| 27 Ноября 2018
УДК 94(47)+23/28-29
М. В. Каиль
Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Российская Федерация
Конфессии России в политике Временного правительства. 1917 г.
M. V. Kail’
Smolensk State University, Smolensk, Russian Federation
Confessions of Russia in the policy of the Provisional government. 1917 г.
Аннотация
Подготовленное профессором М. А. Бабкиным издание – первый в историографии Февральской революции и в истории политики Временного правительства России 1917 г. масштабный сборник документов, характеризующий вероисповедную политику Временного правительства. Материалы сборника отражают законотворческий процесс (и отчасти его результаты) в отношении регулирования деятельности религиозных организаций всех конфессий России, а также сектантских групп в период полномочий Временного правительства с марта по конец октября 1917 г. Сборник состоит из двух крупных документальных разделов. В первом собраны законодательные акты Временного правительства – общие постановления и нормативные акты, сформировавшие условия вероисповедной политики и юридические основания деятельности всех религиозных организаций и обществ в революционной России 1917 г. Также раздел дополняют подзаконные акты и ведомственная переписка по вопросу регулирования религиозной жизни, снятию тех или иных ограничений по принципу исповедания. Документы этого раздела всесторонне освещают нормативно и декларативно обеспеченный переход к свободе исповедания веры и вневероисповедного состояния, осуществленный Временным правительством России. Второй крупный раздел книги составляют материалы законотворческой деятельности Временного правительства сгруппированные по вероисповеданиям. Наибольшее внимание здесь уделено положению православия, старообрядчества и единоверия. Значительно меньшим объемом документов характеризуется положение католиков, униатов, принадлежащих к Армянской апостольской церкви, а также сектантов и иноверцев. Издание сопровождает 14 ценных и органично дополняющих основное содержание приложений, а также необходимые указатели. Сборник документов – ценное издание по истории всех конфессий России в переходном революционном 1917 г.
Abstract
A large – scale collection of documents describing the religious policy of the Provisional government prepared by Professor M. Babkin is the first edition In the history of the great Russian revolution and in the history of the policy of the Provisional government of Russia in 1917. The materials of the collection reflect the legislative process (and partly the results) in relation to the regulation of religious organizations of all confessions in Russia, as well as sectarian groups in the period of authority of the Provisional government from March to end of October 1917 the Collection consists of two major documentary sections. The first contains legislative acts of the Provisional government-General resolutions and regulations that formed the conditions of religious policy and the legal basis for the activities of all religious organizations and societies in the revolutionary Russia of 1917.also, the section is supplemented by subordinate acts and departmental correspondence on the regulation of religious life, the removal of certain restrictions on the principle of confession. The documents of this section comprehensively cover the normative and declaratively secured transition to freedom of confession of faith and non-religious state, which is carried out by the Provisional government of Russia. The second major section of the book consists of materials of legislative activity of the Provisional government grouped by religion. The greatest attention is paid to the situation of Orthodoxy, old belief and unity. The position of Catholics, Uniates belonging to The Armenian Apostolic Church, as well as sectarians and Gentiles is characterized by a much smaller volume of documents. The publication is accompanied by 14 valuable and organically complement the main content of applications, as well as the necessary pointers. Collection of documents-a valuable publication on the history of all denominations in Russia in the transitional 1917.
Ключевые слова
Документы, Временное правительство, вероисповедная политика, конфессии, свобода совести, законодательство.
Keyword
Документы, Provisional Government, religious policy, confessions, freedom of conscience, legislation.
В середине года в авторитетном отечественном гуманитарном издательстве «Политическая энциклопедия» вышел в свет сборник исторических документов, характеризующих политику Временного правительства в отношении буквально всех конфессий уходившей в течение 1917 г. в прошлое Российской империи. Время от февраля до октября 1917 г. беспримерно по своей насыщенности и достойно изучения буквально поденно. Скорость и характер изменений, происходивших в то время во всех сферах жизни общества колоссальны: за несколько месяцев получили обсуждение, а порой и решение ключевые вопросы, долгие десятилетия находившиеся «под сукном» имперской администрации.
