ПОИСК, СТАВШИЙ СУДЬБОЙ

Печать PDF

Вышли в свет две книги С.И. Садовникова «Поиск, ставший судьбой» и «Чтоб не распалась связь времен...: опознаны по боевым наградам». Книги изданы на личные средства автора, поэтому крохотным тиражом по 500 экземпляров каждая, и хотя на хорошей офсетной бумаге, но в скромных мягких обложках. Первая посвящена светлой памяти деда автора, Николая Ивановича Садовникова, прошедшего фронтовыми дорогами Великой Отечественной.
 
В 2000 г. С.И. Садовников в одном из ученых советов Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) защитил необычную для историков кандидатскую диссертацию на тему: «Источники и методы поиска, установления имен и судеб воинов, оставшихся на полях сражений Великой Отечественной войны», научным руководителем которой являлся профессор, академик РАО С.О. Шмидт.

Этой диссертации предшествовали годы активной общественной работы автора в студенческом отряде «Поиск» Историко-архивного института РГГУ, ставшем затем историко-архивным поисковым центром «Судьба». Ко времени выхода первой книги за его плечами было уже более 50 экспедиций, преимущественно в Калужскую область, в район плацдарма Красная Горка; экспедиции в Смоленскую область; на Кольский полуостров - хребет Муста-Тунтури; в Республику Калмыкия и др. Ценным оказался многолетний опыт исследовательской работы автора в Центральном архиве Министерства обороны РФ и опыт его обширной переписки с региональными военными комиссариатами разных уровней, а также с редакционными коллегиями Книг Памяти на территории бывшего СССР.

Ко времени выхода первой из книг проблемы, затронутые в ней, более чем назрели. Участники начавшегося еще в 1950-е годы самодеятельного движения, в становлении которого значительную роль сыграл писатель С.С. Смирнов, разыскивали на территориях, захваченных войной, свои «брестские крепости», как умели восстанавливали имена погибших, хоронили найденные останки воинов. Государственная машина до определенного времени не уделяла проблеме розыска и захоронения павших достаточного внимания, более того, тема была нежелательной, а сам факт существования тысяч и тысяч непогребенных солдат официально не признавался. Рост самодеятельного движения, юбилеи Победы (с 1965 г.), нужда самой государственной власти в военно-патриотическом воспитании меняли ситуацию: государство уже не могло препятствовать, но и не содействовало поисковому движению. В условиях значительных ограничений и регламентации общественного мнения движение представляло собою нечто существенно большее, чем «тематическое» занятие молодежи. Постоянно било тревогу общественное мнение: война не завершена, пока не захоронен ее последний солдат. С 1970-1980-х гг. поисковое движение вступило в новую, организованную стадию: в России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане и Узбекистане стали возникать клубы, поисковые объединения, а также отряды и группы, не сложившиеся в объединения. Наибольшего размаха движение достигло на рубеже 1980-1990-х гг. и оставалось стабильно активным в 1990-е -2000-е гг. Но движению не хватало многого, прежде всего средств, базы, квалификации, опыта - отечественного и зарубежного (там подобная деятельность с послевоенного времени поддерживалась государством и обществом). Работы велись многими отрядами на свой страх и риск, по собственному разумению; особенные трудности возникали там, где результаты полевых работ нужно было «сомкнуть» с поисками соответствующих документов в архивах.

Историко-архивный поисковый центр «Судьба», с которым связал свою судьбу автор книг, сыграл значительную роль в разработке методов и базы поискового движения. В 1993 г. на Всероссийской конференции поисковых отрядов и объединений, проходившей в Калуге, Центру было поручено создание и ведение компьютерной базы данных, куда должна была поступать и обрабатываться информация об именах павших защитников Отечества, установленных по солдатским «смертным» медальонам, документам, номерам боевых наград, личным вещам, номерам двигателей боевых машин. По состоянию на июль 2002 г. в базе содержались сведения о 5150 опознанных советских воинах. В 1997 г. Центром было разработано специальное «Руководство по поисковым и эксгумационным работам», разосланное всем поисковым объединениям и военным комиссариатам страны. В стенах Историко-архивного института в 1990-1995 гг. под руководством профессоров Т.В. Кузнецовой, О.М. Медушевской, СО. Шмидта был защищен целый ряд дипломных работ, подготовленных на основе полевой и архивной поисковой деятельности. Один из таких дипломников - автор рецензируемых книг - принял непростое решение: не прерывая поисковой деятельности, за годы аспирантской подготовки обобщить отечественный и зарубежный опыт организации и ведения поисковых работ, выделить и исследовать их главные проблемы, сформировать методологические и методические основания этой деятельности и сделать исследование достоянием поисковой общественности и науки.

Этим определилась проблематика и структура первой книги. Автор рассмотрел историю поискового движения в стране во второй половине XX в. и состояние его правовой базы. В интересах поискового движения им были подняты и систематизированы законодательные акты и нормативные документы, направленные на увековечение памяти погибших военнослужащих, регламентирующие организационные, финансовые, юридические, исследовательские (полевые) и иные аспекты этой проблемы, выявлены слабые места законодательно-нормативной базы. В частности, автор отметил, что наиболее слабым местом является отсутствие государственной службы, занятой этой проблемой или ее поддержкой. Автор с глубоким знанием проблемы сопоставил положение в этом деле с соответствующими подходами в Германии, Италии, Австрии, Нидерландах, Японии; рассмотрел и межгосударственные соглашения России по этим проблемам с зарубежными странами - участницами Второй мировой войны.

Автор определяет поисковую работу как вид комплексной научно-практической деятельности. Предназначая книгу исследователям-поисковикам, он рассматривает источники информации: знакомит с архивами, хранящими соответствующие документы, с видами документов и картотек, в которых велся учет безвозвратных потерь, картотеками награжденных, формами военно-оперативной документации, военной и справочной литературой, описаниями полевой поисковой разведки, воспоминаниями участников и очевидцев событий. Особенную ценность этому описанию и анализу придает личный опыт автора. Он неоднократно обращается к тем случаям, когда информация письменных источников или существенно расходится с результатами полевых работ, или является уникальной. Это, по сути дела, тоже уникальные источниковедческие наблюдения: исследователь исторического источника, идущий к реконструкции исторического события от «одностороннего» фронта письменных источников, редко имеет случай реконструировать его с двух сторон - письменной и «вещной», материальной.

Столь же тщательно написан раздел, посвященный методам полевых поисковых работ. Обращает на себя внимание стремление автора к точности дефиниций (напр., что такое плановые воинские захоронения, боевые захоронения, санитарные захоронения, незахороненные останки, мемориальные захоронения, временные захоронения, перезахоронения). Он рассматривает как складывается алгоритм поисковых работ, обращает внимание на последовательность, точность и необходимость фиксации всех операций, знакомит исследователя-поисковика с эволюцией порядка учета потерь и захоронения павших в годы войны (без чего невозможен грамотный переход от полевой к архивной работе).

Центральная глава первой книги - это история многолетней работы центра «Судьба» на плацдарме Красная Горка в Юх-новском районе Калужской области, где с марта 1942 по март 1943 г. шли почти беспрерывные бои, где на площади около 10 кв. км потери советских войск составили более 5 тысяч погибших и пропавших без вести бойцов и командиров. Автор не только на практике вскрывает технологию поисковых работ: изучение журналов боевых действий, оперативных донесений, выработку тактики поиска, ведение самих работ и дневников этих работ, но рассматривает и массу других проблем, среди которых и браконьерская деятельность «черных копателей», мародеров, и проблемы халатности местных властей и органов военного управления Министерства обороны и др., проблемы неудовлетворительной постановки информации о находках и судьбах людей.

Другая глава книги о том, что происходит после полевых работ, как проводится идентификация найденных останков воинов и установление их биографических данных в архивах на основании обнаруженных в полевых исследованиях документов, удостоверяющих личность, других документов, сохранившихся вместе с останками, наград, личных писем и вещей; о том, как разыскиваются родственники, как обнаруженный и исследованный материал становится основанием для занесения павшего воина в Книгу памяти. Эта глава бесценна для поисковика и представляет большой интерес для ученых, исследующих исторические источники, - историков, археологов, археографов.

Автор привел потрясающие цифры, характеризующие деятельность поисковых отрядов страны, насчитывающих в своих рядах от 5 до 7 тысяч человек. За 1990-е годы этими отрядами были обнаружены и захоронены (либо перезахоронены) свыше 100 тысяч павших воинов; свыше 5 тысяч останков были идентифицированы, около 3 тысяч семей были разысканы.

Другая работа С.И. Садовникова «Чтоб не распалась связь времен...» - это своеобразная Книга Памяти, в основе которой лежат данные практической деятельности поисковых объединений страны и исследовательской работы автора по уточнению, дополнению и интерпретации этих данных. Это книга о тех воинах, чьи останки были идентифицированы по номерам боевых наград, найденных вместе с ними: орденам Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны, орденам Славы, медалям «За отвагу» и «За боевые заслуги». Среди них и те, кто носил награды со времени боев 1939 года на р. Халхин-Гол, и те, кому довелось носить их считанные дни в 1943-1945 гг.

Книга построена по единому формуляру. Заглавие каждой мемориальной статьи - фамилия, имя, отчество, даты жизни, награда и ее номер (одно из главных свидетельств при опознании останков). В каждой статье книги - синтез полевой и архивной работы. Приведены даты жизни, даты награждения и вручения награды, основания - археографические легенды приказов, наградных листов и фрагменты наградных листов (за что именно награжден), судьба - когда признан погибшим или, чаще, без вести пропавшим с указанием соответствующих оснований в военно-оперативной документации, когда и кем найден, где захоронен, где и как увековечен.

Книга содержит имена 308 воинов, номера 324 наград и является результатом многих лет кропотливого труда в архивах.

Книга С.И. Садовникова, созданная на основе результатов поисковой деятельности и при содействии десятков людей (благодарное перечисление их имен заняло у автора целую страницу) - это книга о массовом подвиге народа, о мужестве и преданности долгу людей, которые вновь обрели имена.

Было бы замечательно, если историкам, архивистам, поисковикам удалось завершить то, к чему так призывало общественное мнение, - достойно захоронить последнего солдата.