«МОСКОВСКИЙ» ФАКТОР В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО И КОРОНЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. (НА МАТЕРИАЛЕ ИНСТРУКЦИЙ СЕЙМИКОВ)

Печать PDF






С XV в. во внешней политике Великого княжества Литовского (ВКЛ) соперничество с Московским государством в вопросе о русских землях и позиции на политической сцене Восточной Европы занимало особое место.

Заключённая в 1569 г. Люблинская уния, в результате которой возникло совместное польско-литовское государство, имела неоднозначное влияние на позицию Великого княжества Литовского в восточноевропейском регионе. С одной стороны, после включение в состав Короны подляшского, волынского, киевского и брацлавского воеводств, вопросы внешней политики, и в частности, оборона восточной границы Речи Посполитой, переходили в совместное ведение, что неизбежно заставляло коронных партнеров выделять средства и уделять надлежащее внимание отношениям с Московским государством.

С другой стороны, существенное уменьшение территории, а также экономических и милитарных способностей ВКЛ (особенно по причине потери имеющей высокий экономический и демографический потенциал Волыни), усугубляло положение ВКЛ. С этого момента возможности непосредственно литовских сил не только не позволяли надеяться на возвращение потерянных в конце XV–начале XVI в. земель (что стало очевидным уже во время московско-литовской войны 1534–1537 гг., а также начавшейся в 1558 г. ливонской войны), но даже не могли обеспечить защиту имеющейся территории. Наличие польской поддержки становилось вопросом существования ВКЛ.

В историографии давно уже сформировался взгляд, что желание правящих элит ВКЛ получить польскую как милитарную, так и дипломатическую поддержку в соперничестве с Москвой являлся одной из главных причин польско-литовского сближения и, в результате, заключения Люблинской унии. В отношении последующего периода этот фактор не выдвигался исследователями на первый план, однако, по вышеупомянутым причинам, как нам кажется, он не потерял свое значение.

В данномй статье на материале сеймиковых инструкций с территории Великого Княжества Литовского рассматривается влияние отношений Речи Посполитой с Московским государством на процесс дальнейшей интеграции Польской Короны и ВКЛ в первой половине XVII в.

Литовские сеймиковые инструкции, как свидетельство политической жизни ВКЛ и, в целом, Речи Посполитой, являются интересным материалом для исследования позиции литовской шляхты по тем или иным политическим вопросам. Анализ последовательности выдвигаемых постулатов, их объема, а также используемой авторами инструкций риторики позволяет оценить значение этих вопросов для наиболее активной части шляхетского общества.

Внешняя безопасность Речи Посполитой занимает почетное место в сеймиковых инструкциях, в ряде источников выходя на первое место среди обсуждаемых вопросов. В литовских инструкциях (и, следовательно, в сознании литовской шляхты) особое значение приобретают польско-литовско-московские отношения. Сравнительный анализ внимания уделенного авторами инструкций разным внешнеполитическим вопросам: отношениям с Москвой, Швецией и Турцией, позволяет выдвинуть тезис, что отношения с Московским государством являются для литовской шляхты главной проблемой внешней безопасности, вызывающей самые серьезные опасения, даже во время успешных для Речи Посполитой первых двух десятилетий XVII в. Свидетельствуют о том частота постулатов, прямо или косвенно связанных с политикой Речи Посполитой в отношении Москвы, их место среди других постулатов, длина, а также использована риторика.

Характер политического строя Речи Посполитой для реализации выше названых постулатов требовал общего согласия трех станов сейма (короля, сената и послов) и всех их представителей, как литовских, так и коронных. Необходимость такого согласия неоднократно подчеркивается в исследованных источниках наряду с просьбами о получение поддержки со стороны польских партнеров.

Однако сотрудничество Короны и ВКЛ в проведении совместной политики в отношении Москвы далеко не всегда проходило беспроблемно. В заключение в качестве контрпримера приводятся различные взаимные претензии, к которым приводили вопросы финансирования военных действий, и, прежде всего, конфликт о принадлежности смоленского, северского и черниговского воеводств и передача Московскому государству Трубчевска.

(В основе статьи – научное сообщение магистранта Университета Миколая Коперника (г. Торунь) Томаша Амброзяка на международной конференции «Россия и Польша: историки и архивисты в познании общего прошлого», прошедшей 11-12 мая 2012 г. в Российском государственном гуманитарном университете)