Одним из таких вопросов был вероисповедный. Империя была многонациональной, но исключительными правами, причем не в силу юридико-правового статуса, а в силу традиции, в ней пользовалась только Православная Российская Церковь (об особом статусе церкви сам автор останавливается в вводном разделе книги, с. 9–13). Очевидно, многие граждане империи чувствовали себя неполноправными, иные из них вынуждены были скрывать свое исповедание, дабы обрести карьерные или иные перспективы, путь к которым открывала принадлежность лишь к «первенствующему исповеданию».
И вот в несколько месяцев своей деятельности порицаемое советской, а по традиции и постсоветской историографией, за слабость, половинчатость решений и «близорукость» Временное правительство юридически разрешило «вековой вопрос» империи, осуществив реформу по предоставлению свободы исповеданий и совершив массу менее масштабных действий и решений, отраженных в увидевшем свет сборнике документов.
Решения Временного правительства в религиозной сфере имели очевидное и огромное влияние на институциональные основы религиозной жизни. Отражение этих динамичных изменений в документах правительства и самих конфессиональных организаций России представляет очевидную научную значимость. И в этом смысле подготовленный к публикации и введенный в научный оборот М. А. Бабкиным комплекс источников представляет собой долгожданную для исследователей религии публикацию. По предметному охвату и постановке задачи эта работа также беспрецедентна – она представляет собой документальное обозрение положения не одной (как большинство прежде существовавших публикаций, в том числе подготовленных ранее самим М. А. Бабкиным, посвященных доминирующей церкви), а фактически всех конфессий России, не исключая и сектантские группы, статус которых также постаралось определить (как и политику в их отношении) «слабое» Временное правительство.
Автор публикации справедливо отмечает сравнительно высокую степень изученности политики Временного правительства. Исключение здесь представляет как раз область конфессиональной политики, являвшейся ранее предметом лишь нескольких исследовательских работ. Сколь либо репрезентативных публикаций источников по этому вопросу ранее не было.
Сборник документов построен по смешанному принципу: он систематизирует документы по уровню функционирования (от нормативно-правовых источников – далее подзаконные акты, а также акты и суждения органов Временного правительства по частным вопросам регулирования статусов и деятельности отдельных исповеданий). Авторское введение посвящено обзору положения Православной Российской Церкви и иных исповеданий в поздней империи, обзору функций и деятельности ключевых государственных органов администрировавших вероисповедную сферу, в том числе и самого Временного правительства и Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД (с. 19–35). Автор сборника отмечает противоречивость конфессиональной политики Временного правительства, провозглашавшего принципы равенства вероисповеданий и разделения светской и духовной сфер, но сохранивших ряд существенных привилегий Православной Российской Церкви (с. 38). По заключению М. А. Бабкина, «Временному правительству не удалось реализовать принцип свободы совести» (с. 38). Это суждение вполне обосновано документальными материалами обобщенными в сборнике, но, тем не менее, масштаб произведенных Временным правительством изменений не следует недооценивать.
Первый раздел вынужденно включает некоторые ранее опубликованные источники (все обстоятельства подготовки сборника автор-составитель разъясняет в обстоятельном археографическом предисловии), но в контексте всей группы отдельные положения уже известных источников обращают на себя внимание по-новому.
Сборник позволяет сделать много наблюдений (особенно за хронологией появления тех или иных актов Временного правительства и конфессиональных организаций в контексте общеполитических событий). Первое общественно значимое постановление Временного правительства «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» было принято 20 марта 1917 г. – через две недели после революционных событий. В армейской среде, вероятно, требовались еще более незамедлительные меры – ибо уже 4 марта Временное правительство отменило национальные и вероисповедные ограничения при производстве в офицеры (с. 97–98). А постановление об эмансипации духовенства (разрешающее снятие сана) еще через пять дней. 9 июня 1917 г. последовала реформа присяги (с. 83–84). А 14 июля – пожалуй ключевое в вероисповедной политике Временного правительства постановление «О свободе совести» (с. 85–88). 5 августа 1917 г. завершается реформа администрирования религиозной политики – созданием Министерства исповеданий (с. 89–90). В этом документе как раз особенно ясно предстает противоречивость вероисповедной политики. Ведь на министерскую должность, как и в имперский период на обер-прокурорскую, мог быть назначен только чиновник «православного исповедания». По сути, новое министерство объединяло в единый аппарат функции прежнего обер-прокурора и структур Министерства иностранных дел, регулировавших вопросы инославных исповеданий.
Не меньшим эвристическим потенциалом обладает и раздел источников, представленных подзаконными актами, законопроектам и делопроизводственной перепиской. Среди собранных публикатором в этом разделе документов – много примечательных. Так, обращает на себя внимание текст присяги на верность Российскому государству (от 7 марта 1917 г.), начинающийся фразой: «клянусь честью гражданина и обещаюсь пред Богом и своей совестью быть верным…» – архетипичность сознания и неразрывная связь клятвы – верности – веры ощущается здесь особенно заметно (с. 109). В форме «торжественного обещания членов Временного правительства» от 11 марта религиозная составляющая выражена еще ярче – «обещаюсь и клянусь перед всемогущим Богом» (с.112)
Декларируемые и провозглашенные свободы в сфере вероисповедания мгновенно породили практику перехода из исповеданий, потребовавшую обсуждения и разрешения (с. 116–117, с. 119). Итогом обсуждений и ведомственных согласований стал законопроект Министерства внутренних дел «О вероисповедных переходах» (первой половины мая 1917 г., с. 122-135), нуждающийся в дальнейшем глубоком контекстуальном изучении.
Временное правительство, декларируя свободу совести и исповеданий, спорадически и практически на протяжении всего периода своей деятельности возвращалось к практическим шагам по претворению в жизнь своей декларации, очевидно направленной на снижение этно-религиозной конфликтности в обществе. Так, революционное звучание имел приказ по армии и флоту военного и морского министра А. Ф. Керенского от 11 мая 1917 г., установивший: «Все военнослужащие пользуются свободой совести, а потому никто не может быть преследуем за исповедываемое верование и принуждаем к присутствию на богослужениях и совершении религиозных обрядов какого-либо вероисповедания. Участие в общей молитве необязательно» (с. 135).
Формирование всеобщего правового поля, снимающего характерные для имперского периода национально-религиозные ограничения, представлялось задачей особенно значимой. И в той связи не может не обращать на себя внимание «Отношение обер-прокурора Святейшего синода В. Н. Львова председателю Временного правительства князю Г. Е. Львову о необходимости создания одного общего гражданского кодекса, обязательного для всех граждан России» (с. 139–140). Документ этот интересен как в плане осмысления сути свободы совести политической элитой 1917 г., так и характером приведенных автором отношения аргументов.
Наиболее заметные изменения «свобода совести» принесла, помимо собственно религиозной сферы, в образование. Летом 1917 г. менялась практика приема в университеты (с. 142–144), в формировании учебной литературы (с. 147–149), в содержании народного образования (с. 160–167).
Самый объемный раздел сборника документов составляют документы законотворческой деятельности Временного правительства, сгруппированные по всем имеющимся исповеданиям и деноминациям (почти 200 документов).
В отношении православия документы показывают, что уже в первые послереволюционные дни Временное правительство (порою вместе, а чаще вместо Синода) определяло положение православия, первоначально зафиксировав свои полномочия в вопросе управления церковью при провозглашении церковного самоуправления (с. 172–176). Интересен отклик православной интеллигенции на изменения в управлении церковью и реакция на конструктивные предложения правительства (с. 177–180). В период между февралем и октябрем 1917 г. традиционные практики церковного управления менялись кардинально и постоянно. На этом фоне продуктивно привлечение материалов, фиксирующих рефлексию облеченных властью в церковных делах, в частности, материалов программных выступлений «революционного» обер-прокурора В. Н. Львова (с. 195–198). Документы показывают место решения и круг полномочий Временного правительства в вопросах повседневной управленческой практики церкви, в частности, в вопросах назначения епископата, кадровых вопросах – «отделенная» де-юре церковь продолжала администрироваться светским Временным правительством фактически в привычных формах обер-прокурорской практики, содержать церковь в важнейших расходах (с. 228–231, 233–252).
Болезненные для православия вопросы единоверия, управления Грузинской церковью и Кавказом также получили обсуждение и частичное разрешение в практике Временного правительства и освещены в сборнике с полнотой, позволяющей в целом представить как характер проблемных вопросов, так и избранное направление их решения (с. 255–278).
Пореволюционное время стало порой, когда «застарелый» старообрядческий вопрос стал обсуждаться. Белокриницкая иерархия нуждалась в особой присяге, изменении законодательного регулирования. К октябрю 1917 г. был подготовлен проект «Положения о Древле-православной церкви», не принятый по причине свержения Временного правительства в результате Октября 1917 г.
Материалы сборника обозревают и положение инославных исповеданий: католиков, униатов, Армянской церкви и лютеран. С учетом изменений государственного строя положение католиков, преимущественно расселенных на территории Царства Польского, требовало особого регулирования – нужно было решать массу мелких финансовых вопросов, но и отменять многие ограничения, существовавшие для инославных в империи (с. 302–306), определять границы католических епархий, нормировать духовное образование инославных. Наиболее обстоятельным постановлением в отношении католиков стало «Об изменении действующих узаконений по делам Римско-католической церкви в России» от 26 июля 1917 г., представляющее собой пространный документ, по-новому определяющий правовые возможности исповедания (с. 332–350).
В апреле 1917 г. Временное правительство обсуждало вопрос о созыве Протестантского церковного собора, затем санкционировало работу Латышской евангелически-лютеранской консистории.
Особую ценность представляют немногочисленные привлеченные автором-составителем документы о сектантах. При этом на фоне обстоятельнейшего документального освещения эволюции положения православия и инославия, иноверчество оказалось рассмотрено крайне конспективно. Положение ислама представлено несколькими документами о Таврических и Оренбургских мусульманах. Иудаизм, представленный в империи весьма широко, освещается одним документом частного значения (с. 429–430).
Существенно дополняют материалы сборника обстоятельные приложения (их 14). В них содержится общая статистика состава населения империи по данным переписи 1897 г., извлечения из уставов духовных дел и Полного свода законов Российской Империи, классы должностей и оклады служащих по Ведомству православного исповедания и чиновников, ведавших инославием в ведомстве МВД, документы политических партий по церковному вопросу и определения Синода. Большое практическое значение имеет перечень основных правовых нормативных актов в области вероисповедной политики (приложение XI). Завершает издание обстоятельный перечень источников и литературы, именной указатель и общий перечень опубликованных источников.
Новый сборник документов бесспорно будет полезен как специалистам, изучающим конфессиональную историю начала ХХ в., революционного и раннесоветского периода, так и любителям церковной истории, интересующимся конфессиональной политикой в контексте современных процессов в религиозной сфере жизни общества. Как представляется, М. А. Бабкину удалось подготовить продуктивную и научно значимую публикацию большого корпуса источников, позволяющих многоаспектно представить характер и результаты конфессиональной политики Временного правительства России в 1917 г.
Список литературы
Бабкин, М. А. Иерархи Русской православной церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г.) // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 109–124.
Бабкин, М. А. Приходское духовенство Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 г. // Вопросы истории. – 2003. –№ 6. – С. 59–71.
Бабкин, М. А. Святейший синод Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 году // Вопросы истории. – 2005. – № 2. – С. 97–109.
Бабкин, М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. – 1918 г.). Исследования и материалы. – М.: Индрик, 2011. – 911 с.
Бабкин, М. А. Современная российская историография взаимоотношений Русской православной церкви и государства в начале XX века (досоветский период) // Отечественная история. – 2006. – № 6. – С. 171–180.
Документы по истории Русской православной церкви) / сост., авт. предисл. и коммент. М. А. Бабкин. - М.: Индрик, 2006. – 504 с.
Редькина, О. Ю. Вероисповедная политика Временного правительства России (февраль–октябрь 1917 года): дис. … канд. ист. наук. – М., 1996. – 151 с.
Редькина, О. Ю. Временное правительство и Римско-католическая церковь в России (февраль–октябрь 1917 г.) // Религия, церковь в России и за рубежом. – 1995. - № 6. – С. 47–53.
Редькина, О. Ю. Политика Временного правительства (февраль–октябрь 1917 г.) в отношении инославных и иноверных исповеданий // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. – 1998. – № 5 (17). – С. 64–85.
References
BABKIN M. A. Ierarhi Russkoj pravoslavnoj cerkvi i sverzhenie monarhii v Rossii (vesna 1917 g.) [Hierarchs of The Russian Orthodox Church and the overthrow of the monarchy in Russia (spring 1917)]. IN: Otechestvennaja istorija, 2005, no 3, pp. 109–124.
BABKIN, M. A. Prihodskoe duhovenstvo Rossijskoj pravoslavnoj cerkvi i sverzhenie monarhii v 1917 g. [Parish clergy of the Russian Orthodox Church and the overthrow of the monarchy in 1917]. IN: Voprosy istorii, 2003, no. 6, pp. 59–71.
BABKIN, M. A. Sovremennaja rossijskaja istoriografija vzaimootnoshenij Russkoj pravoslavnoj cerkvi i gosudarstva v nachale XX veka (dosovetskij period) [Modern Russian historiography of relations between the Russian Orthodox Church and the state in the early XX century (pre-Soviet period)]. IN: Otechestvennaja istorija, 2006, no. 6, pp. 171–180.
BABKIN, M. A. Svjashhenstvo i Carstvo (Rossija, nachalo XX v. – 1918 g.). Issledovanija i materialy [Priesthood and Kingdom (Russia, beginning of XX century – 1918). Research and materials]. Moscow, Indrik, 2011, 911 p.
BABKIN, M. A. Svjatejshij sinod Rossijskoj pravoslavnoj cerkvi i sverzhenie monarhii v 1917 godu [Holy Synod of the Russian Orthodox Church and overthrow of the monarchy in 1917]. IN: Voprosy istorii, 2005, no. 2, pp. 97–109.
Dokumenty po istorii Russkoj pravoslavnoj cerkvi) / sost., avt. predisl. i komment. M.A. Babkin. [BABKIN, M. A. (ed.) Documents on the history of The Russian Orthodox Church)] Moskow, Indrik, 2006, 504 p.
RED'KINA, O. Ju. Politika Vremennogo pravitel'stva (fevral'–oktjabr' 1917 g.) v otnoshenii inoslavnyh i inovernyh ispovedanij [Policy of the Provisional government (February-October 1917) in relation to non-Orthodox and non-religious confessions]. IN: Gosudarstvo, religija, cerkov' v Rossii i za rubezhom, Informacionno-analiticheskij bjulleten, 1998, no 5 (17), pp. 64–85.
RED'KINA, O. Ju. Veroispovednaja politika Vremennogo pravitel'stva Ros-sii (fevral'–oktjabr' 1917 goda) [Religious policy of the Provisional government of Russia (February-October 1917)] Cand. history. sci. diss. In Russ., Moscow, 1996, 151 p.
RED'KINA, O. Ju. Vremennoe pravitel'stvo i Rimsko-katolicheskaja cerkov' v Rossii (fevral'–oktjabr' 1917 g.) [Provisional government and the Roman Catholic Church in Russia (February-October 1917)]. IN: Religija, cerkov' v Rossii i za rubezhom, 1995, no 6, pp. 47–53.
Сведения о грантах
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-09-00618А).
Grant information
The article was prepared with the financial support Of the Russian Foundation for Basic Research (project № 18-09-00618A).
Сведения об авторах
Каиль Максим Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, Смоленский государственный университет, кафедра истории России, доцент, г. Смоленск, Российская Федерация, 8-481-270-02-16, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About the author
Kail Maksim Vladimirovich, PhD in History, associate Professor of the Department of Russian history, Smolensk state University, associate Professor, Smolensk, Russian Federation, 8-4812-700-216, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript