ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО ВОЕННО–ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ С РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВННЫМ АРХИВОМ КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «АЛЕКСЕЙ, АЛЕШЕНЬКА, СЫНОК…»

Печать PDF

К.В. ТИМЧЕНКО, г. Москва, Российская Федерация

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО ВОЕННО–ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ С РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВННЫМ АРХИВОМ КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «АЛЕКСЕЙ, АЛЕШЕНЬКА, СЫНОК…»

Аннотация

Статья содержит описание уникального опыта взаимодействия школьного военно-исторического музея московской школы № 185 им. В.С. Гризодубовой с Российским государственным архивом кинофотодокументов в реализации проекта «Алексей, Алешенька, сынок…». Автор показывает, как учащиеся на примере изучения судьбы человека на войне приобретают способность вести самостоятельный поиск, выявление и анализ архивных и иных первоисточников, овладевают знаниями по истории Великой Отечественной войны, осмысливают духовно-нравственные ориентиры человека России как основу его патриотизма и любви к Отечеству.

Ключевые слова

Московская школа № 185 им. В.С. Гризодубовой, школьный музей, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война, увековечение Памяти погибших, документальная хроника

В Школе № 185 г. Москвы (ГБОУ Школа № 185 им. В.С. Гризодубовой) работает военно-исторический музей «Боевой Славы 242-й стрелковой дивизии 1-го формирования». Главная цель работы нашего музея – патриотическое воспитание учащихся через мемориальную работу и увековечение памяти защитников Родины, погибших в годы Великой Отечественной войны.

В рамках работы по данному направлению, актив школьного музея ведет архивно-исследовательскую работу в архивах, имеющих на хранении фонды периода Великой Отечественной войны. Ребята работают в качестве исследователей в читальных залах Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО РФ) в г. Подольске, Российском государственном военном архиве (РГВА), Российском государственном архиве экономики (РГАЭ), Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ), Государственном архиве Московской области (ГАМО) и Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД).

Изучая документы военных лет, учащиеся выявляют информацию о военнослужащих Красной Армии, гражданских лицах, систематизируют эту информацию и анализируют ее для того, чтобы герои и жертвы войны были в дальнейшем должным образом достойно увековечены для потомков.

Эту работу в архивах можно назвать «Работой головой». Другой вид работы по увековечению памяти героев и жертв войны я бы назвал «Работа руками» в составе поисковых отрядов на местах сражений Великой Отечественной войны.В ходе которой ребята ищут останки погибших и пропавших без вести солдат, эксгумируют их, пытаются установить их имена по запискам смертных медальонов для передачи родственникам и достойного погребения с воинскими почестями, которые они, несомненно, заслужили, но так и не получили. Как раз этой, поисковой работе на местах сражений, предшествует изучение документов в архивах.

Фактически, каждый найденный документ, содержащий информацию о судьбах бойцов и командиров Красной Армии, партизанах, пострадавших в ходе карательных акций фашистов мирных жителях, – представляет собой тему для отдельного школьного исследовательского проекта с общей главной целью – увековечение Памяти наших соотечественников.

Одним из наиболее ярких исследовательских направлений нашего музея, уже третий год является работа над социальным благотворительным проектом «Алексей, Алешенька, сынок…» в Российском государственном архиве кинофотодокументов.

Свое название наш проект получил по сюжету песни «Баллада о матери», исполненной в свое время певцом Евгением Мартыновым. По сюжету песни, спустя 30 лет после окончания войны, в одной из деревень живет солдатская мать, потерявшая на войне сына, который пропал без вести. В деревню привезли для показа документальное кино о войне, которое пришли смотреть все жители деревни. В ходе просмотра кинопленки мать увидела в кадре своего сына, который с экрана взглянул на мать. На протяжении всей песни мать кричит ему:«Алексей, Алешенька, сынок…» в то время, как он идет в атаку. На кинопленке сын остался жив. Мать просит повторить этот эпизод снова и снова. В конце песни, пожилая женщина сидит дома у окна и ждет, будто вот-вот в окно постучится ее сын, не вернувшийся с войны много лет назад.

Эта песня очень эмоциональна, она наполнена энергетикой и переживаниями женщины, потерявшей на войне самого близкого и дорогого ей человека. Бесспорно, каждый человек, чьи близкие погибли на войне, испытал бы те же эмоции, как и мама солдата в песне.

После окончания Великой Отечественной войны прошло более 70 лет. Давно умерли мамы солдат. Практически уже не осталось солдатских жен, которые всю жизнь ждали мужей с войны, одни воспитали детей… Наступило время, когда стали все чаще и чаще уходить уже, и дети солдат Отечественной войны. Последние люди, которых наши защитники нянчили на руках, которые лично помнят и видели своих отцов в последние минуты перед отправкой на фронт. И они всю жизнь ждут любую весточку из тех далеких времен.

Каждый из нас хотел бы заглянуть в то, ставшее уже далеким время, и, хотя бы на одно мгновение, увидеть своего отца, деда или прадеда. Каким он был на фронте? Что он делал? О чем думал? Как ему было тяжело?

К сожалению, такой возможности, - найти кадры документальной кинохроники или фотографию с войны (если такой фотографии нет в семье), нет практически ни у кого (если родственник не был большим командиром или известным военачальником). Слишком мало дошло до наших дней визуальных материалов по сравнению с общим количеством наших солдат, участвовавших в войне.

Тем не менее, не имея возможности найти в архиве кинофотодокументов (РГАКФД) материалы о собственных родственниках, наши ребята могут делать это для чужих, незнакомых им людей.

Так, по плану работы активистов музея над проектом «Алексей, Алешенька, сынок…», учащиеся регулярно работают с тематическими кино- и фотокаталогами в читальных залах архива кинофотодокументов по темам периода Великой Отечественной войны. В первую очередь ведется выявление персонифицированных фотокарточек и фрагментов документальной хроники времен войны. Необходимо, чтобы в каталоге имелась подсказка фотокорреспондента или кинооператора военных лет с указанием фамилии, инициалов, воинской части, времени и места съемки. Эти сведения активисты музея вносят в свою собственную рабочую опись проекта. Все эти данные необходимы для дальнейшей работы в музее по идентификации выявленных в каталоге военнослужащих по базам данных безвозвратных потерь (obd-memorial.ru) и награждённых (podvignaroda.mil.ru).

Во время работы в архиве, наши юные исследователи окружены вниманием и поддержкой сотрудников архива, которые высоко ценят наши усилия и оказывают большую методическую помощь в работе.

После идентификации личности солдата на фотографии или кадрах кинохроники и установлении его судьбы (погиб, пропал без вести, умер от ран, остался жив), ребята начинают поиск его родственников на основе домашнего адреса, имени-отчества жены или родителей и других персональных данных, указанных в базах данных и картотеках.

Иногда семью удается найти практически сразу, позвонив в сельский совет, в полицию или в районный архив по месту рождения или призыва солдата, - все, без исключения, сотрудники учреждений и организаций стараются помочь нам всеми возможными способами. Но иногда случается так, что семья солдата в послевоенное время несколько раз меняет место жительства и, в таких случаях, мы начинаем длительную переписку с региональными архивами по поиску следов родственников героя с фотографии.

Каждый конкретный поиск по фотографии или кинохронике заканчивается передачей найденного материала потомкам солдат. Если у нас есть возможность – активисты музея стараются лично передать фотографию. Но это случается тогда, когда найденные родственники проживают в относительной близости от Москвы (до 500 км). В случаях. если семья находится на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале или на севере, мы связываемся с местными школьниками и каждый такой эпизод превращается в отдельный школьный межрегиональный проект патриотической направленности.

Обычно, в таких случаях, мы договариваемся с ребятами из регионов о распределении обязанностей при подготовке к передаче материалов родственникам. Ребята готовят для нас краеведческую информацию, собирают сведения о своих земляках, договариваются с родственниками солдат о встрече. Передача фотографии происходит во время телемоста, который мы организуем по системе связи skype, в ходе которого происходит разговор между Москвой с одной стороны и школьниками из регионов, приглашенными в школу родственниками солдат – с другой стороны.

В начале телемоста происходит знакомство между учащимися двух школ и родственниками. Школьники из регионов делают доклад о своем районе, как район жил в годы войны, что он дал фронту. Родственники солдат знакомят московских ребят с историей своей семьи, рассказывают о довоенной жизни, читают письма с фронта, показывают сохранившиеся фотографии и другие семейные документы и реликвии.

Далее, наступает время доклада активистов нашего школьного музея. Мы рассказываем собеседникам о школе, о поисковой и архивно-исследовательской работе, которую ведет актив музея и подробно останавливаемся на проекте «Алексей, Алешенька, сынок…». Мы демонстрируем презентацию, в которой собраны кадры передачи материалов другим семьям, рассказываем наиболее запомнившиеся сюжеты и истории. Таким образом, происходит обмен информации и опытом между учащимися наших регионов.

Долгожданную фотографию найденные родственники солдата получают в конце разговора. Мы демонстрируем им материал, ради которого была организована встреча. Практически всегда, дети, внуки, племянники не могут сдержать слез. Справившись с эмоциями, они произносят слова благодарности и делятся своими впечатлениями от увиденной фотографии или кадров документальной кинохроники. Это самый волнующий момент уже для нас. Присутствующие на разговоре активисты музея – учащиеся нашей школы лично убеждаются в том, насколько важна их работа над проектом для обычных людей, их соотечественников, насколько им дорога память, каждая крупица информации о близких, не вернувшихся с войны. Ребята понимают, что сделали доброе дело и осознание этого дает им стимул и дальше работать не только над сохранением памяти о героях Великой Отечественной войны, но и над приумножением памяти о них через передачу уникальных семейных реликвий в семьи.

На наш взгляд, реализуя проект «Алексей, Алешенька, сынок…» наши учащиеся на примере изучения судьбы человека на войне приобретают способность вести самостоятельный поиск, выявление и анализ первоисточника, овладевают знаниями по истории Великой Отечественной войны, развивают в себе чувство сострадания и безвозмездной помощи тем, для кого их работа очень важна.

Так, на примере отдельного архивно-исследовательского проекта школьного музея, ведется патриотическое воспитание в нашей школе.

Сведения об авторах

Тимченко Константин Валерьевич, руководитель школьного музея «Боевой славы 242-й стрелковой дивизии первого формирования», г. Москва, Российская Федерация, 8-916-944-65-69