Тихвинская старообрядческая богадельня во второй половине XVIII – первой половине XIX века

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 930.23+651.5+930.253+930.255+365.22+651.758

doi 10.28995/2073-0101-2023-2-491-502

Мельников, И. А.

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, г. Великий Новгород, Российская Федерация

Тихвинская старообрядческая богадельня во второй половине XVIII – первой половине XIX века

Melnikov, Ilya A.

National Museum Complex in Veliky Novgorod, Veliky Novgorod, Russian Federation

The Tikhvin Old Believer Almshouse in the Second Half of the 18th – First Half of the 19th Century

Аннотация

В статье освещается история возникновения и функционирования старообрядческой богадельни поморского согласия, действовавшей в г. Тихвине с 1764 г. В некоторых источниках она также именуется «монастырем» и «скитом», так как в ней постоянно проживали инокини. В качестве основных источников используются делопроизводственные документы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов и Российском государственном историческом архиве (РГИА), большинство из которых вводится в научный оборот впервые. Среди выявленных документов – указы и прошения, связанные с учреждением обители и приобретением ею имущества в XVIII – начале XIX в. На основе источников демонстрируется важная роль Тихвинской старообрядческой богадельни в сохранении связей местных староверов со старообрядческими духовными центрами в Олонецкой губернии, а также Санкт-Петербурге и Москве. В скиту хранились местные почитаемые реликвии – иконы, считавшиеся чудотворными, а также мощи святых, в том числе новгородских. Для поклонения им собирались староверы из разных регионов, особенно в дни весенней ярмарки в Тихвине. Активными были контакты тихвинцев с Выговской старообрядческой пустынью. Выходцы из Олонецкой губернии постоянно проживали при ските, занимались перепиской книг и обменом пожертвований. Помимо тесных коммуникаций тихвинцев со староверами других регионов, обитель также активно поддерживала консолидацию жителей уезда, приходивших в Тихвин на поклонение местным святыням, а также для исполнения покаяния и «начала» за несоблюдение старообрядческих правил, важное для беспоповских сообществ. Таким способом совершалось их возвращение в общину, в чем ключевую роль играл собор наставников, собиравшийся в скиту. Особенное внимание в статье уделяется трагическим событиям закрытия моленной и богадельни, а также ее переделки в единоверческую церковь. Оно произошло в ходе правительственных репрессий против старообрядцев в 1854 г. Тихвинская единоверческая церковь, учрежденная чиновником Министерства внутренних дел Ю. К. Арсеньевым, стала первым подобным приходом в Новгородской епархии, а история ее возникновения предвосхитила последующие аналогичные события в регионе. Немаловажную роль в успехе этого проекта МВД сыграла готовность чиновников насильственно брать под контроль священные для старообрядцев реликвии и локации – почитаемые иконы, в том числе, с мощами, хранившиеся в обители, а также кладбище, на котором располагалась моленная и где покоились предки тихвинских старообрядцев.

Abstract

The article highlights the history of establishing and functioning of the Old Believer almshouse of the Pomorian congregation, operating in the city of Tikhvin since 1764. In some sources, it is called “monastery” and “skete,” as nuns lived there. The main sources used in the article are documents stored in the Russian State Archive of Ancient Acts and in the Russian State Historical Archive; most are being thus introduced into scientific use. Among the identified documents are decrees and petitions related to the monastery establishing and its property acquisition in the 18th – early 19th century. The sources demonstrate the role of the Tikhvin Old Believer almshouse in maintaining ties with Old Believer spiritual centers in the Olonets gubernia, St. Petersburg, and Moscow. The skete housed locally revered relics: miraculous icons, relics of saints (some from Novgorod). Old Believers from other regions came to worship them, especially during the Tikhvin spring fair. There were active contacts between Tikhvin and Vygovskaya Old Believer community. The skete also promoted consolidation of the uezd inhabitants, gathering in Tikhvin to worship local shrines, to perform repentance, to make a prayer (nachala) for non-observance of the Old Believer rules, which was important for the priestless communities: thus, they returned to the community by the decision of the skete council of spiritual mentors. The article focuses on tragic closing of the prayer house and almshouse and its rearrangement into edinovertsy church. It happened during government repressions against the Old Believers in 1854. The Tikhvin Edinovertzy Church, founded by the Ministry of Internal Affairs official Yu. K. Arseniev, was the first in the Novgorod eparchy, antedating similar developments in the region. The success of this Ministry project sprang from readiness of the officials to forcibly take control of relics and locations sacred to the Old Believers (monastery’s revered icons, including those with relics, its cemetery with its prayer house, where the ancestors of the Tikhvin Old Believers were buried).

Ключевые слова

Исторические источники, старообрядчество, монашество, единоверие, Новгородская губерния, Тихвин.

Keywords

Historical sources, Old Belief, monasticism, edinoverie, Novgorod gubernia, Tikhvin.

Старообрядческие центры, располагавшиеся на Северо-Западе, были прочно встроены в коммуникативную сеть староверческих поселений, поддерживая связи с более крупными центрами регионального значения. Город Тихвин по своей значимости занимал одно из ведущих мест в этом процессе. С первых лет раскола противостояние церковным реформам здесь было особенно сильным. Игуменом Тихвинского Беседного монастыря в 1660-е гг. был известный старец Досифей, проповедовавший староверие от Олонца до Дона. Выходец из этого города Петр Ануфриев основал на Выгу в конце 1690-х гг. Тихвиноборский скит, особенно почитавшийся жителями старообрядческого суземка. На протяжении всего последующего столетия большая часть жителей Тихвина сочувствовала «расколу».

Со второй половины XVIII века жизнь ревнителей «старой веры» в Тихвине была сосредоточена вокруг кладбищенского монастыря-богадельни. Несмотря на то, что история старообрядцев Тихвинского уезда становилась объектом изучения петербургских ученых ранее, об этом старообрядческом ските, де-факто консолидировавшем значительную часть «раскольников» уезда во второй половине XVIII – первой половине ХIХ в., известно достаточно мало. В основу настоящего исследования легли документы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (РГИА) и Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Наша цель – ввести в научный оборот ранее неизвестные источники, описывающие историю возникновения и существования обители до ее закрытия в середине XIX века.

Начало Тихвинской богадельне было положено в 1764 году. По решению Новгородского губернского магистрата «раскольникам» Тихвина было выделено место «для клажи раскольнических мертвых тел» по прошению записных раскольников, купцов Клементия Толманова и Андрея Лозырева. Кладбище расположилось на земле тихвинского купца Василия Синецкого, между дорогой и Каменным ручьем в одной версте от Тихвина. Практически сразу кладбище расширили, обнесли городьбою, а на нем выстроили малую моленную для отпевания покойников, которую значительно расширили и перестроили в 1793 году. Очевидно, в 1804 году кладбищенские здания были существенно перестроены тихвинским купцом Андреем Бельским и Санкт-Петербургским купцом Гладковым, принадлежавшими к брачному поморскому согласию. В дальнейшем это дало повод чиновнику Министерства внутренних дел Ю. К. Арсеньеву считать их основателями богадельни.

Андрея Бельского действительно можно назвать одним из столпов тихвинского старообрядчества конца XVIII – начала XIX в. За время, которое он де-факто управлял обителью, богадельня пополнялась ценными пожертвованиями. В 1823 году купцом было составлено завещание, по которому все постройки кладбища, с книгами и иконами, он препоручал «в полное распоряжение старообрятческаго нашего сословия гражданам», с правом избрать после его смерти, в качестве управляющего, «способнаго человека, кого таковым найдет по воле своей». Тогда же были составлены описи икон и книг обители.

Переделанная в церковь, Тихвинская старообрядческая моленная просуществовала вплоть до ХХ века. Однако после разгрома поморской богадельни Тихвин перестал играть прежнюю роль духовного центра «старой веры», и ее поддержание стало в основном достоянием жителей уезда, которые, например, в последующие десятилетия неоднократно ходатайствовали об открытии или распечатании старообрядческих кладбищ в своих деревнях. Таким образом, на раннем этапе существования, Тихвинская старообрядческая богадельня консолидировала значительную часть последователей, прежде всего, поморского согласия. Кроме того, она имела тесные контакты с Выговской пустынью, а также старообрядцами Москвы и Санкт-Петербурга, приходившими на поклонение местным святыням и проживавшими в обители.

Список литературы

Зеньковский, С. А. Русское старообрядчество: духовные движения XVII в. – М.: Церковь, 1995. – 527 с.

Королькова, Л. В. Старообрядцы Новоладожского, Тихвинского и Лодейнопольского уездов в первой половине XIX в. // Историко-культурный ландшафт Северо-Запада-2. Пятые Шёгреновские чтения. – СПб.: Европейский дом, 2012. – С. 191–215.

Фишман, О. М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. – М.: Индрик, 2003. – 408 с.

Юхименко, Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. Т. I. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 544 с.

References

ZEN'KOVSKII, S. A. Russian Old Believers: Spiritual movements of the 17th century. Moscow, 1995, 527 p.

KOROL’KOVA, L. V. Old Believers of the Novaya Ladoga, Tikhvin, and Lodeinoe uezds in the first half of the 19th century. IN: Istoriko-kul'turnyi landshaft Severo-Zapada-2. Pyatye Shegrenovskie chteniya. St. Petersburg, 2012, pp. 191–215.

FISHMAN, O. M. Life in faith: The Tikhvin Karelians Old Believers. Moscow, 2003, 408 p.

YUHIMENKO, E. M. The Old Believers community of Vyg: Spiritual life and literature. Vol. I. Moscow, 2002, 544 p.

Сведения об авторах

Мельников Илья Андреевич, кандидат культурологии, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, отдел развития, научный сотрудник, г. Великий Новгород, Российская Федерация, 8-951-726-39-32, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ORCID 0000-0003-4962-0705

About the authors

Melnikov Ilya Andreevich, PhD in History of Culture, National Museum Complex in Veliky Novgorod, department of development, researcher, Veliky Novgorod, Novgorod Region, +7-951-726-39-32, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ORCID 0000-0003-4962-0705

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 19-312-60001) в рамках конкурса научных проектов «Перспектива».

Grant information

This article has been prepared with financial support of the Russian Foundation for Basic Research (science project no. 19-312-60001) within the frameworks of the scientific projects contest “Perspective.”

В редакцию статья поступила 1.04.2022 г., опубликована (для цитирования):

Мельников, И. А. Тихвинская старообрядческая богадельня во второй половине XVIII – первой половине XIX века // Вестник архивиста. – 2023. - № 2. – С. 491-502. doi 10.28995/2073-0101-2023-2-491-502

Submitted 1.04.2022, published (for citation):

MELNIKOV, I. A. Tikhvinskaya staroobryadcheskaya bogadel'nya vo vtoroi polovine XVIII – pervoi polovine XIX veka [The Tikhvin Old Believer Almshouse in the Second Half of the 18th – First Half of the 19th Century. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 2, pp. 491-502. doi 10.28995/2073-0101-2023-2-491-502

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.