КОМПЛЕКС «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ» ПОПОЛНЕН ДОКУМЕНТАМИ ИЗ ФОНДОВ РГАЛИ И ГА РФ

Печать PDF

3 мая 2024 г. Комплекс «Вторая мировая война в архивных документах» на сайте Президентской библиотеки пополнен более чем 40 фотодокументами и рукописями из фондов Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) ключевого периода Великой Отечественной войны 19 ноября 1942 г. – 7 ноября 1944 г.

В состав комплекса вошли документы, отражающие культурную жизнь страны в этот период: автографы завоевавших всенародную любовь песен военных лет и наиболее значимых произведений литературы и кинематографа, отражавших героическую борьбу советского народа с немецко-фашистскими захватчиками, фотографии выступлений концертных бригад, выезжавших на фронт для обслуживания частей Красной Армии.

Поэму А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» без преувеличения можно назвать одним из ключевых произведений, созданных в годы Великой Отечественной войны. Образ сильного, добродушного и преданного Родине красноармейца Васи Тёркина родился у Твардовского еще в годы советско-финской войны, но невероятную популярность у читателя он обрел уже в Великую Отечественную. Первые главы поэмы начали выходить во фронтовой печати в 1942 г., а работа над ней продолжалась до 1945 г. В фондах РГАЛИ сохранился автограф 17-й главы «Василия Тёркина», который в настоящее время включен в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.

Мало кто знает, что у Василия Тёркина был реальный прототип – поэт-фронтовик В.И. Глотов. Вручая ему первое издание «Книги про бойца», вышедшее в Смоленске, на родной для поэта земле, А.Т. Твардовский написал на титульном листе: «Василию Ивановичу Глотову, близкому родственнику Василия Тёркина, моему дорогому товарищу по войне. А. Твардовский. 1945 год. Замок Галинген. Пруссия». Иллюстрации к поэме в разное время создали многие художники, но для многих самыми родными стали рисунки замечательного художника Ореста Верейского.

Беспримерный подвиг подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», действовавшей с сентября 1942 г. по январь 1943 г. в городе Краснодоне на Донбассе, как известно, был воспет в одноименном романе А.А. Фадеева. Началом работы писателя над этой темой стала статья «Бессмертие», вышедшая в «Правде» вскоре после освобождения Краснодона из-под немецкой оккупации и обнаружения в одной из шахт обезображенных тел юных подпольщиков. Впоследствии А.А. Фадеев тщательно собирал материал для своего будущего романа, встречался с очевидцами, изучал документы, в которых отразилась история «Молодой гвардии». Рукопись этого произведения, а также собранные писателем документы хранятся в его личном фонде № 1628 в РГАЛИ.

Несмотря на колоссальные тяготы и потери, которые принесла Великая Отечественная война, этот период стал временем нового расцвета и плодотворной работы для советского кинематографа. Прекрасно осознавая идеологическую силу кино, руководство страны сделало все возможное и невозможное для того чтобы кинематограф вдохновлял советский народ на победу, создавал лучшие героические и лирические образы, звал к борьбе и отмщению, давал надежду на скорую встречу с близкими.

В ноябре 1941 г. киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» были эвакуированы в Алма-Ату, где образовалась Центральная объединенная киностудия художественных фильмов (ЦОКС), на долю которой пришлось около 80% всех снятых в годы войны кинокартин. Алма-атинский дворец культуры, где обосновалась ЦОКС, на три года стал домом для крупнейших советских режиссеров и операторов. Работа велась с тяжелейших бытовых и производственных условиях: так, съемки происходили преимущественно ночью, когда высвобождалась часть электроэнергии, которая днем шла на военные заводы. Съемочный павильон не отапливался, не хватало пленки, практически невозможно было найти строительные материалы для декораций.

И все-таки работа на студии шла безостановочно. За короткий срок в Алма-Ате были сняты такие разноплановые фильмы, как «Секретарь райкома» (1942, реж И.А. Пырьев), «Актриса» (1942, реж. Л.З. Трауберг), «Жди меня» (1943, реж. А.Б. Столпер, Б.Г. Иванов), «Она защищает Родину» (1943, реж. Ф.М. Эрмлер) и десятки других полнометражных и короткометражных фильмов, а также эпический «Иван Грозный» С.М. Эйзенштейна.

Одним из фильмов, созданных в 1943 г. на ЦОКС, стал «Воздушный извозчик» (реж. Г.М. Раппопорт, сцен. Е.П. Петров). Как отмечают многие киноведы, война не только повлияла на эстетику и проблематику художественных фильмов, но и «легализовала» многое из того, что было вытеснено с экранов в 1930-е гг., когда советский кинематограф был сосредоточен преимущественно на отражении трудового энтузиазма народа – строителя социализма. С началом войны в кино вернулись «страдание, боль, разлуки, потери, слезы, голод, страх», наметился «поворот к человеку», который достигнет своего апогея в кино эпохи оттепели.

Ярким примером этой новой формации советских фильмов оказался «Воздушный извозчик», который критиковали за то, что «его герои не стремятся к какой-либо высокой цели». Однако зрителям фильм полюбился, и не в последнюю очередь из-за великолепного актерского дуэта Михаила Жарова и Людмилы Целиковской. После выхода фильма на экраны артисты неоднократно выезжали в составе концертных бригад на фронт, где их неизменно ждал самый теплый прием бойцов, офицеров, особенно военных летчиков.

Особое место в истории Великой Отечественной занимают песни военных лет. Зовущие в бой, маршевые, лирические, берущие за душу – они давно стали частью культурного кода нашей страны, они жили и продолжают жить с нами в горе и в радости. Именно эти песни регулярно выходили по просьбам слушателей в эфир одной из старейших советских радиопрограмм «Встреча с песней», которую вел Виктор Татарский. Он получал тысячи писем, в которых люди рассказывали о том, что связано у них с фронтовой песней: «Старшие мальчики из нашей группы уходили на фронт. Сколько их погибло. Дорогие мальчики. Не дожили, не долюбили, спасая мир от фашизма. Эта песня о них, “Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат”…», – с горечью писала в 2015 г. А.Н. Звягинцева из Новосибирска.

Ей вторила в своем письме о брате-фронтовике В.К. Буберман: «И где бы Василий Петрович ни находился, что бы ни делал, любимая песня “Тёмная ночь” постоянно жила в нем. Тогда еще не было у него ни родного дома, ни любимой, склонившейся над кроватью сына, это ожидало его после Победы, но песня так прочно легла на сердце, что стало частицей его самого». Автографы замечательных песен «Соловьи» и «Горсть земли» А.И. Фатьянова, «Тёмная ночь» В.И. Агатова, «Смуглянка» Я.З. Шведова, «Песня защитников Сталинграда» Е.А. Долматовского из фондов РГАЛИ представлены в Комплексе «Вторая мировая война в архивных документах».

Большую моральную поддержку бойцам и командирам Красной Армии в годы войны оказывали фронтовые концертные бригады. Их выступления дарили минуты отдыха, позволяли хотя бы на короткое время вернуться к реалиям мирной жизни, насладиться произведениями русской классической музыки и литературы, увидеть фрагмент спектакля столичного театра или посмеяться над едкой антигитлеровской сатирой. Фронтовые концертные бригады были сформированы практически во всех учреждениях культуры по всему Советскому Союзу. С июня 1941 по май 1945 гг. фронтовыми бригадами было дано, по разным оценкам, от 1 миллиона 350 тысяч до полутора миллионов спектаклей и концертов с участием порядка 42000 артистов из почти 4000 бригад.

В фонде Центрального комитета профессионального союза работников искусств (ЦК Рабис) в ГА РФ сохранились многочисленные фотографии выступлений концертных бригад артистов Туркменской и Казахской ССР, Марийской и Аджарской АССР, а также других советских республик и автономий, ведущих коллективов Москвы и Ленинграда, фронтовых театров на Черноморском флоте, Брянском, Северо-Западном, Волховском и других фронтах, на освобожденных от оккупации территориях СССР. Аналогичные документы хранятся как в фондах учреждений культуры, так и в личных фондах артистов, чтецов и музыкантов в РГАЛИ. Теперь они доступны для широкой аудитории в Комплексе «Вторая мировая война в архивных документах» на сайте Президентской библиотеки.

Источник: https://rusarchives.ru/federal/rgali/03-05-2024-kompleks-vtoraya-mirovaya-voyna-v-arhivnyh-dokumentah