Воспитание через «равновесие духа и тела». Физическое развитие детей в пореформенном Оренбурге сквозь призму региональной прессы на рубеже XIX-XX вв.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 371.7+316.6+371.8.061+314.925.2+314.922+371.8+791.7+372.32+394.014+331.32+791.9

doi 10.28995/2073-0101-2023-2-628-639

Бурлуцкая, Е. В.

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация

Воспитание через «равновесие духа и тела». Физическое развитие детей в пореформенном Оренбурге сквозь призму региональной прессы на рубеже XIX-XX вв.

Burlutskaya, Elena V.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russian Federation

Education through “Balance of Spirit and Body.” Physical Development of Children in Orenburg at the Turn of the 20th Century through the Prism of Regional Press

Аннотация

В статье поднимается вопрос об отношении провинциального социума Оренбурга на рубеже XIX-XX вв. к необходимости физического развития детей, которое исследуется с помощью анализа публикаций в региональной прессе. Передовые педагоги и общественные деятели изучаемой эпохи в один голос заявляли о необходимости оздоровления детей через организацию подвижных игр, прогулок и экскурсий. Само же детское здоровье рассматривалось как ключевой компонент формирования полноценной личности. В основу статьи положены рассуждения А. И. Тарнавского, в начале XX в. ставшего директором народных училищ Оренбургской губернии. В Оренбурге на рубеже столетий ключевую позицию в деле оздоровления детей через физическое воспитание занимало Общество содействия физическому развитию детей, которое разработало систему «распространения правильного взгляда на задачи физического воспитания подрастающего поколения и ознакомления с различными приемами физического воспитания и укрепления здоровья». Общество организовывало детские праздники с подвижными играми, устраивало детские площадки, катки, загородные выезды детей. Организация разнообразных мероприятий, способствующих укреплению физического здоровья детей, воспринималась публицистами как функция не столько родителей, сколько образовательных и общественных структур, заботящихся о подрастающем поколении. Задача формирования полноценных граждан, способных успешно трудиться, терпеливо сносить жизненные невзгоды, создавать крепкие и многодетные семьи, обеспечивать стабильное общественное развитие понималась как приоритетная в условиях постреформенной трансформации общества. Однако оренбургское общество на рубеже веков относилось к указанным инициативам без особого энтузиазма. В этой связи главными инициаторами физического воспитания детей должны были стать учителя и воспитатели, которые, в силу профессии, были заинтересованы в укреплении как физического, так и нравственного здоровья своих подопечных. С этой целью педагоги устраивали выезды учащихся на природу, организовывали для них экскурсии, отмечая, что подобные мероприятия благотворно влияют не только на здоровье, но и на умственные способности детей. Актуальность исследования обусловлена повышенным вниманием к физическому здоровью современных детей и подростков. Обращение к указанной проблеме на региональном уровне представляет собой абсолютно новую исследовательскую задачу, ранее не ставившуюся в региональном научном сообществе. Полученные научные результаты могут стать основой для практических действий по укреплению детского здоровья через организацию активного детского отдыха.

Abstract

The article addresses notions of the provincial society of Orenburg at the turn of the 20th century on the need for physical development of children by studying publications in the regional press. Leading teachers and public figures of the era unanimously declared the need to improve children’s health through organization of outdoor games, walks, and excursions. Children's health itself was considered a key component in the formation of a person. The article is based on the ideas of A. I. Tarnavsky, who became the director of public schools in the Orenburg gubernia in the early 20th century. In Orenburg of the turn of the century, the key position in the improvement of children’s health through physical education belonged to the Society for the Promotion of the Physical Development of Children, which developed a system of “promotion of correct views on goals of physical education of younger generation and introduction of various methods of physical education and health promotion.” The society organized trips and festivities for children with outdoor games, built playgrounds, ice rinks. The organization of various events contributing to the strengthening of children’s physical health was perceived by publicists as a function not so much of parents as of educational and public institutes taking care of the younger generation. The goal of raising fully functional citizens, who were capable of successful work, patience in enduring life’s hardships, creating large families, and ensuring stable social development, was a priority of the post-reform transformation of society. However, Orenburg society at the turn of the century treated these initiatives without enthusiasm. Therefore, it was teachers and educators who became main initiators of physical education for children, as they were by virtue of their profession interested in strengthening of both the physical and moral health of their pupils. To this end, teachers arranged nature trips for students, organized excursions, noting beneficial effect of these events on health and mental abilities of children. The study is relevant due to increased attention to physical health of modern children and adolescents. Addressing this problem at regional level is a new research task, never before set in the regional scientific community. Obtained scientific results can become a basis for practical actions to improve children’s health through organization of recreational activities.

Ключевые слова

Исторические источники, повседневность, дети, региональная пресса, физическое развитие, оздоровление, подвижные игры, прогулки, экскурсии.

Keywords

Historical sources, everyday life, children, regional press, physical development, health improvement, outdoor games, walks, excursions.

Век XIX в истории детства представляется особенным периодом. Именно тогда дети стали восприниматься, прежде всего, как объект заботы . Принцип «самоценности детства», как утверждает М. В. Фалей, требовал «специфического подхода к каждому из отдельных возрастных этапов» . Гуманизация образовательного процесса повысила значимость здоровья ребенка (как физического, так и психологического), и, как утверждает Е. А. Бруданина, нашло отражение «как в цели воспитания …, так и в отборе содержания, методов, форм воспитательной работы» . В работе Г. М. Алимова период второй трети XIX – середины XX в. был выделен в качестве третьего этапа развития понятия «физическое воспитание», главной целью которого было названо физическое совершенствование человека . В. А. Гульчеев отметил, что в России в этот период в подходах к физическому воспитанию выявились два основных направления — образовательное и гигиеническое. У истоков образовательного направления стоял П. Ф. Лесгафт, утверждающий, что физическое образование «должно было содействовать воспитанию идеально-нормальной личности, гармоническому развитию человеческого организма» .

Задача создания гармоничной личности, как утверждает Т. Е. Копейкина, воспринималась «как способ выхода общества из духовно-нравственного кризиса, как способ решения проблем физического здоровья населения (в частности высокой смертности среди детей и подростков), как поиск путей реформирования системы образования, общественных отношений, формирования нового человека, сочетающего в себе физические, духовные, нравственные качества» .

Передовая общественность стремилась придать максимальный смысл любому занятию детей, для чего широко освещала новые способы детского времяпрепровождения в прессе, о чем упоминает О. Н. Яхно . Обращаясь к материалам оренбургских газет конца XIX – начала XX в., сопоставляя их со сведениями, зафиксированными в центральной прессе, можно выделить задачи, формы и методы физического развития детей, остановиться на существующих в этой сфере проблемах, а также определить степень успешности предлагаемых начинаний.

В газете «Оренбургский листок» за 1892 г. на протяжении нескольких номеров публиковались «письма к редактору», в которых автор А. И. Тарнавский рассуждал над вопросами детского воспитания. Обращая внимание на необходимость оздоровления молодежи, которая, по словам автора, поумнела, но стала «слабее здоровьем, хилее, нервнее, и даже лысее» , А. И. Тарнавский предлагал целый комплекс мероприятий, которые должны были способствовать совершенствованию и телесных, и духовных сил юношества.

Первым из них А. И. Тарнавский считал игры, причем именно коллективные или «общественные» игры, которые имели широкое распространение в среде простонародья – лапта, «бабки», «котел», катание с гор и пр. Однако городским детям, особенно детям дворян, чиновников и духовенства, уличные игры были практически неизвестны. Причинами такого положения дел было убеждение, что «дворянским детям неприлично бегать по улицам и по площади, как каким-то мужиченятам; и опасно бегать: чего доброго, раздавят ездоки; и неудобно: полицейский запретит игру, за непорядок на улице, да еще чего доброго стащит в часть …» .

Устройство игр, по мнению А. И. Тарнавского, должно было быть возложено на учителей, а затем поддержано всеми прогрессивно мыслящими горожанами. Однако оренбургские журналисты отмечали, что в Оренбурге подвижные игры весьма «туго развиваются» и «по-видимому не встретили сочувствия как в обществе, так и в среде педагогов» . Причинами такого положения дел назывались неумение и нежелание представителей молодого поколения участвовать в таких играх, отсутствие мест, где такие игры были бы возможны, невозможность одномоментно собрать достаточное число участников игр и отсутствие необходимого инвентаря.

Тем не менее, в 1898 г. в Оренбурге все же появилось Общество содействия физическому развитию детей. Проект его устава гласил, что целью его создания является «распространение правильного взгляда на задачи физического воспитания подрастающего поколения и ознакомления с различными приемами физического воспитания и укрепления здоровья», а также «содействие родителям и воспитателям в осуществлении на практике способов и приемов физического воспитания детей и юношества» .

Правление этого общества зимой 1899 г. разработало программу детского праздника «с духовой музыкой, с катаньем на коньках и салазках и с другими подвижными играми» . В феврале на берегу р. Урал за Преображенским собором Обществом были устроены каток и две горки. «Устраивалась гонка на коньках и бросанье мячами в цель» .

На рубеже XIX-XX вв. катание на коньках, санках, лыжах стали практически повсеместны, особенно в тех регионах, где погодные условия создавали для них благоприятные условия. Так, в Симбирске дети были весьма рады, «что настала зима, и можно будет играть в снежки и кататься на коньках» , а в маленьком городке Красноборске на Северной Двине маленькие любители кататься на коньках и ходить на лыжах радовались обильно выпавшему снегу .

25 мая 1900 г. Общество организовало новый детский праздник. Были устроены «гигантские шаги, кегли и т. п. устройства и игры для детей». Детям предлагались «игры в мячи, в мету (цель), в горшки (с завязанными глазами), в серсо, крокет, веревочки, и т. п.» . Как зимние, так и летние детские праздники собирали несколько тысяч человек. Дети быстро знакомились дуг с другом, образовывали сообщества по интересам – девочки водили хороводы, мальчики бегали «взапуски». Такое совместное времяпрепровождение детей из разных учебных заведений, разных сословий, разного возраста, разных этносов, по мнению тогдашней передовой общественности, весьма благотворно сказывалось на состоянии городского социума в целом – постепенно исчезал кастовый дух, снобизм, чувство превосходства одних над другими.

С 1903 г. такие праздники стали устраивать чаще. Автор заметки в городской хронике выражал надежду, что учителя, «разумеется, не откажут в возможности своим малышам вволю поиграть и порезвиться» . Сами же малыши должны были быть благодарны правлению Общества «за качели, карусели и ”эстафетный бег” (новая игра)», - отмечала пресса .

Вторым средством, способствующим укреплению детского здоровья, по мнению А. И. Тарнавского, были регулярные выезды на природу. Однако, поскольку не у всех родителей имелись средства и возможности для переезда в летние месяцы на дачу, следовало приложить усилия, «чтобы хоть дети проводили каникулы вне города» . Как писал А. И. Тарнавский, слабые и болезненные дети после пребывания на даче возвращались домой «с цветущим здоровым видом и приращением силы и энергии» .

В итоге ряд учебных и воспитательных заведений Оренбурга в начале XX в. все же сумел организовать выезды своих воспитанников за город. Так, летом 1898 г., на дачу, расположенную на горе Маяк, перебрался приют для детей неимущих родителей . В Оренбурге также имелись «дача институток и лагеря двух кадетских корпусов». Известный в Оренбурге предприниматель А. Н. Захо в мае 1897 г. предложил совету Оренбургской женской гимназии собственное «летнее имение» для содержания восьми гимназисток, которые наиболее нуждались в восстановлении здоровья и сил . Аналогичным учреждением стала «детская санатория» на Маяке, услугами которой могли воспользоваться как девочки, так и мальчики .

По мнению еще одного журналиста, помощь «хилым детям» можно было оказывать в форме кратковременных ежедневных загородных прогулок, устройства детских купален, игр на площадках и в садах, экскурсий пешком или на лодках и т. д. Предлагалось устраивать и т. н. детские «колонии» (что-то типа современных детских лагерей), в которых дети могли бы проводить более длительное время. Однако даже простые прогулки на лоне природы в течение несколько часов были максимально полезны.

Как писал А. И. Тарнавский, прогулки могли быть организованы с образовательной целью, или «безо всякой цели, лишь бы пройтись и побегать, пошалить по дороге, на свободном месте, покупаться, половить рыбы, нарвать цветов и т. д.» . «…Свежий воздух, благотворное солнце, не отравленная ядом культуры вода, непринужденные движения – вот, что в избытке может дать поездка» , - писал один из журналистов. Так, в июле 1898 г. воспитанницы Николаевского женского института совершили прогулку с дачи «Маяк» в село Покровку. Весь день они провели на берегу реки Каргалки: «гуляли, играли и катались на лодке» .

В итоге следует констатировать, что задача физического развития детей на рубеже XIX-XX вв. стала довольно широко обсуждаться в российском обществе, как в столицах, так и в провинции. Интерес к названной проблеме был вызван, прежде всего, опасениями передовой общественности по поводу здоровья подрастающего поколения (как физического, так и психического), успешности его будущей семейной и общественной жизни. Излишняя изнеженность и болезненность детей, по мнению многих авторов, могли крайне неблагоприятно сказаться на будущем страны в целом. В целях предупреждения обозначенных проблем предлагалось усилить физическое воспитание подрастающего поколения, чтобы молодежь могла успешнее противостоять жизненным трудностям и добиваться поставленных целей.

Физическую подготовку детей и подростков предполагалось осуществлять с помощью разнообразных приемов и в различных формах. Так, например, предлагалось уделять больше внимания подвижным, а не интеллектуальным играм, чаще выводить детей на прогулки, вывозить их на экскурсии. В летнее время детям рекомендовалось больше времени проводить за городом, на частных или общественных дачах, либо в санаторных учреждениях.

Распространение таких практик затруднялось из-за ограниченного внимания властей, недостатка финансирования, а также из-за индифферентного отношения основной массы обывателей к поднимаемым вопросам. Однако, с помощью прессы, передовая общественность стремилась сформировать необходимое общественное мнение, соответствующее задаче воспитания здорового поколения.

Список литературы

Алимов, Г. М. Становление и развитие концепций физического воспитания в России XVIII - начала XX веков. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2015. – 24 с.

Бруданина, Е. А. Физическое воспитание детей в школе: социально педагогический аспект (конец XIX - начало XX века) // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 1. - С. 45-47.

Гульчеев, В. А. Педагогическая практика физического совершенствования детей и юношества в Северной Осетии в XIX - начале XX веков. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2004. – 23 с.

Копейкина, Т. Е. Идея совершенствования личности как педагогический феномен // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 6. - С. 104-105.

Кухер, К. Размышляя о подходах к изучению истории детства в России XIX в. // Малолетние подданные большой империи. Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 11. - М.: РГГУ, 2012. - С. 76-88.

Фалей, М. В. Развитие педагогических теорий в России в конце 19 - начале 20 века // Символ науки. - 2015. - № 12-2. - С. 194-200.

Яхно, О. Н. Досуг в провинциальном городе начала XX века: новые формы организации // История: факты и символы. - 2019. - № 1 (18). - С. 73-84.

References

ALIMOV, G. M. Formation and development of concepts of physical education in Russia of the 18th - early 20th century. Cand. ped. sci. diss. abstract. Orenburg, 2015, 24 p.

BRUDANINA, E. A. Physical education of children at school: socio-pedagogical aspect (late 19th - early 20th century). IN: Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e, 2009, no. 1, pp. 45-47.

GUL'CHEEV, V. A. Pedagogical practice of physical improvement of children and youth in North Ossetia in the 19th - early 20th century. Cand. ped. sci. diss. abstract. Vladikavkaz, 2004, 23 p.

KOPEIKINA, T. E. The idea of personal improvement as a pedagogical phenomenon. IN: Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl', 2012, no. 6, pp. 104-105.

KUKHER, K. Reflecting on approaches to the study of the history of childhood in Russia of the 19th century. IN: Minor subjects of a large empire. Proceedings of the seminar “Childhood Culture: Norms, values, practices.” Issue 11. Moscow, 2012, pp. 76-88.

FALEI, M. V. Development of pedagogical theories in Russia in the late 19th - early 20th century. IN: Simvol nauki, 2015, no. 12-2, pp. 194-200.

YAHNO, O. N. Leisure in a provincial town of the beginning of the 20th century: new forms of organization. IN: Istoriya: fakty i simvoly, 2019, no. 1 (18), pp. 73-84.

Сведения об авторах

Бурлуцкая Елена Вадимовна, доктор исторических наук, профессор, Оренбургский государственный педагогический университет, проректор по научной работе, г. Оренбург, Российская Федерация, 8-353-250-05-54 (доб. 205), 8-912-844-74-94, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Burlutskaya Elena Vadimovna, PhD in History, professor, Orenburg State Pedagogical University, vice-rector for scientific work, Orenburg, Russian Federation, +7-912-844-74-94, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ в рамках гранта № 22-28-00763 «Дети и детство. Повседневная жизнь ребенка в условиях провинциального городского социума (на материалах Оренбурга пореформенной эпохи)».

Grant information

The article has been prepared with financial support of the Russian Science Fund (science project no. 22-28-00763 “Children and childhood. Everyday life of a child in a provincial urban society (based on materials from the post-reform era Orenburg)”).

В редакцию статья поступила 5.07.2022 г., опубликована (для цитирования):

Бурлуцкая, Е. В. Воспитание через «равновесие духа и тела». Физическое развитие детей в пореформенном Оренбурге сквозь призму региональной прессы на рубеже XIX-XX вв. // Вестник архивиста. – 2023. - № 2. – С. 628-639. doi 10.28995/2073-0101-2023-2-628-639

Submitted 5.07.2022, published (for citation):

BURLUTSKAYA, E. V. Vospitanie cherez “ravnovesie dukha i tela”. Fizicheskoe razvitie detei v poreformennom Orenburge skvoz' prizmu regional'noi pressy na rubezhe XIX-XX vv. [Education through “Balance of Spirit and Body.” Physical Development of Children in Orenburg at the Turn of the 20th Century through the Prism of Regional Press. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 2, pp. 628-639. doi 10.28995/2073-0101-2023-2-628-639

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.