«ОБЪЕДИНЯЯ РОССИЮ: ОТ ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ДО ВЕЛИКОГО СИБИРСКОГО ПУТИ». ПЕРЕДВИЖНОЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ЦАРСКОЕ СЕЛО»

Государственный музей-заповедник «Царское Село» в 2024 году продолжит путешествие по стране масштабного передвижного выставочного проекта «Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути». Он проводится совместно с Государственным архивом Российской Федерации и Музеем железных дорог России.

Об этом рассказали в пресс-службе ГМЗ. Выставка посвящается 185-летию открытия первой в стране Царскосельской железной дороги и 130-летию основания Транссибирской магистрали.

Указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года. Открыта дорога 30 октября 1837 года.

Выставка путешествует по стране с 2022 года. В ней представлено более 100 предметов. Среди них - живопись, графика, фотографии, документы (в том числе с маргиналиями Николая II), мемориальные мундиры, образцы ливрейного и форменного платья, памятные знаки, предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с путешествиями императоров; материалы по строительству и функционированию железных дорог, модели поездов и вагонов.

Разделы выставки дополнены архивными документами и фотографиями из фондов ГА РФ (в цифровом формате), а также мультимедийными проектами.

Царское Село и Владивосток разделяют десять тысяч километров, но вместе с тем эти города объединены общими страницами истории, связанными с именем последнего российского императора Николая II. В 1916 году, когда было завершено строительство Амурской магистрали, железная дорога непрерывным полотном связала самые западные и самые восточные регионы страны.

Экспозиция рассказывает не только о той роли, которую сыграли железные дороги в развитии территорий и судьбе жителей в разных регионах нашей страны, но и освещает отдельные страницы истории развития железных дорог в России, связанные с российскими императорами.

Первая «пробная» железная дорога была сооружена по воле императора Николая I вопреки желанию высокопоставленных чиновников того времени. Несмотря на то, что в народе она считалась «увеселительной», да и сам император нередко в качестве развлечения катался «экстренным поездом» с приближенными до своего летнего Александровского дворца в Царском Селе, она стала неоспоримым аргументом в пользу продолжения развития железнодорожного дела в России.

Последняя построенная в дореволюционной России железная дорога - великий Транссиб. Построена в 1891-1916 годы. Длина магистрали по окончании строительства составляла 8,3 тыс. км. Это самая длинная в России и в мире железная дорога.

Транссиб сооружался под пристальным личным контролем Николая II, глубоко понимавшим с самого дня закладки его конечной точки во Владивостоке в 1891 году значение этой магистрали для развития страны, и до сегодняшнего дня остается непревзойденным по множеству параметров инженерно-техническим сооружением.

Выставочный проект «Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути» стартовал в августе 2022 года. За это время экспозиция повторила маршрут возвращения из путешествия на Восток будущего императора Николая II в 1891 году: Владивосток - Иркутск - Новосибирск - Челябинск. До октября текущего года выставку принимала Тюмень. С экспозицией в разных городах познакомились более 42 тыс. человек. Очередным пунктом назначения станет Нижний Новгород.

Источник: https://statearchive.ru/1703