ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.С. БУДИЛОВИЧА В ВАРШАВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В 1880-е гг.

Печать PDF








С началом контрреформ в Российской империи в 1880-е гг. в целях поддержания целостности государства в национальных окраинах начал проводиться жесткий русификаторский курс, который затронул и высшее учебное заведение Царства Польского – Варшавский университет. Согласно наблюдениям М.Д. Долбилова, если в 1860–1870-е гг. планировалось создать «дружественного России поляка», не подменяя его русским, то в 1880-е гг. на первый план выдвинулась задача «перевоспитания» поляков в русских. Осуществлять эту миссию был призван профессор Нежинского историко-филологического института А.С. Будилович.

Антон Семенович Будилович (1846–1908) – видный ученый и общественно-политический деятель, придерживался панславистских взглядов в отношении будущего России и всего славянства. Поляки, по его убеждению, были подвержены немецкому влиянию и потому оказались неспособны к самостоятельному культурному развитию. Однако в риторике Будиловича обрусение заменялось «ославянением» – конструированием славянской идентичности поляков, ориентированном на православие, русский язык и культуру.

В 1881 г. при более лояльных по отношению к полякам генерал-губернаторе П.П. Альбединском и ректоре Н.М. Благовещенском удалось добиться разрешения образовать на историко-филологическом факультете Варшавского университета кафедру польского языка и словесности. Подобная мера рассматривалась тогда в качестве примирительного шага. Будилович одним из первых выступил против преподавания польской словесности на польском языке (РГИА. Ф. 733. Оп. 149. Д. 541). Его позиция была поддержана вновь назначенными министром народного просвещения И.Д. Деляновым, генерал-губернатором И.В. Гурко, попечителем Варшавского учебного округа А.Л. Апухтиным и ректором университета, ближайшим коллегой Будиловича, Н.А. Лавровским. Удалось даже найти поляка, согласившегося читать курс на русском языке, однако абсурдность такого подхода была очевидна не только полякам, но и либерально настроенным русским преподавателям университета.



Недовольство поляков вызвала и сама личность Будиловича. После «шиканья» студентов на вступительной лекции его предупреждали о возможной студенческой сходке с требованием отстранения от преподавания. Поводом послужил ложный слух о том, что Будилович является поляком, участником восстания 1863–1864 гг., принявшим впоследствии православие и пользующимся вследствие этого доверием властей (СПФА РАН. Ф. 35. Оп. 1. Д. 267).

Будилович осуществлял свой курс, занимая в университете ключевые административные должности. Первое время он исполнял обязанности секретаря историко-филологического факультета, а с 1887 г. возглавил этот факультет и неоднократно замещал ректора во время его отъезда или болезни. Совместно с Лавровским им предпринимались попытки распространения на Варшавский университет общероссийского устава, в качестве студентов привлекались выпускники православных духовных семинарий.
Таким образом, в 1880-е гг. столкновение русских и польских интересов в Варшавском университете происходило на нескольких уровнях: министерском, учебного руководства края, профессорско-преподавательского корпуса, студенчества, польского и русского обществ. Будилович имел влияние на все уровни противостояния.

При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать отсутствие однородности как в польском, так и русском лагере. Отдельные поляки делали попытки «стать русскими», русские чиновники рассматривали различные варианты сохранения польской идентичности в рамках Российской империи. Будилович предлагал вариант русификации, который по своему содержанию являлся не консенсусным, а принудительным регулированием конфликтной ситуации. Такая модель поведения Будиловича вызвала протесты польского общества. Политика русификации спровоцировала серьезные выступления поляков в начале XX в. с требованием соблюдения их национальных прав.


(В основе статьи – научное сообщение аспирантки РГГУ Фомичевой Ольги Анатольевны на международной конференции «Россия и Польша: историки и архивисты в познании общего прошлого», прошедшей 11-12 мая 2012 г. в Российском государственном гуманитарном университете)