ВМЕСТО КОНКИ: ГЛАВАРХИВ — О МОСКОВСКОМ ТРАМВАЕ

Печать PDF

Первые трамваи ходили от Бутырской заставы до Петровского парка и были двухуровневыми.

В апреле 1899 года в Москве открылась первая трамвайная линия. В день рождения этого вида транспорта Главархив делится подробностями о том, как возникло трамвайное движение в городе.

Решение создать линии вагонов с электрической тягой власти приняли в 1898 году. Для первых опытов предполагалось использовать линии конок Первого общества конно-железных дорог в Москве. А в начале ХХ века электрический трамвай использовался уже почти наравне с конно-железным и паровым городским транспортом. Первые трамваи ходили от Бутырской заставы до Петровского парка.

С ростом числа пассажиров остро встал вопрос о создании правил проезда в трамвае и другом городском общественном транспорте. Так были приняты специальные постановления с правилами, многие из которых актуальны до сих пор. Внутри трамвайного вагона запрещалось курить, в том числе и транспортным служащим. Для соблюдения чистоты из-за большого количества любителей грызть семечки и сплевывать шелуху на пол был введен специальный пункт о запрете плевать в вагоне, а также сорить, мусорить и вообще портить вагон. Приобрести билеты можно было прямо в вагоне у кондуктора или контролера.

До 1917 года вагоны были двухуровневыми — наверху также имелись скамьи для сидения. Места на крыше назвались империалом. Дети младше семи лет не могли там ездить без сопровождения взрослых. К проезду не допускались пьяные, больные заразной болезнью и люди, соседство с которыми из-за их грязной одежды или отталкивающего запаха было затруднительно для остальных пассажиров (например, трубочисты и селедочницы).

Правила принимались и для работников транспорта. Согласно таким предписаниям, зимой снег и сколотый лед должны были сгребать в кучи по сторонам рельсовых путей. От тротуаров до остановок требовалось расчищать специальные проходы, а в темное время суток обязательно зажигать наружные фонари спереди трамвая.

Для удобства пассажиров зимой в неотапливаемых вагонах укладывали подстилки из соломы для ног, а металлические поручни обматывали сукном, чтобы не мерзли руки. Тогда же на остановках и внутри вагонов разместили ящики с красной надписью «Для заявлений», куда желающие могли опускать свои жалобы и замечания.

Трамвай быстро стал популярен у москвичей, а легендарная «Аннушка» (ласкательное прозвище произошло от изначального названия маршрута «А», пролегавшего внутри Садового кольца) вошла в народный фольклор в песнях, стихах и других литературных произведениях.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/104815073/