Подготовка в РГАНИ документов партийных контрольных органов к научному использованию

Печать PDF
Одной из основных задач в деятельности Российского государственного архива новейшей истории (бывшего ЦХСД) остаются разбор и описание документальных массивов, поступивших в неупорядоченном состоянии из ликвидированных структур ЦК КПСС. Обработка началась с комплексов документов, которые могут использоваться и вводиться в научный оборот в первую очередь. Это документы отделов ЦК, контрольных органов КПСС, партийной статистики, по истории номенклатуры должностей ЦК, личные дела номенклатурных работников. Всего удалось описать и перевести в статус источниковой базы более 183 тыс. ед. хр.

Работа с каждой группой неупорядоченных документов имеет как общие принципы и методы, закрепленные в действующей нормативно-методической базе, так и свои специфические особенности. Здесь хотелось бы поделиться опытом работы по описанию документов контрольных органов бывшей КПСС с целью возможного его использования в архивах субъектов Российской Федерации, созданных на базе бывших партийных архивов.

Высший контрольный орган партии был создан в октябре 1920 г. В разные периоды деятельности изменялись его задачи и функции, а также название: Центральная контрольная комиссия ВКП (б) — Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП (б) — Комитет партийного контроля при ЦК КПСС — Партийная комиссия при ЦК КПСС и с 1966 г. — Комитет партийного контроля (КПК) при ЦК КПСС.
В отличие от других структур ЦК КПСС, Комитет партийного контроля до 1985 г. никогда не передавал свои документы на хранение в Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма (ИМЛ), хотя в составе архива КПК, одного из самых больших по объему архивов аппарата ЦК КПСС, сохранялись документы за все время существования контрольных органов партии, т.е. с октября 1920 г. Только в августе 1985 г. на заседании Секретариата ЦК КПСС было принято решение о передаче архивных материалов КПК в Центральный партийный архив (ЦПА).

В настоящее время в Российском государственном архиве социально-политической истории (бывший РЦХИДНИ) хранятся документы контрольных органов партии по 1952 г. и персональные дела коммунистов, рассмотренные КПК по июнь 1986 г.

Отложившиеся в РГАНИ в фондах контрольных органов: Комитета партийного контроля при ЦК КПСС (Ф. 6 за 1953-1990 гг.), Центральной контрольной комиссии КПСС (Ф. 88) и Центральной контрольной комиссии Компартии РСФСР (Ф. 93 за 1990-1991 гг.) документы, не только охватывают широкий спектр многообразной деятельности Коммунистической партии, но и существенно дополняют историю СССР и Российской Федерации в области социально-экономического и культурного строительства, национальной, кадровой политики, охраны общественного порядка и т. д. Многие документы, кроме научно-исторической ценности имеют практическое значение и могут быть востребованы органами государственной власти и управления при решении актуальных проблем современности.

В качестве методической основы экспертизы ценности документов контрольных органов были использованы "Примерный перечень документов и материалов аппарата ЦК КПСС, подлежащих постоянному хранению в ЦХСД", разработанный и утвержденный в 1993 г., и методические рекомендации Росархива по экспертизе ценности документов партийных органов, организаций и учреждений (1992).

Можно выделить три группы документов контрольных органов, в обязательном порядке оставляемых на постоянное хранение: документы, характеризующие основную деятельность фондообразователя; материалы проведенных проверок, персональные дела, рассмотренные контрольным органом партии.

Документы, характеризующие основную деятельность фондообразователя, оставлены практически в полном объеме. Это протоколы и стенограммы заседаний и совещаний партийного органа по рассмотрению материалов проверок, других вопросов организации партийного контроля; отчеты о работе КПК, записки в ЦК КПСС о состоянии и ходе рассмотрения тех или иных вопросов; сведения о результатах рассмотрения апелляций на решения местных партийных органов, которые, кроме данных об их количестве, дают информацию об апеллирующих: партийный стаж, род занятий, характер проступков; сведения о работе КПК (ЦКК) по проведению проверок с указанием их тематики, времени проведения, принятых по результатам проверок мер.

Особенно интересны документы конца 1980-х — начала 1990-х гг., когда демократизация общественной жизни нашей страны наложила свой отпечаток на деятельность как партии в целом, так и ее контрольных органов. В результате преобразования последних увеличились возможности партийного контроля, круг проверяемых вопросов. Глубже стали анализироваться происходящие в обществе процессы, прогнозировалась ситуация в условиях динамичного изменения общественных отношений, в центре внимания оказались интересы человека, его нужды, заботы, обеспокоенность настоящим и будущим.

Материалы проверок занимают значительное место в документальном комплексе. Работники контрольных органов партии проводили проверки самого различного характера в организациях всех отраслей народного хозяйства, науки и культуры не только по обращениям граждан, в том числе и беспартийных, но и по плану работы КПК, поручениям ЦК КПСС.

При экспертизе материалов проверок на постоянное хранение отбирались: письма, заявления или другие документы, послужившие основанием для проверки; письменные объяснения, акты ревизий, заключения экспертиз, приказы, выписки из постановлений, материалы следственных и судебных органов, протоколы и др., выписки из учетных карточек на лиц, подлежащих партийному наказанию; решение контрольного органа с запиской или справкой по делу; список лиц, присутствовавших на заседании; экземпляры решения с расписками об ознакомлении лиц, наказанных в партийном порядке данным решением; стенограммы заседаний; копии записок в ЦК КПСС; документы о принятых по материалам проверки мерах; справки о снятии с контроля данного вопроса; документы о снятии партийных взысканий, объявленных по результатам проверки.

Как не подлежащие хранению из материалов проверок изымались: документы, не относящиеся к данному вопросу; лишние экземпляры документов; черновые записи; не заверенные копии; документы, утратившие ценность.

В общем комплексе документов большой интерес представляют персональные дела коммунистов и особенно дела по рассмотрению вопросов о партийной реабилитации лиц, подвергшихся репрессиям в период 1930-1940-х и начала 1950-х гг., работа с которыми активизировалась после образования в 1987 г. Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями.

При экспертизе персональных дел членов или кандидатов в члены КПСС, рассмотренных контрольным органом партии, исходили, как правило, из того, что дела должны включать: информацию, сообщение, заявление или другие документы, на основании которых возникло персональное дело; документы, подтверждающие предъявленные коммунисту обвинения; материалы партийного расследования (акты ревизий, заключения экспертиз, справки о результатах специальных проверок, материалы следственных и судебных органов, копии приказов и т. п.); письменные объяснения коммуниста по предъявленным ему обвинениям; партийную и служебную характеристики на коммуниста; выписку из учетной карточки или копии регистрационного бланка члена КПСС; выписку из протокола собрания первичной партийной организации, заседания парткома; постановления партийных органов, справки и заключения партийных комиссий, материалы дополнительных выяснений и проверок; апелляционное заявление коммуниста; решение контрольного органа и справку по делу.

В персональном деле могут храниться и другие документы, представляющие историческую ценность. Из персонального дела изымались конверты, уведомления, черновые записи, незаверенные копии документов, дубликаты документов. Находящиеся в делах документы личного характера (удостоверения личности, мандаты, трудовые книжки, свидетельства о наградах, грамоты и др.) закладывались в конверты и подшивались в конце дела.

Особых проблем при формировании дел не возникало, так как в значительной степени были сохранены принципы их заведения в текущем делопроизводстве контрольных органов.
Материалы каждой проверки формировались в отдельное дело, а документы внутри систематизировались в хронологической последовательности. В зависимости от существа вопроса допускалась систематизация и по другим принципам: по регионам, по организациям, по отчетным срокам, по отраслям и т. д.

Заголовком дела с материалами проверки становился заголовок решения контрольного органа (если оно состоялось) или записки, составленной по итогам проведенной проверки. При наличии в деле нескольких решений или записок по данному вопросу с разными заголовками последние обобщались путем совмещения или перечисления. Если заголовок записки не раскрывал существа вопроса, то он дополнялся необходимыми сведениями из текста (предмет проверки, регион проверки, должность лица и пр.). В заголовке оговаривалось также наличие в деле записки или решения контрольного органа.

При определении крайних дат и вынесении их на обложку дела начальной датой проверочного дела было решено считать дату поручения о проведении проверки, а при ее отсутствии - дату поступления инициативного документа, по которому была начата проверка (по регистрационному штампу учреждения - фондообразователя) или дату самого документа, если он не регистрировался. Даты приложений или присланных в период проверки документов за более ранние сроки не учитывались. Конечной датой дела становилась дата итогового документа по окончании проверки. При наличии в деле дополнительных документов, поступивших после окончания проверки, конечная дата определялась по последнему дополнительному документу. На обложках дел, состоящих из нескольких томов, проставлялись одинаковые крайние даты.

В заголовок персонального дела выносятся фамилия, имя, отчество (полностью) лица, на которое оно заведено, в именительном падеже. Если по делу проходят несколько лиц, то все их фамилии и инициалы указываются в заголовке дела. В случае, когда материалы данного дела перекликаются с материалами другого, в сноске к заголовку указывается номер последнего.
В персональных делах начальной датой служит дата инициативного документа, т.е. документа, послужившего основанием для заведения дела (заявление, письмо, информация или др.). При этом берется самая ранняя дата (составления документа), а при ее отсутствии — дата регистрации или визирования документа либо его сопроводительного письма.

Конечной датой персонального дела является дата последнего по времени документа, которым дело было завершено.

Дела основного состава документов в описи располагаются по степени значимости, в соответствии со схемой систематизации, в основу которой положен хронологический принцип. В одну опись входят дела за один созыв, т.е. период времени между съездами КПСС (пять лет). Персональные дела в описи систематизируются в алфавитном порядке. В опись введена графа с обозначением делопроизводственных номеров персональных дел.

Если в заголовке персонального дела указано несколько лиц, то номер дела присваивается по первой фамилии, остальные фамилии указываются в описи под соответствующей буквой алфавита со ссылкой на номер дела.

По фонду № 6 составляются самостоятельные описи на основной состав документов и на персональные дела, по фондам № 88 и 93, ввиду их небольшого объема, — единые описи на весь комплекс документов каждого фонда.

Документы контрольных органов партии, находящиеся в РГАНИ, могут представлять интерес не только для исследователей, но и для удовлетворения запросов учреждений и заявлений граждан по выдаче справок и копий документов.