ФОТОПОРТРЕТЫ КОНЦА XIX–НАЧАЛА XX вв. В ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Печать PDF

О.Е. РАШКОВСКАЯ, г. Великий Новгород, Российская Федерация

ФОТОПОРТРЕТЫ КОНЦА XIX–НАЧАЛА XX вв. В ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В Государственном архиве Новгородской области (ГПНО) сотрудниками отдела обеспечения сохранности, государственного учета и комплектования проведена значительная работа по просмотру дел учебных заведений дореволюционного периода с целью выявления в их составе фотопортретов. В результате такие фотографии были обнаружены в фондах: № 391 «Новгородское реальное училище» в количестве 100; № 385 «Новгородская мужская гимназия Императора Александра I» – 179; № 392 «Старорусское Алексеевское реальное училище» – 96; № 390 «Боровичское реальное училище» – 47. Небольшое количество фотографий было выявлено также в фондах: № 395 «1-е Новгородское высшее начальное училище»; № 386 «Боровичская женская гимназия»; № 397 «Старорусская женская гимназия», № 388 «Боровичская женская прогимназия», № 389 «Крестецкая женская прогимназия», № 621 «Новгородская Николаевская женская гимназия», № 621 «Новгородская Николаевская женская гимназия». Судя по листам использования, исследователи, которые ранее обращались к делам названных фондов, ограничивались их просмотром. Наличие в них фотографий не фиксировалось, в том числе и работниками архива, которые использовали дела с фотографиями при исполнении социальных запросов, При этом некоторые из документов, к которым прилагались фотографии, были отксерокопированы или оцифрованы.

Было установлено, что наиболее часто фотографии сопутствуют таким видам документов, как: прошения учеников о допущении к сдаче экзаменов; свидетельства о сдаче экзаменов в учебных заведениях Новгородской губернии учащимися, проходившими обучение в учебных заведениях Российской империи; протоколы заседаний педагогического совета: протоколы экзаменационной комиссии; прошения о приеме в учебное заведение; личные дела учеников; свидетельства о сдаче экзаменов на получение прав вольноопределяющихся второго разряда; свидетельства об окончании учебного заведения; свидетельства о сдаче экзаменов на звание учителя и испытаний на получение первого классного чина. Большая часть фотографий, выявленных в составе фондов учебных заведений, отложилась в делах, содержащих свидетельства о сдаче экзаменов на получение прав вольноопределяющегося. Большинство из них представляют мужские погрудные фотопортреты на паспарту из плотного картона. Имеются также фотографии в полный рост, без паспарту, а также помещенные на открытку. Женские фотопортреты представлены в меньшем количестве. Размер фотографий чаще – «визитка», редко встречаются фотографии кабинетного размера. Дата снимка на фотографиях указывалась не всегда, поэтому при их датировке приходится ориентироваться на дату документа, к которому они прикреплены. Самый ранний фотоснимок, из выявленных нами, может быть датирован, исходя из даты создания основного документов, не позднее 1895 г., самый поздний – 1918 г. Атрибутацию фотодокументов осложняет отсутствие реквизитов, штампов фотографа на снимках, а также то, что многие из фотопортретов частично или полностью приклеены к листам в деле, некоторые –– плотно пришиты и скреплены печатью.

Большая часть выявленных фотографий была изготовлена известным новгородским фотографом А.Ф. Глазачевым, но сохранились фотографии, изготовленные и другими фотографами Новгорода. Так, в фонде № 391 «Новгородское реальное училище» хранятся 4 мужских фотопортрета на фирменном паспарту, выполненных новгородским фотографом Иваном Васильевичем Красновым. Фотографии были изготовлены в период с 1898 по 1905 гг. в его фотоателье на Московской улице, в доме Дмитриевского, и на Знаменской улице в доме Михайлова.

Особую ценность среди выявленных фотографий фонда Новгородского реального училища, представляет фотография Максима Александровича Космоненко, прикрепленная к свидетельству о сдаче им испытаний в 1913 г. Фотопортрет был изготовлен новгородским фотографом В. Новаком. Фотографии этого мастера редко встречаются даже в большинстве музейных коллекций.

Фотографические заведения функционировали не только в Новгороде, но и в уездных центрах. В фонде Старорусского Алексеевского реального училища сохранились фотопортреты, изготовленные известными старорусскими фотографами. В делах этого фонда содержатся женские фотопортреты, приложенные к свидетельствам о сдаче испытаний на звание учительницы начальных классов в 1914 г. Среди них, портрет Елизаветы Андреевны Курочкиной, изготовленный в фотоателье Карла Иогановича Треймана. Карл Трейман владел фотоателье в собственном доме в г. Старая Русса. Портреты Марии Сократьевны Степановой и Лидии Петровны Норорусской были изготовлены фотографом В.Н. Ивановым. Его фотозаведение располагалось в собственном доме на Крестецкой улице.

В составе фонда № 386 «Боровичская женская гимназия» содержатся 7 женских фотопортретов, 6 из которых были изготовлены в фотоателье г. Боровичи. Фотопортрет Егоровой Антонины Петровны, приложенный к свидетельству об окончании в 1917 г. VIII дополнительного педагогического класса и получении звания «домашней наставницы по арифметики», помещен на почтовую открытку, что не дает возможности установить автора съёмки. Фотопортрет Ефимовой Александры, приложенный к свидетельству об окончании в 1914 г. VIII дополнительного педагогического класса и получении звания «домашней учительницы по русскому языку», был выполнен известным боровичским фотографом Н.А. Велькиным. На лицевой стороне фирменного паспорта имеется золотое тиснение «Н. Велькин. Боровичи», а оборотная часть украшена орнаментом и медалями с выставок, в которых фотограф, вероятно, принимал участие Николай Александрович Велькин был уроженцем г. Севск Орловской губернии. Владел аптекой и фотоателье, которое располагалось в его собственном доме на улице Георгиевской. В июне 1927 г. Николай Велькин был арестован в составе группы из 26 священнослужителей и других "социально опасных элементов". В состав этой группы входил и епископ Боровичский Никита (Стягов). Н. Велькин обвинялся в том, что "являлся ярым сторонником и защитником царизма, а сейчас – чуждый и социально опасный элемент, могущий оказывать влияние на рабоче-крестьянские массы" (Ст. ст.58–7,58–18 УК РСФСР). На время следствия был заключен в Боровичский Исправтруддом. Дело прекращено 17 августа 1927 г, за отсутствием доказательств преступления.

Фотопортреты Серафимы Гавриловны Мордониной (не позднее 1914 г.), Александры Александровны Грачевой (не позднее 1917 г.), Елены Демянской (не позднее 1916 г.), Веры Яковлевны Кулиной (не позднее 1918 г.), Антонины Петровны Кругловой (не позднее 1915 г.), приложенные к аттестатам, свидетельствам об окончании гимназии и о получении учительского звания были изготовлены в фотоателье боровичского фотографа А.И. Шевелева. Его фотоателье располагалось на ул. Георгиевской, д. 11. На лицевой стороне фирменного паспарту помещены инициалы фотографа, адрес фотоателье, а также, медали с выставок, в которых, вероятно, принимал участие фотограф. Инициалы, адрес фотографа и изображение медалей помещены также и на оборотную сторону паспарту.

Фотографии, изготовленные боровичским фотографом А. И. Шевелевым, отложились и в составе фондов других учебных заведений Новгородской губернии. Так, к свидетельству о сдаче испытания на звание аптекарской ученицы в Новгородской мужской гимназии имени Александра I приложен фотопортрет витебской мещанки Миры Цодиксон, изготовленный фотографом не позднее 1917 г.

Как уже упоминалось, выявленные портреты преимущественно мужские. Так, среди 100 фотографий фонда № 391 «Новгородское реальное училище», выявлено всего два женских. Данные фотопортреты приложены к прошениям 1911 г. о допуске к экзамену за 6 классов Новгородского реального училища для дальнейшего поступления в высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Один из них – Марии Михайловны Морозовой, выполненный новгородским фотографом А. Ф. Глазачевым. Другой фотопортрет – Ксении Эдуардовны Монвиж-Монтвид – был изготовлен фотографом И. Н. Зубковым. И. Н. Зубков имел свое фотоателье в Санкт-Петербурге на улице Лиговской.

Единственный фотопортрет в составе фонда № 621 «Новгородская Николаевская женская гимназия» был изготовлен в фотоателье А. Ф. Глазачева. На оборотной стороне паспарту имеется «удостоверительная» запись начальницы гимназии о том, что фотография принадлежит Ольге Нечаевой. Фотопортрет помещен в отдельный конверт, поэтому можно предположить (в том числе по оставшимся следам от прошивной нити листа дела), что фотопортрет был приложен к удостоверению об окончании Ольгой Нечаевой полного курса гимназии и получении звания учительницы.

В составе дела фонда № 391 «Новгородское реальное училище» к свидетельству о сдаче экзаменов на знание программы училища за 5 классов 1904 г. приложены фотографии Бориса Леонидовича Григорьева, изготовленные в фотоателье Марии Васильевны Малярчиковой. Ее ателье располагалось в городе Тихвине на Береговой улице. Прошение сына священника Константина Беляева о разрешении сдать испытания на получение прав вольноопределяющегося второго разряда в 1895 г., сопровождено его фотопортретом, на оборотной стороне которого стоит штамп крестецкого фотографа А. А. Леопольдова.

В учебных заведениях Новгородской губернии учились, сдавали экзамены не только жители губернии. Благодаря этому, в фондах учебных заведений Новгородской губернии сохранились фотографии, изготовленные в фотоателье Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Вологды, Рыбинска, Варшавы, Митавы, Двинска, Екатеринодара, Царского села. В делах фондов имеются фотографии фотографов: Г.В. Соколова (г. Москва), М. Сорокина (г. Архангельск), Н.Лежнева (г. Рыбинск); А. Бенкина, И.Н. Зубкова, О.Г. Ринне, С.Каурова, Б. Флакса, Г.Р. Зива, М.Г. Тьебо, И.И. Елецкого, Ю.Ф. Штейнберга (г. Санкт-Петербург).

Особую ценность среди выявленных фотодокументов представляют фотопортреты, изготовленные «поставщиками Двора его Императорского Величества».Так, в фонде Новгородского реального училища хранится фотопортрет Берсана Шадыжева, приложенный к прошению 1911 г. о разрешении сдать ему экзамен за 6 классов программы училища. Фотопортрет был выполнен знаменитым фотографом Иосифом Оцупом. Иосиф Адольфович Оцуп работал в своем фотоателье на Литейном проспекте, в доме № 41. В течение 8 лет он изготавливал фотографии членов царской семьи и получил право официально именоваться «поставщиком» и «придворным фотографом».

Иосиф Оцуп не единственный придворный фотограф, чьи снимки сохранились в фонде Новгородского реального училища. В личном деле ученика Н.С. Голубь к прошению о разрешении сдать экстерном испытания за курс 6 класса училища приложен его фотопортрет. Снимок был сделан предположительно в 1903 г. На оборотной стороне паспарту имеются реквизиты ателье Екатеринодарского фотографа Афанасия Петровича Чернова. В 1899 г. Чернову было пожаловано звание фотографа двора и он был фотографом Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича, получил 8 наград от высочайших особ.

В фонде № 385 «Новгородская мужская гимназия имени Императора Александра I» находится фотопортрет Яна Кабата, приложенный к свидетельству о сдаче им экзаменов за курс 6 классов в Николаевской Царскосельской гимназии. Фотопортрет был изготовлен не позднее 1907–1908 гг. дворянином Люцианом Станиславовичем Городецким. Его фотоателье располагалось в доме № 21 на Московской улице в Царском Селе. Люциан Городецкий являлся поставщиком Двора Его Императорского Высочества великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны в 1894 и 1910 гг.

Привлекает внимание и мужской фотопортрет, хранящийся в фонде Новгородской мужской гимназии. К прошению о разрешении держать экзамен на получение прав вольноопределяющегося 2 разряда приложен фотопортрет рядового шестой роты 175 запасного батальона Николая Кириллова. Снимок был изготовлен не раньше 1911 г. и не позднее 1916 г. На внешней стороне паспарту имеется тиснение: «К. Шапиро. Гороховая, 36», а на оборотной стороне – античный орнамент, изображение медалей с выставок и реквизиты: «К. Шапиро. Санкт-Петербург. Угол Гороховой и Садовой № 36–36. Телефон 472-96». Известно, что в Санкт-Петербурге имел фотоателье знаменитый фотограф Константин Александрович Шапиро. Константин Шапиро умер в 1900 г. После смерти фотографа заведение не было закрыто. У фотографа остались два наследника – Владимир и Илья Константиновичи. С 1901 по 1905 г. делами в фотографии занимался сын фотографа – Владимир и фирма назывались «Шапиро, Конст.». С 1906 г. делами фотографической фирмы стал заниматься племянник умершего фотографа – Павел Семенович Жуков (1870–1942). До этого у него было свое фотоателье (с 1904 по 1906 гг.) на улице Стремянной. П.С. Жуков был хозяином фотографии «Конст. Шапиро» до 1918 г. Таким образом, указанные на паспарту выявленного в ГАНО фотопортрета реквизиты ателье не совпадают ни с названием, ни с адресом, по которому действительно располагалось фотоателье наследников Шапиро. Возникает вопрос, кто такой К. Шапиро, изготовивший данный фотопортрет. Дело в том, что в Санкт-Петербурге, начиная с 1880-х гг. работал фотограф, именовавший себя К. Шапиро 2-й. Первое объявление К. Шапиро 2-го появилось в июле 1889 г. в газете А.С. Суворина «Новое время»: «Фотография К. Шапиро 2-й. Угол Гороховой и Садовой, № 36. Проработав 9 лет у брата моего, ныне я открыл собственную фотографию под фирмою «Шапиро 2-й». На это объявление незамедлительно появилась реакция К.А. Шапиро, напечатанная в этой же газете: «От фотографа Императорской Академии художеств Константина Александровича Шапиро. Заявление. Несколько лет тому назад один «честный» господин объехал чуть ли не всю Россию с плохими копиями моей «Портретной галереи русских литераторов, ученых и артистов» и «Русского Пантеона», всюду выдавая свои издания за оригиналы, а себя самого за Константина Шапиро. Ныне же один малярный мастер здешнего малярного цеха переменил свое имя и фамилию «Лазарь Шапиро» и вывесил большую вывеску «Фотография Константина Шапиро 2-й». Как мне ни лестно, что моя фирма настолько популярна, что нашла себе контрафакторов, даже в среде представителей малярного цеха…». В 1893 г. «двоюродный брат фотографа» К.А. Шапиро – Константин Павлович Шапиро, который именовал себя «Шапиро 2-й» с упорством вновь поместил рекламу в адресной книге Петербурга на 1893 г.: «Проработав 9 лет у брата моего, ныне я открыл собственную фотографию под фирмою «Шапиро 2-й». Цены дешевые. Гороховая, угол Садовой, № 36». Очевидно, что фотопортрет рядового шестой роты 175 запасного батальона Николая Кириллова был изготовлен в том самом фотоателье «двоюродного брата фотографа» Константина Павловича Шапиро.

В составе фонда № 392 сохранился фотопортрет Виктора Ромуальдовича Патмальника, служащего петербургской полиции. Фотография приложен к свидетельству о сдаче им испытания на «первый классный чин». Фотопортрет на паспарту из белого плотного картона был изготовлен в фотоателье Санкт-Петербурского фотографа Д. Гершуни не ранее 1911 г. Вилькомирский мещанин Давид Абрамович Гершуни в октябре 1882 г. стал владельцем мастерской в доме 30 на углу Вознесенского проспекта и Средней Мещанской улицы. С 1889 г. Давид Абрамович упоминается в справочниках как владелец мастерской в доме 29 на углу Вознесенского проспекта и Вознесенского переулка. В 1907 г. фотограф Д.А. Гершуни именовался «поставщиком Двора Его императорского Величества». Ввиду того, что фотопортрет не только пришит к свидетельству, но и приклеен, рассмотреть полностью оборотную сторону паспорту и имеющуюся надпись на нем не представляется возможным. Можно лишь увидеть помещенные на оборот медали и реквизиты фотоателье: «Вознесенский проспект, против ц. Вознесения. Телеф. 47451».

Выявленные в составе фондов учебных заведений Новгородской губернии ГАНО фотопортреты конца XIX–начала XX вв. представляют интерес для широкого круга исследователей и требуют дальнейшего всестороннего изучения. Они будут интересны исследователям истории Новгорода конца XIX–начала XX в., истории образования, развития фотографического дела, как в Новгородской губернии, так и в Российской империи. Особый интерес фотографии представляют для лиц, занимающихся генеалогическими поисками.

Работа по выявлению фотодокументов в составе фондов учебных заведений будет продолжаться. Перед сотрудниками ГАНО стоит задача обеспечить сохранность фотографий и дел, содержащих эти фотодокументы. Нами ведется работа по их учёту и научному описанию. Планируется также составление самостоятельных аннотированных описей (указателей) фотодокументов в фондах, где такие документы выявлены.

Сведения об авторах

Рашковская Ольга Евгеньевна, зав. архивохранилищем фотодокументов ГОКУ «Государственный архив Новгородской области», 173003, Российская Федерация, г. Великий Новгород, 8-816-277-41-75, 8-951-722-87-49, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript