«Киноатлас СССР»: концепция М. В. Налетного. По архивным материалам 1920-х гг.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 930.25+331.105.5+7.096+316.42+304.9+304.444+304.442+612.84/.88+316.6+001.94+001.92+003.62+001.61+311.218+651.928+008.2+372.83+37.014+81'373.23+392.71+74.01/.09+910.2+727.94+727.98+912.4+914/919

doi 10.28995/2073-0101-2023-3-739-752

Головнев, И. А., Головнева, Е. В.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

«Киноатлас СССР»: концепция М. В. Налетного. По архивным материалам 1920-х гг.

Golovnev, Ivan A., Golovneva, Elena V.

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography, Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russian Federation

“Cinema–Atlas of the USSR”: The Concept of M. V. Naletny: Archival Materials of the 1920s

Аннотация

В 1920–х гг. в СССР активизировался выпуск на широкий экран документальных фильмов о жизни народов и регионов страны, открывая массовой аудитории возможность совершать виртуальные кино-путешествия по многонациональной и разноукладной стране. Это происходило в русле проекта «Киноатлас СССР» – амбициозной государственной программы, запущенной под эгидой ЦИК СССР, предполагавшей создание 150–серийного тематического киноальманаха. Целью данной статьи является введение в научный оборот архивного документального фильма «К берегам Тихого океана» (1927) режиссера М. В. Налетного, созданного в ходе комплексной киноэкспедиции по транссибирской железнодорожной магистрали из Москвы на Дальний Восток. Для решения поставленной цели анализируется не только сам фильм, но и общественно-политический и культурно-идеологический контекст создания этого кинодокумента в русле государственной программы создания советского киноатласа. В качестве источниковой базы исследования привлекаются малоизвестные визуальные и текстовые архивы, а также данные советской периодической печати 1920-х гг. В силу специфики немого кино, фильм «Путешествие к Тихому океану» представляет собой своеобразный кинотекст, состоящий из примерно равнозначного количества перемежающихся кинокадров и текстовых титров. Прослеживается, что согласно общим рекомендациям к киноделу в СССР, отталкивавшимся от марксистской теории, режиссер оформил свою полнометражную картину как cерию визуальных очерков, пригодных для разрабатывавшегося в этот период «Киноатласа СССР». В ходе исследования становится очевидно, что М. В. Налетный стремился в своем фильме преодолеть формат широко распространенного в изучаемый период поверхностного «туристического» повествования, подробно описывая географические особенности регионов, типы населения, их хозяйственные уклады и т. д. А рассмотренные параллельно методические разработки М. В. Налетного наглядно демонстрируют требования партии по отношению к емким ресурсам кинематографии, как к средству информации и агитации, учебному пособию и формату популяризации научных знаний. В этой связи, резюмируется, что наследие М. В. Налетного содержит многослойную научно-популярную значимость, став вкладом в экранную летопись советских преобразований на местах. Делается вывод, что изученный комплекс материалов является значительным примером визуально-антропологических поисков раннесоветского периода, а также информативным историческим источником, не потерявшим свою актуальность для современного научного изучения.

Abstract

The 1920s saw an increased general release of documentaries about life of peoples and regions in the USSR, opening an opportunity for mass audience to make virtual trips through multinational and diverse country. It was within the frameworks of the project “Cinema-Atlas of the USSR,” an ambitious state program launched under the auspices of the Central Executive Committee, which involved creation of a 150-episode thematic film almanac. The article is to introduce into scientific use the archival documentary film “To the shores of the Pacific Ocean” (1927) directed by M. V. Naletny, created during complex film expedition along the Trans-Siberian railway from Moscow to the Far East. To achieve this goal, not only the film itself is analyzed, but also socio-political, cultural, and ideological context of its creation, in line with the state program for creation of the Soviet Cine-Atlas. Little-known visual and text archives, as well as data from the Soviet periodical press of the 1920s, are used as a source base for the study. Due to specifics of silent cinema, this film is a film text of a kind, consisting of approximately equal number of alternating film frames and text captions. One can tell that, in accordance with general recommendations for film making in the USSR, based on Marxist theory, the director designed his full-length film as a series of visual essays suitable for the “Cinema-Atlas” developed at the time. The study makes it obvious that M. V. Naletny sought in his film to overcome the format of superficial “tourist” narrative, widespread at the time, detailing geographical features of regions, types of population, their economic structures, etc. M. V. Naletny’s methodological developments, which are considered cocurrently, clearly demonstrate party requirements to capacious resources of cinematography as a means of information and agitation, textbook, and means for popularization of scientific knowledge. It is concluded that M. V. Naletny’s legacy is of multi-layered popular science significance, having become a contribution to the on-screen chronicle of Soviet transformations on the ground. The studied complex of materials is a significant example of visual and anthropological searches of the early Soviet period, as well as an informative historical source that has not lost its relevance for modern scientific study.

Ключевые слова

Киноатлас СССР, архивный кинодокумент, исторические источники, визуальная антропология.

Keywords

Cinema-Atlas of the USSR, archival cinema-document, historical sources, visual anthropology

Для 1920-х гг. в целом был характерен поиск форм новой жизни, сопровождавшийся смелыми экспериментами, в том числе, обменом методами наук и искусств. C одной стороны, кинематографический потенциал в исследовательских целях осваивали ученые. С другой – на экзотическом этнографическом поле экспериментировали кинематографисты. Была у этого явления также политическая подоплека. Набиравший популярность кинематограф воздействовал на массы значительно сильнее, чем любое другое СМИ, и потому использовался советской властью как эффективное средство для конструирования и позиционирования экранного образа многонародной, разноукладной, и прогрессивно развивающейся при социализме страны. К годовщине «10-летия Октября» в стране актуализировался запрос власти на воплощение образов революции в крупных формах – первый круглый юбилей правления требовал от партии большевиков, с одной стороны, убедительной отчетности за пройденный период, с другой – громких перспективных проектов. Одним из таких больших советских проектов стал запущенный по Постановлению ЦИК «Киноатлас СССР», ставший внешним импульсом, мобилизовавшим научно-творческое сообщество на совместную деятельность. Этнографическая основательность, кинематографическая поэтика и марксистская идеология оказались слиты в этом уникальном явлении, природа и свойства которого, за редкими исключениями, до сих пор не получали осмысления в гуманитарной науке. Опорными источниками для данного исследования стали архивные материалы: протоколы обсуждений проекта «Киноатлас СССР» из фондов Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и документальный фильм «Путешествие к Тихому океану» из кинофонда Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) – яркий пример реализации положений проекта. К воплощению задач «Киноатласа» привлекались ведущие деятели советской науки, общественных организаций, прессы и кинофотопромышленности по всей стране – в центре и на местах страны. Разработкой же программных оснований проекта занималось межведомственное организационное Бюро проекта при Обществе изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока в Москве, одним из ключевых участников которого выступал авторитетный отечественный кинематографист М. В. Налетный.

Очевидно, что проект «Киноатлас СССР» в том виде, в каком он возник в конце 1920-х гг. был продуктом исключительно советских реалий, выражавшим сплетение позиций идеологии, науки и искусства обозначенного периода. И усилия специалистов в рамках реализации этой госпрограммы направлялись на экранное «освоение» регионов Советского Союза, визуальной перекройки его карты: нанесения на нее новых наименований, территорий и границ.

Материалы «Киноатласа СССР», включая рассмотренное в статье наследие М. В. Налетного, обладают потенциалом как минимум двойного научного открытия. С одной стороны, данные визуальные архивы представляют собой корпус неизученных исследовательских источников, содержащих информативную ценность для широкого спектра гуманитарных дисциплин. С другой – эти материалы обнаруживают подробные теоретические, практические и методические рекомендации по созданию этно-географических фильмов и форматам популяризации данных, востребованные в современном исследовательском творчестве.

Список литературы

Головнев, И. А. Образы советской колонизации в архивном кино: «Евреи на земле» Абрама Роома. 1920–1930-е гг. // Вестник архивиста. – 2021. – № 4. – С. 1051–1063. doi 10.28995/2073-0101-2021-4-1051-1063

Головнев, И. А. Киноатлас СССР: «Камчатка» Николая Константинова (1927) // Диалог со временем. – 2022. – № 79. – С. 213–227.

Головнева, Е. В. Камчатка в индустриальном фоторепортаже Г. З. Гайдукевича (1930-е гг.) // Сибирские исторические исследования. – 2022. – № 2. – С. 159–180.

Касьянов, В. Кино-атлас СССР (в порядке предложения) // Кино. – 1926. – № 48. – С. 1.

Магидов, В. М. Киноатлас СССР: История создания серии фильмов по визуальной антропологии // Аудиовизуальная антропология. История с продолжением. – М.: Институт Наследия, 2008. – С. 136–141.

References

GOLOVNEV, I. A. Obrazy sovetskoi kolonizatsii v arkhivnom kino: “Evrei na zemle” Abrama Rooma. 1920–1930-e gg. [Images of Soviet Colonization in Archival Cinema: “Jews on the Earth” by Abram Room: The 1920s–30s. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2021, no. 4, pp. 1051-1063. doi 10.28995/2073-0101-2021-4-1051-1063

GOLOVNEV, I. A. Kinoatlas SSSR: “Kamchatka” Nikolaya Konstantinova (1927) [Cinema-Atlas of the USSR: “Kamchatka” by Nikolai Konstantinov (1927). In Russ.]. IN: Dialog so vremenem, 2022, no. 79, pp. 213–227.

GOLOVNEVA, E. V. Kamchatka v industrial'nom fotoreportazhe G. Z. Gaidukevicha (1930-e gg.) [Kamchatka in an industrial photo essay by G. Z. Gaidukevich (1930s). In Russ.]. IN: Sibirskie istoricheskie issledovaniya, 2022, no. 2, pp. 159–180.

KASYANOV, V. Kino-atlas SSSR (v poryadke predlozheniya) [Cinema-Atlas of the USSR (in order of proposal). In Russ.]. IN: Kino, 1926, no. 48, p. 1.

MAGIDOV, V. M. Kinoatlas SSSR: Istoriya sozdaniya serii fil'mov po vizual'noi antropologii [Cinema-Atlas of the USSR: The History of the Creation of a Series of Films on Visual Anthropology. In Russ.]. IN: Audiovizual'naya antropologiya. Istoriya s prodolzheniem [Audiovisual Anthropology. Story to be continued. In Russ.]. Moscow, 2008, pp. 136–141.

Информация об авторах

Головнев Иван Андреевич, доктор исторических наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, старший научный сотрудник, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-922-600-46-41, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Головнева Елена Валентиновна, доктор философских наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, старший научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный университет, профессор, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-922-152-47-99, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Golovnev Ivan Andreevich, PhD in History, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography, Russian Academy of Sciences, senior researcher, St. Petersburg, Russian Federation, +7-922-152-47-99, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Golovneva Elena Valentinovna, PhD in Philosophy, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography, Russian Academy of Sciences, senior researcher, St. Petersburg State University, professor, St. Petersburg, Russian Federation, +7-922-152-47-99, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 21-18-00518, https://rscf.ru/project/21-18-00518/

Grant information

This research has been supported by the Russian Science Foundation as a part of the project no. 21-18-00518, https://rscf.ru/en/project/21-18-00518/

В редакцию статья поступила 2.02.2023 г., опубликована (для цитирования):

Головнев, И. А., Головнева, Е. В. «Киноатлас СССР»: концепция М. В. Налетного. По архивным материалам 1920-х гг. // Вестник архивиста. – 2023. - № 3. – С. 739-752. doi 10.28995/2073-0101-2023-3-739-752

Submitted 2.02.2023, published (for citation):

GOLOVNEV, I. A., GOLOVNEVA, E. V. “Kinoatlas SSSR”: kontseptsiya M. V. Naletnogo. Po arkhivnym materialam 1920-kh gg. [“Cinema–Atlas of the USSR”: The Concept of M. V. Naletny: Archival Materials of the 1920s. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 3, pp. 739-752. doi 10.28995/2073-0101-2023-3-739-752

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.