МИТРОПОЛИТ АФАНАСИЙ и ПСАЛТИРЬ 1568 г.

Печать PDF







Для изучения церковно-политической истории России эпохи Ивана IV большое значение имеет датировка смерти тех или иных персонажей, игравших значимую роль в это бурное событиями время. К числу таких персонажей, безусловно, относится митрополит Афанасий (1564—1566 гг.), точную дату кончины которого исследователям установить не удается. Этот владыка занимал кафедру в период учреждения опричнины, проявлял заботу о ее потенциальных жертвах, «печалуясь» за опальных бояр, и, в конце концов, по невыясненным до конца причинам в 1566 г. — в самый разгар опричнины — за «немощью велией» покинул всероссийскую кафедру.

Датируя смерть этого иерарха, историки обращали внимание на его последнее прижизненное упоминание в 1567 г.: в июле этого года «повелениемъ государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии поновленъ бысть образъ Пречистые Владимирские Лукина письма Евангелиста, златомъ и камениемъ украшенъ многимъ, что стоитъ въ Пречистой соборной въ богоспасаемемъ граде Москве; а поновлялъ бывшей митрополитъ Афонасей». До 1980 г. это летописное сообщение об Афанасии считалось последним известием о нем в источниках.



На более позднее упоминание этого митрополита обратил внимание Б.М. Клосс в своей монографии 1980 г. «Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв.». Он указал, что имя Афанасия фигурирует в послесловии к Псалтири 1568 г., когда он митрополитом уже не являлся. Согласно послесловию к этому изданию, типография, в которой оно вышло, была основана «повелением благочестиваго царя и благословением святеишаго митрополита Афонасия всея Руси». Д.М. Буланин упоминание в качестве митрополита, «благословившего» создание типографии, Афанасия, а не Филиппа, бывшего митрополитом после него в 1566—1568 гг., связал с нежеланием печатников Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева упоминать имя опального Филиппа — он, как известно, в ходе конфликта с царем осенью 1568 г. был сведен с кафедры.

Если согласиться с этим мнением, то придется признать, что Афанасию было приписано участие в подготовке издания, к которому он не имел никакого отношения, и которое по умолчанию было подготовлено по инициативе митрополита Филиппа.

Предположению Д.М. Буланина, а также следующим из него выводам, нельзя отказать в логике, если не принять во внимание два любопытных факта. Во-первых, митрополит Филипп по имеющимся в распоряжении ученых данным известен как крупный деятель Церкви и устроитель Соловецкой обители. Источники, однако, ничего не сообщают о его интересе к книжности. Так, в соответствующей справочной статье «Словаря книжников и книжности Древней Руси» отмечен лишь ряд его посланий, имеющих хозяйственный характер. Косвенно наше предположение о том, что интерес Филиппа к книжности не стоит преувеличивать, подтверждает и его Житие. Описывая его добродетели, оно ни словом не сообщает о его любви к книгам и чтению (единственное, что оно сообщает на этот счет, так это то, что он в детстве учился грамоте).

Во-вторых, нельзя не заметить, что в отличие от Филиппа Афанасий известен как один из самых крупных писателей эпохи. Его перу принадлежат Житие его учителя Даниила Переяславского и Степенная книга, а также, возможно, Повесть о кончине митрополита Макария. Кроме того, известно, что при нем вышло, по меньшей мере, два издания — Апостол 1564 г. и Часослов 1565 г.

Можно ли на основе этих фактов полагать, что Афанасий, проживая на покое, уделял большое внимание книгопечатанию, дожив как минимум до 1568 г., или прав Д.М. Буланин, и имя этого иерарха заменило имя владыки, который по праву являлся вдохновителем подготовки Псалтири 1568 г., или есть какое-то иное объяснение этим фактам? В поисках ответа на данный вопрос обратимся к послесловию к Псалтири 1568 г.

Ввиду большого значение данного пассажа для последующего изложения приведем его почти целиком. В послесловии к Псалтири 1568 г. отмечено, что «штанбу» (т.е. типографию) было решено создать в Москве «повелением благочестиваго царя и благословением святеишаго митрополита Афонасия всея Руси. Составися штанба сия в лето седмь тысящь семьдесят шестое марта в 8 день и первие начаша печатати сию книгу пророческую часть, иже есть четвертая Ветхаго завета… Съвершена же бысть в лето седмь тысящь семьдесятъ седмое декабря в 20 день на паметь святаго священномученика Игнатия богоносца и в 34[-е] лето государьства царя и великого князя Ивана Василиевича всея Русии, и при его благородных чадехъ царевиче Иване и царевиче Феодоре, и при святеишем митрополите Кириле всея Русии, правящему кормила велицеи соборнеи и апостольстеи церкви и в первое лето святительства его…».

Как уже отмечалось в филологической литературе, послесловие к Апостолу 1564 г. оказывало немалое влияние на послесловия к более поздним изданиям (прежде всего, к последующим изданиям самого Ивана Федорова — Часовнику 1565 г. и др.). Не была исключением и Псалтирь 1568 г. Есть веские основания полагать, что послесловия писались по шаблону. Как показал А.С. Демин, он создавался на основе привлечения материала выходных записей на рукописных книгах XVI в. и более раннего времени, официальных сочинений макарьевской поры (Стоглав, Великие Минеи Четии, Летописец начала царства и др.), а также предисловий к западноевропейским изданиям.

Отсутствие упоминаний в источниках Афанасия выделяет его среди других ушедших на покой митрополитов, о которых повествуют источники, далеко не всегда связанные с теми обителями, куда они ушли на покой. Так, имя Даниила (ум. 22 мая 1547 г.), сведенного с кафедры в 1539 г., фигурирует в материалах собора 1549 г., осудившего Исака Собаку: в свою бытность митрополитом Иоасаф (Скрипицын) обратился за справкой об Исаке Собаке к проживавшему на покое в Иосифо-Волоколамском монастыре митрополиту Даниилу. Судьба самого Иоасафа, сведенного с кафедры в 1542 г., также прослеживается в источниках. Известно, что сначала он был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, затем в середине 40-х гг. XVI в. перебрался в Троицу, в 1552 г. Иоасаф встречал возвращавшегося из казанского похода Ивана IV, в 1548—1551 гг. к нему неоднократно обращался Макарий при решении важнейших вопросов внутрицерковной жизни — в частности, на основе послания Иоасафа Стоглавому собору (1551 г.) была составлена 100-я глава Стоглава.

Вторым важным обстоятельством является то, что, судя по всему, информация о жизни Афанасия после ухода его на покой не имела широкого распространения не только в письменных, но и в устных источниках. Так, А.М. Курбскому, активно собиравшему слухи о происходившем в России, судьба Афанасия была неизвестна: в начале 1570-х гг. — наиболее вероятное время составления «Истории о великом князе московском» — сообщая о поставлении Филиппа, он отмечает, что это событие состоялось «по умертвии митрополита московского Афонасия или по изшествию его волею». Это указывает на то, что вскоре после ухода Афанасия с кафедры, по всей видимости, сведений о нем уже не было, во всяком, случае, в Великом княжестве Литовском, где проживал явно неравнодушный к московским событиям эмигрант. Данное обстоятельство, в свою очередь, косвенно свидетельствует о его кончине вскоре после «поновления» им Владимирской иконы Богоматери в июле 1567 г. В любом случае смерть владыки имела место не позднее 1575 г. — времени составления уже упоминаемого выше троицкого синодика, в котором его имя фигурирует в основном тексте.

Сказанное выше, дает веские основания полагать, что послесловие к Псалтири 1568 г. не может рассматриваться при датировке кончины митрополита Афанасия. Менее категорично можно предполагать, что она имела место вскоре после 1567 г. Скорее всего, это было связано с тем, что Афанасий к этому времени достиг уже вполне преклонного по меркам Средневековья возраста — от 60 до 70 лет. С ним и могло быть связано ухудшение самочувствия, проявившееся сначала в «немощи велией», послужившей, во всяком случае, одной из причин его ухода с кафедры в мае 1566 г., а затем, вероятно, в последовавшей вскоре после июля 1567 г. смерти.


Andrei S. Usachev. METROPOLITAN ATHANASIi And PSALTIR of 1568



Аннотация / Annotation

В статье рассматривается вопрос об участии митрополита Афанасия (1564—1566) в издании Псалтири 1568 г. Устанавливается, что он совместно с царем не позднее мая 1566 г. повелел создать типографию, но непосредственного к изданию книги отношения не имел — она была издана при митрополите Кирилле (1568—1572). Статья основана на материале послесловий к первым русским изданиям, летописей и других источников.

In article the question of participation of metropolitan Athanasii (1564—1566) in Psaltiri's edition of 1568 is considered. Is established that he together with the tsar no later than May, 1566 enjoined to create printing house, but he had no relation direct to the edition of the book. It was published at the age of the metropolitan Kirill (1568—1572). Article is based on a material of epilogs to the first Russian printed books, chronicles and other sources.

Ключевые слова / Keywords

Источники, книжность, старопечатная книга, источниковедение, текстология, история Церкви, история России, XVI век, митрополит Афанасий. Book culture, old printing book, source study, textual criticism, Church history, Russian history, 16th century, metropolitan Athanasii


Исследование выполнено при содействии гранта Президента РФ для поддержки молодых ученых (проект № МД-209.2012.6).

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.