным и анимационным. Фонды архива продолжают пополняться новыми работами, новыми носителями, новыми историческими источниками, представленными в виде художественного произведения.

Сведения об авторе

Кот Алла Константиновна, главный хранитель фондов Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, 222720, Республика Беларусь, г. Дзержинск, ул. Фоминых, д. 1, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript