ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ВОЙН КАК ОБЪЕКТ АРХИВНОГО ХРАНЕНИЯ

Печать PDF

Фотодокументы, поступающие на постоянное хранение в архив, необходимо рассматривать как объект архивного хранения в их комплексе.
Комплекс всех передаваемых в архив фотодокументов проходит обычный в таких случаях путь от собственника документов до архивной полки, представляющий собой следующие этапы:

• организационный процесс, включающий в себя переговоры с собственником фотодокументов, предварительная экспертиза ценности; в случае позитивного решения вопроса о передаче фотодокументов в архив (после согласования с ЭПК РГАКФД и утверждения директора архива) подготовка пакета документов (заявление лица, передающего фотодокументы, или письмо от организации, договор с собственником документов о передаче фотодокументов на постоянное хранение в архив, акт приема-передачи фотодокументов в архив для проведения экспертизы ценности и последующей передачи их на постоянное хранение в архив);

•    собственно экспертиза ценности фотодокументов, проводимая, как правило, в архиве;

•    расшифровка и описание фотодокументов и подготовка их в соответствии с «Основными правилами работы государственных архивов» на постоянное хранение.

По такой схеме, которая в упрощенной форме здесь приведена, принимаются на постоянное хранение в архив все документы.

Выделяя же из общего комплекса фотодокументов документы по военной истории, необходимо отметить, что они имеют ряд особенностей.

Во-первых, фотодокументы по военной тематике передаются на постоянное хранение в архив только из личных архивов.

Во-вторых, эти документы передаются, в основном, наследниками фотографов или фотокорреспондентов, что, конечно, затрудняет их расшифровку.

В-третьих, эти фотодокументы описаны очень поверхностно: например, может стоять только дата съемки или место съемки, или упоминаться одно из нескольких лиц, изображенных на фото, а также эти фотодокументы могут быть без описания. Иногда это просто рулоны с пленкой в металлических коробках.

В-четвертых, снятая и проявленная зачастую в полевых условиях пленка, пролежавшая 60 и более лет в условиях, далеких от идеального хранения, имеет серьезные технические повреждения, порой изображение утрачено безвозвратно.

Время идет. Все дальше уходят от нас события Первой мировой, Великой Отечественной войн, все меньше фотодокументов поступает в архив по данной теме, и тем выше ценность каждого такого фотодокумента, тем лояльнее критерии отбора. И если, например, 30 лет назад мы бы, возможно, не приняли тот или иной фотодокумент по военной тематике, посчитав его недостаточно ценным для включения в Архивный фонд, то в настоящее время критерии экспертизы ценности склоняются в сторону каждого фотодокумента по истории войн. Архивисты очень бережно относятся к каждому документу, могущему вписать еще одну строчку в военную историю страны. Порой документы, поступающие из личных архивов в количестве 3,5 единиц хранения, значительно дополняют комплекс фотодокументов по военной тематике, находящийся на хранении в РГАКФД, которым мы по праву гордимся.

Обозначив тему данной статьи, я должна сделать одну оговорку: здесь будут упоминаться лишь фотодокументы по Первой мировой, Великой Отечественной войнам. Не будут рассматриваться фотодокументы по истории войны в Афганистане, в Чеченской республике, по участию страны в военных локальных конфликтах. К сожалению, еще очень мало, единично поступают эти фотодокументы в архив. Обобщение и анализ комплекса этих документов - тема следующих выступлений. Представляется, что эта информация должна стать по-настоящему ретроспективной, немного отодвинуться во времени, чтобы можно было говорить о ней с определенной объективностью, несмотря на то что тема эта, безусловно, очень актуальна.

Во всех выступлениях, нормативно-методических разработках в частности в поручении Правительства РФ 2001 г., Российскому организационному комитету «Победа», приказе Росархива № 38 от 28 мая 2001 г. отмечаются необходимость и важность тщательного собирания документов периода Великой Отечественной войны, а также других документов военной истории Отечества.
Мы в полной мере стараемся выполнить задачу, стоящую перед архивом. Теперь о том, что в этом направлении удается сделать.

На рубеже веков, это с 1998 г. по настоящее время, в РГАКФД на постоянное хранение принято более 2,5 тыс. фотодокументов по военной тематике. Это документы из личного архива О.Б. Кнорринга, С.А. Хейфеца, В.А. Темина, А.Межуе-ва, А.Е. Епифанова, И.Б. Мощанского, Ф.Кислова, А.И. Ста-новова, кинооператора В.И. Орлянкина и т.д.

Это фотодокументы по истории Военно-морского флота в период Великой Отечественной войны, истории 31-й армии Калининского фронта, по военным действиям в Карпатах, по капитуляции Японии, виды разрушенных городов Украины, фотодокументы по освобождению Крыма, портреты Героев Советского Союза, летчиков полка «Нормандия-Неман» и т.д.

Фотодокументы, поступившие в архив, были разной степени аннотированности и разного технического состояния. При составлении описей использовалась справочная литература, специалисты отдела обращались за помощью в Институт военной истории, ГА РФ и другие учреждения.

Однако я хочу остановиться на документах по военной истории Отечества, находящихся в работе и еще не переданных отделом в хранилища архива.

Остановлюсь на трех комплексах документов, над которыми мы сейчас работаем. Это фотодокументы, поступившие из личных архивов М.А. Трахмана, Е.К. Полуниной и И.М. Латышевой.
Михаил Анатольевич Трахман родился 05.10.1918 г., с 1939 года был призван в Красную Армию, участвовал в советско-финской войне. С 1941 г. специальный военный корреспондент и корреспондент по партизанскому движению ТАСС и Советского информбюро. Михаил Анатольевич работал в партизанских соединениях Украины, Белоруссии, Ленинградской, Псковской и Новгородской областях, снимал блокадный Ленинград, освобождение Советской Армией Румынии, Венгрии. Награжден орденом Красной Звезды и пятью медалями.

Михаил Анатольевич возвел репортажный снимок в ранг высокого искусства. Его фотографии отличаются драматическим содержанием, кроме того, они информационно насыщенны. Образное обобщение, нашедшее свое отражение буквально в каждом снимке, указывает на руку мастера. Это как раз тот случай, когда фотография находится на стыке фотодокумента и произведения искусства.

Фотодокументы по истории партизанского движения и освобождения Советской Армией Румынии и Венгрии в количестве 1500 ед. хранения передала на постоянное хранение в архив его вдова - Ситнина Елена Владимировна. Приобретение этих фотодокументов стало возможным благодаря Федеральной целевой программе «Культура России» (Подпрограмма «Архивы России»).

При просмотре документов из личного архива М.А. Трахмана обращает на себя внимание портрет молодого человека Алексея Гринчука, ленинградского партизана, снятого за 20 минут до его гибели в 1942 году. Вечно молодым и живым на фотографии сохранится его облик. На других снимках можно увидеть ленинградских партизан, блокадный Ленинград, встречу советских войск в Румынии.

На все фотодокументы М.А. Трахмана есть негативы, причем в хорошем состоянии, позволяющем во всей полноте оценить мастерство фотожурналиста.

Следующий комплекс документов - фотодокументы из личного архива Е.К. Полуниной, техника-механика 586 женского истребительного авиационного полка (ИАП). Екатерина Кузьминична не является фотографом. Она собирала все документы по истории полка, и результатом ее деятельности стала книга «Девчонки, подружки, летчицы», составленная ею же из воспоминаний однополчанок. Книга вышла вначале самиздатом и только в этом году выйдет в издательстве.

Фотодокументы по истории этого полка переданы для проведения экспертизы ценности и последующей передачи на постоянное хранение в архив. Это 296 негативов, контратипов, фотоотпечатков, два альбома, отражающих нелегкую жизнь женщин на войне. Об этих девочках можно рассказывать долго и с восхищением, но я приведу лишь несколько фактов. Один из альбомов сделан Георгием Анатольевичем Зальмой, чье имя вписано золотой строкой в историю военной фотожурналистики. Причем известно, что этот альбом упоминается в документах 586 ИАП, находящихся на хранении в архиве МО РФ в г. Подольске. Там отмечается, что «альбом отправлен в Военное-историческое Управление 22.03.1948 г.». Екатерине Кузьминичне этот альбом передала автор книги «В небе фронтовом» Агния Алексеевна Полянцева в сентябре 1988 г. К сожалению, неизвестно количество изготовленных альбомов, негативы (предположительно) в начале 1960-х гг. находились в типографии издательства «Молодая гвардия». Поиски негативов к этому альбому пока ни к чему не привели. Представляется, что это один из немногих сохранившихся экземпляров. На обороте каждой фотографии указано, кто изображен на снимке, частично отмечены даты и места съемок, которые позволят более полно проаннотировать все вошедшие в альбом фотографии.

Еще на одном снимке Г.А. Зельмы изображены улыбающиеся летчицы перед вылетом на боевое задание. Это Анна Демченко, Мария Кузнецова, Зоя Пожидаева. Девушки лихо улыбаются, им льстит внимание фотографа, война близится к завершению, и как хороша жизнь! Фотография сделана в г. Бельцы в 1944 г.

Судьба пощадила этих девушек. Они остались живы. А.Н. Демченко, штурман 2-й АЭ 586 ИАП, награждена орденом Красного Знамени, медалями. Всего за годы войны сделала 203 успешных боевых вылета, не считая вылетов, когда авиация сопровождала самолеты ЛИ-2 и прикрывала наземные войска.

М.М. Кузнецова - старший летчик 2-й АЭ 586 ИАП, награждена орденом Красного Знамени, медалями. Провела 163 боевых вылета.

З.М. Пожидаева, старший лейтенант, награждена орденом Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалями.

Как же нужно было сжать себя в кулак, как преодолеть себя, чтобы из милой девчонки превратиться в боевую единицу и вместе со своим самолетом беспощадно бить врага?!

Вот еще один факт из истории 586 ИАП.

Перед вами портреты Лидии Владимировны (или Лили) Литвяк, сделанные в разные годы.

01.08.1943 г. она участвовала в неравном бою с 65-ю самолетами противника, наших было 30 - ЯК-1. Лиля к этому времени уже сбила 5 самолетов противника.

В этом бою сбили и ее. Видели, как ее самолет взорвался. Официальные сведения таковы: командир звена Литвяк Л.В., гвардии лейтенант, сбита в бою 1 августа 1943 г. в двух километрах северо-восточнее с. Мариновки Луганской области. Захоронена в братской могиле № 19 с. Дмитровское Шахтерского района Донецкой области. Награждена посмертно званием Героя Советского Союза (Указ от 05.05.1990).

А вот неофициальные сведения. Лиле Литвяк удалось выпрыгнуть из горящего самолета. Она попала в плен, освобождена американцами, вышла замуж за шведа, проживает в Швеции, вырастила троих детей. Ехать в Россию стесняется, дескать, слишком много всего вокруг моего имени... И не получила она совершенно заслуженную Звезду Героя Советского Союза
Воистину за каждым документов стоит целая жизнь! И серьезная расшифровка каждого фотодокумента - наша главная задача. Необходимо установить истину и по отношению к героине Великой Отечественной войны Лидии Владимировне Литвяк.
 
К сожалению, фотодокументы по истории 586 ИАП не слишком хорошего технического состояния. А их необходимо сохранить для истории, думается, что новые технологии расширяют наши возможности в этом направлении. С учетом всех этих обстоятельств проводится экспертиза ценности данных документов. Необходимо получить и сохранность, и максимум информации о каждой летчице, о каждом инженере, технике-механике 586 ИАП.

И, наконец, последний комплекс документов, который я попытаюсь охарактеризовать. Это 214 фотодокументов, поступивших из личного архива Ирины Михайловны Латышевой. Из них 200 негативов и 14 фотоотпечатков. Негативы сделаны на целлулоидной пленке фотоаппаратом «Кодак» отцом Ирины Михайловны - Михаилом Андреевичем Латышевым в годы Первой мировой войны и датируются 1915-1918 гг. Фотоотпечатки сделаны не Михаилом Андреевичем, они находились в семейном архиве. Из них два фотоотпечатка датируются 1902 и 1910 годом. Техническое состояние негативов разное: есть серебро, имеются царапины, есть размытое изображение. Но большинство негативов удовлетворительного технического состоя: ния. Негативы находятся в конвертах с пометами автора. Текст на конвертах затухающий, однако эти надписи помогут в атрибуции фотодокументов.

Среди фотоотпечатков также есть фото с исчезающим изображением, на некоторых выступило серебро, но на всех фотоотпечатках на обороте сделаны надписи того времени. На этих надписях я более подробно остановлюсь чуть позже.

Сначало несколько слов о Михаиле Андреевиче Латышеве. Родился в Костроме в 1891 г. В 1910 г. стал студентом медицинского факультета Московского университета. В октябре 1914 г. поступил в передовой перевязочный отряд Красного Креста. В этом отряде Латышев работает до октября 1917 г., а затем уезжает с фронта и опять продолжает учебу в Московском университете. В апреле 1918 г. добровольно вступает в Красную Армию. Его зачисляют в эпидемиологический отряд 13-й стрелковой дивизии Гродненского военного госпиталя.

Негативы, полученные архивом, относятся к периоду службы Михаила Андреевича в перевязочном отряде Красного Креста. Места съемок определяются как гг. Толочин, Херсон, Бельцы, Каменцы. Это конечно требует дополнительной расшифровки. На нескольких фотоотпечатках сделанных с данных негативов, запечатлен быт госпиталя в различных аспектах. На них можно увидеть врачей и сестер милосердия за работой, солдат у землянок, есть групповые снимки солдат и сотрудников госпиталя, фотографии жителей тех мест, где был разбит госпиталь, и т.д.

Обращает на себя внимание портрет М.А. Латышева. Интересна также фотография «Латышев М.А. на больничной койке». На фотографии читается надпись «№ приемного места 13/У-1917. Латышев Михаил. Заурядный врач. Болезнь «Ишиас».

А вот сотрудники госпиталя в чайной. За спиной у них ценник на продукцию, подаваемую в чайной. «Стакан чая -2 коп. Простокваша - 12 коп. Кефир 1 бут. - 10 коп.» и т.д.
Очень интересной представляется, на наш взгляд, фотография, условно названная «Очередь в театр - кинематограф», предположительно 1916 г. Место съемки пока не установлено. Под присмотром офицеров солдаты организованно идут в кино, чтобы культурно провести досуг. Остальные снимки вы сможете просмотреть самостоятельно.

Особый интерес представляют фотоотпечатки и надписи на обороте каждой из них. Это маленькие фотографии, которые раненые солдаты дарили сестрам милосердия, например, со следующей надписью: «На добрую память многоуважаемой барышне Вере Андреевне (это сестра М.А. Латышева) от Василия Степанова Кирькина» или «на доброе воспоминание сестре Вере от раненого И.И. Быховского, младшего унтерофицера. 1916 г. февраля 8 дня». Очень примечательны орфографические особенности каждой надписи, показывающей уровень образованности каждого раненого. Поступление в архив таких фото - это большая редкость и рассматривается как большая удача.

Ценность данных фотодокументов как исторического источника огромна. Эти фотографии как составная часть аудиовизуального наследия России будут описаны, переданы в хранилища архива, отреставрированы, войдут в каталоги.

И сколько еще интереснейших моментов военной истории откроется пытливому взору исследователя!