ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТДЕЛА НАУЧНО-СПРАВОЧНОГО АППАРАТА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ С КИНОДОКУМЕНТАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Печать PDF

И.И. СЕРЕГИНА

г. Красногорск, Российская Федерация

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТДЕЛА НАУЧНО-СПРАВОЧНОГО АППАРАТА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ С КИНОДОКУМЕНТАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

К 90-летию Российского государственного архива кинофотодокументов и памяти заслуженного профессора РГГУ, основателя факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института РГГУ В.М. Магидова

Самый большой в нашей стране комплекс аудиовизуальных документов периода Великой Отечественной войны хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Эти документы обладают огромным информационным потенциалом, но, к сожалению, не часто рассматриваются в качестве самостоятельных исторических источников.

В 2013 году ходе работы по уточнению информации для электронной базы данных кинодокументов, в хранилище дублей монтажных листов была обнаружена папка, которая привлекла внимание не внешним видом (это обычная папка для делопроизводства), а своим содержимым. В ней лежали 13 машинописных страниц с затухающим текстом и рукописный документ на куске картона большого формата.

В ходе разбора стало ясно, что машинописные листы являются монтажными описями киносъёмок, а рукописный документ оказался подлинником «Акта о зверствах фашистов в пригороде Керчи Камыш-Буруне», составленный в конце января-начале февраля 1942 года.

Первое удивление сменилось желанием узнать судьбу этих документов: как они оказались в архиве, почему их содержимое не отражено в других документах архива. Вслед за этими вопросами возникли другие: в каком состоянии в целом находится научно-справочный аппарат к кинодокументам периода Великой Отечественной войны, занимался ли кто-либо из сотрудников архива полноценным источнико-архивоведческим исследованием этих документов.

Ответы на эти вопросы вылились в целое направление в работе отдела.

По документам архива, по датировке каталожных карточек традиционного каталога и, главное, по книге Виктора Николаевича Баталина и Галины Евгеньевны Малышевой об истории РГАКФД, удалось выяснить, что кинодокументами периода Великой Отечественной войны до 1948 года архив комплектовался эпизодически. Весь комплекс документов был передан с Центральной студии документальных фильмов к 1963 году. В последующие годы военный материал практически не поступал. Все поступившие кинодокументы были учтены, описаны и закаталогизированы.

На большинство материалов со студии вместе с пленкой передавались редакторские аннотации и монтажные листы. Авторские оригинальные описания операторов были разрознены и являлись скорее, дополнением к некоторой части редакторских описаний.

Уже сами по себе студийные редакторские описания содержали неточности, опечатки, в них опускались фамилии участников киносъемок, исторические справки.

При формировании уже в архиве книг описаний кинодокументов эти неточности дополнялись новыми опечатками и еще больше искажали содержание документов. Кроме того, до начала 1990-х годов в архиве существовал перечень отечественных и иностранных лиц, на которых составлялись именные карточки. Соответственно, военачальники, лица, награжденные орденами и медалями, находили свое отражение в бумажных документах архива, а фамилии рядовых участников киносъемок, опускались. Или же, например, фамилия Иванов упоминалась, а его имя отчество нет.

На рубеже 1990-2000 годов старые ветхие аннотации и монтажные листы было решено перепечатать, что привело, как в игре в испорченный телефон, к полной несуразице в большинстве описаний кинодокументов. Вся искаженная информация была занесена в электронный кинокаталог РГАКФД, который формировался на основе монтажных листов.

Таким образом, наиболее точная информация оказалась в авторских описаниях кинооператоров, которые к этому времени, значительно пополненные за последнее время, находились в хранилище дублей монтажных листов и в рукописных карточках традиционного каталога.

Запланировав на 2015 юбилейный год работу с кинодокументами войны, отдел научно-справочного решил начать эту работу с редактирования раздела кинокаталога З6 «Великая Отечественная война». Уже в ходе работы выяснилось, что многие карточки имели производственные номера, а не учетные, большой массив карточек стоял под свободными номерами.

Кроме того, выявлялись дублетные карточки, т.е. несколько карточек на одну единицу учета или хранения, содержащих однотипную информацию. Информация из таких карточек нами объединялась в одну. В результате нашей работы было выявлено 2036 дублетных карточек в 16 ящиках каталога.

Также были отредактированы названия разделов и

буквенно-цифровые индексы, которые были внесены в базу данных фотодокументов. Это очень важно, как для редактирования фотокаталога, которое тоже началось, но пока идет очень медленно, так и для последующего объединения всех баз данных РГАКФД.

После работы с традиционным кинокаталогом, отдел перешел непосредственно к работе по редактированию описаний на кинодокументы Великой Отечественной войны, основой которой стали авторские описания кинооператоров.

Когда же и авторские записи бывают неполные, тогда на помощь приходит справочная литература, документы архива Министерства обороны, опубликованные на электронном ресурсе «Подвиг народа». Оказывают нам помощь и специалисты Таврического центра военной истории.

Вся новая или отредактированная информация сразу же заносится в электронный кинокаталог РГАКФД, который доступен пользователям в интернете, и обновляется раз в квартал.

Эта работа идет очень медленно. К сожалению, жёсткое нормирование всех видов работ и небольшая штатная численность не позволяют специалистам отдела систематически заниматься данной работой.

Но, несмотря на все трудности, возникающие на нашем пути, можно подвести некоторые промежуточные итоги.

На сегодняшний день была проведена работа со 112 единицами учета кинодокументов (190 единиц хранения). Были установлены и уточнены фамилии 228 операторов, установлена точная дата съемок (число, месяц) в 90 документах, точное место съемок в 24 случаях. Правильное написание названий киностудий почти во всех случаях.

И самое главное, наконец, обрели свои имена в документах архива 764 участника киносъемок – это участники войны, труженики тыла, мирные жители, освобожденные от оккупации, заключенные концлагерей и т.д. Это целый бессмертный батальон...

Конечно, при просмотре кинодокументов становится понятно, что многие съемки постановочные. Но из дня сегодняшнего мы смотрим на них уже другими глазами, зная, что, например, эта воинская часть через несколько дней попадет в окружение, или что, этот солдат погибнет в конце 1944 года.

Так как в отделе, в основном, работают представительницы слабого пола, то, наверное, мы больше обращаем внимание на эмоциональную и бытовую сторону, отраженную в съемках, не могут оставить равнодушными лица детей и женщин на пепелищах.

В заключение, вернусь к архивной находке 1942 года. В ходе работы была выяснена судьба большинства участников киносъемки, его авторов. Режиссер Владимир Сергеевич Митрофанов пропал без вести через несколько месяцев, там же в Керчи; его следы теряются в Аджимушкайских каменоломнях. Один из операторов, Владимир Килосанидзе, погиб при освобождении Севастополя в 1944 году. Остальные дошли до Победы, долгие годы работали на киностудиях страны, их послевоенные работы хранятся в архиве.

За последние годы произошел всплеск интереса к судьбе родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Может быть и вы, благодаря нашей работе, найдете своих родных или по-новому посмотрите на черно-белые, бесценные съемки, так бережно сохраняющиеся в Российском государственном архиве кинофотодокументов.

Сведения об авторе

Серегина Инна Игоревна, начальник отдела научно-справочного аппарата Российского государственного архива кинофотодокументов, Российская Федерация, г. Красногорск, ул. Речная, д. 1, 8 (495) 563-75-22, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript