НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ С ГЕРМАНСКОЙ РАЗВЕДКОЙ

Печать PDF

Федеральный архивный проект «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» пополнился новыми документами из архивов ФСБ России.

Иббенбюрен – маленький старинный германский городок, расположенный в земле Северный Рейн-Вестфалия. На его окраине в годы Великой Отечественной войны располагался «Особый лагерь-1750». В пяти специально выстроенных бараках размещались слушатели школы, организованной в конце 1941 г. немецкой военной разведкой (Абвером). Школа готовила агентуру для пропагандистской и контрразведывательной деятельности в лагерях военнопленных и лагерях угнанных советских граждан. Личный состав школы (300–400 человек) комплектовался из антисоветски настроенных военнопленных. Все без исключения – украинской национальности, в основном – с Западной Украины. Именно при таком условии человек зачислялся в зондерлагерь (особый лагерь) и избегал невыносимой участи остальных советских военнопленных.

Широко известен факт о том, что у Гитлера не было плана создания независимого украинского государства, не предполагалось также вхождение Украины в состав Третьего рейха. В «Особом лагере-1750» Абвер решал вполне конкретную задачу – столкнуть русских и украинцев в интересах нацистской Германии.

Вербовку слушателей осуществляли официальные сотрудники, выезжавшие в лагеря для военнопленных и лагеря для восточных рабочих. В первую очередь, вербовались лица, враждебно настроенные против советского строя, а также зарекомендовавшие себя перед немцами пособники. Предпочтение отдавалось людям с высшим и средним образованием. Зачисляемые в школы пропагандисты фотографировались, у них снимали отпечатки пальцев, будущие слушатели давали письменное обязательство о работе на благо Германии.

При школе также были отдельные курсы по подготовке командного состава для подразделений Украинской повстанческой армии (УПА); на них обучалось до 25 человек. Как правило, определенного срока обучения не было, выпуск производился в зависимости от индивидуальных способностей и успеваемости каждого агента.

Все поступившие в школу сразу делились на подразделения, называвшиеся как и в УПА – «рои», «чоты», «сотни», «курени». Офицерский и преподавательский состав набирался из украинских националистов и учащихся, «правильно» зарекомендовавших себя перед руководством. В штате были и агенты-информаторы, отслеживающие настроения слушателей. Больше всего учебных часов в особом лагере было отведено истории Украины. Фактически, история была превращена в оружие: воспитывали, прежде всего, ярый украинский национализм. Здесь также изучали методы контрразведывательной работы и немецкий язык, занимались строевой и тактической подготовкой.

После окончания школы агенты – «иббенбюренские люди» или просто «люди И» – распределялись по рабочим командам, сформированным из советских военнопленных для работы в различных отраслях немецкой экономики, направлялись на оккупированную территорию Украины для ведения пропаганды и работы в оккупационных учреждениях.

Из числа военнопленных «люди И» должны были найти себе подобных – украинцев с антисоветскими убеждениями и рекомендовать их для обучения в том же «Особом лагере-1750». Агентура выявляла политические настроения военнопленных, сообщала о готовящихся побегах и актах саботажа.

«Иббенбюренские люди» также направлялись работать в гестапо, им выдавалась форма немецких войск и оружие. Именно выпускниками «Особого лагеря-1750» в основном было укомплектовано гестапо в Киеве и Киевской области.

Иббенбюренская школа одновременно являлась резервом для вербовки агентов в немецкие разведывательные и диверсионные школы. Многие агенты, после обучения в школах или в лагерях, наряду с пропагандистской, административной либо хозяйственной деятельностью выполняли контрразведывательные задания сотрудников Абвера или СД. После соответствующей подготовки их забрасывали в тыл советских войск с разведывательно-диверсионными заданиями. Практиковалось также оседание агентуры – поселение агента в каком-либо определенном районе на длительный срок в целях легализации и приспособления к социальной среде, то есть приобретения постоянного места жительства, работы, установления нужных связей.

В 1943 г. в Мюнстере был открыт еще один лагерь для подготовки «людей И», который в апреле 1945 г. именовался «Арбайтскоммандо-900» или «Особый украинский лагерь». Там уже набор был около 500 человек. В целом, нет точных данных, сколько агентов было подготовлено до окончания Великой Отечественной войны.

Несмотря на то, что всем выпускникам школ Абвера давались вымышленные имена и фальшивые документы, чтобы усложнить их поиск, после войны подавляющее число агентов не избежали возмездия.

Росархив представляет протоколы допросов украинских националистов, прошедших подготовку в «Особом лагере-1750» и обезвреженных органами советской госбезопасности в послевоенные годы.

Источник:

https://rusarchives.ru/novosti-rosarhiva/26-04-2022-novye-dokumenty-o-sotrudnichestve-ukrainskih-nacionalistov-s-germanskoy-razvedkoy