Дети Бурятии: повседневная жизнь в условиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 93/94+294.3+355.01+338.23+331.44+331.5+338.001.36+351/354+338.054.23+352/354+614.8+394.014

doi 10.28995/2073-0101-2023-2-390-400

Соболева, А. Н.

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Дети Бурятии: повседневная жизнь в условиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Soboleva, Anastasia N.

Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Russian Federation

Children of Buryatia: Everyday Life in the Conditions of the Great Patriotic War of 1941–45

Аннотация

Статья посвящена малоизученной теме детской повседневности в тыловых провинциальных городах. Изучение повседневности военного детства на региональных материалах представляется актуальной задачей для исторической науки, поскольку каждый регион уникален в силу своих исторических, социально-экономических, социокультурных, природно-климатических и других особенностей. Такие исследования расширяют географический охват и позволяют выявить сходства и различия, характерные для отдельных регионов и страны в целом, воссоздать атмосферу провинциальных городов и деревень, а также внести важный вклад в создание масштабной объективной картины. Автором выявлены основные особенности повседневных практик и стратегий адаптации детей Бурятии в условиях тыловой действительности военного времени. Особое внимание уделяется школьному образованию, трудовым будням, материально-бытовым условиям, досуговой деятельности и проблемам детской беспризорности в регионе в 1941–1945 гг. Источниками для исследования послужили документы Государственного архива Республики Бурятия, статистические сборники, материалы центральных и местных периодических изданий – газеты «Правда», «Бурят-Монгольская правда», «Комсомольская правда», «Восточно-Сибирская правда». Особую ценность среди использованных источников для реконструкции детской военной повседневной жизни представляют личные воспоминания участников событий исследуемого периода. Значительная часть использованных источников вводится в научный оборот впервые, что отражает новизну исследования и позволяет обеспечить решение поставленной цели. В работе используется принцип историзма, а также специальные методы, характерные для исторического исследования: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, историко-генетический. Установлено, что в основе повседневной реальности детей лежал тяжелый труд для восполнения потребностей фронта и базовых физических и бытовых нужд. Кроме этого, сохранились и непосредственно детские практики преодоления войны, к которым относились игры, позволявшие отвлечься от тяжелых повседневных реалий. Материалы статьи могут быть применены при подготовке обобщающих работ и конспектов по истории Великой Отечественной войны, для отдельного исследования повседневной жизни в тылу, а также для разработки семинаров и спецкурсов в области отечественной истории. Дети великой Отечественной войны – особое поколение, и сегодня они становятся объектом все большего внимания со стороны исследователей.

Abstract

The article is devoted to little-studied topic of children’s daily life in the provincial rear towns. Studying daily life of wartime childhood drawing regional materials seems an urgent task for historical science, since each region is unique due to its historical, socio-economic, socio-cultural, natural-climatic, and other peculiarities. Such studies expand geographical scope and allow us to identify similarities and differences of regions and country in the whole, to recreate the atmosphere of provincial towns and villages, and to make an important contribution to creation of large-scale objective picture. The study is to identify the main features of everyday practices and adaptation strategies of Buryatia’s children under the conditions of wartime rear reality. The author pays special attention to school education, labor routine, material and domestic conditions, recreational activities, and problems of child neglect in the region in 1941–45. The sources are documents from the State Archive of the Republic of Buryatia, statistical collections, materials of central and local periodicals: newspapers Pravda, Buryat-Mongolskaya Pravda, Komsomolskaya Pravda, Vostochno-Sibirskaya Pravda. Of particular value for reconstruction of children’s wartime everyday life are personal memoirs of participants of the events of the studied period. A significant part of the sources is being introduced into the scientific use for the first time, hence the novelty of the research which permits to reach the set goal. The work uses principle of historicism, as well as special methods, typical for historical research: problem-chronological, comparative-historical, historical-genetic. It has been established that daily reality of children was hard work to meet the needs of the front and their own basic physical and domestic needs. There are known children practices of coping with war, including games offering distraction from harsh everyday realities. The materials of the article can be applied in the preparation of monographs and notes on the history of the Great Patriotic War, for studying everyday life in the rear, as well as for development of seminars and special courses in the field of national history. Children of the Great Patriotic War are a special generation, becoming an object of increasing scholarly attention.

Ключевые слова

Исторические источники, Великая Отечественная война 1941–1945 гг., Бурятия, дети, тыловое детство, детская военная повседневность, трудовая мобилизация, помощь фронту.

Keywords

Historical sources, Great Patriotic War of 1941–45, Buryatia, children, rear childhood, children's wartime everyday life, labour mobilization, assistance to the front.

На протяжении длительного времени в исследовательское поле изучения событий Великой Отечественной войны попадали сюжеты лишь фронтовой действительности. Работа велась в таких масштабных категориях, как «Красная Армия», «стратегическая тактика», «военные действия», «боевые подвиги», что привело к формированию односторонних представлений о травмирующих последствиях войны. Современные исследования стали все активнее затрагивать повседневную историю, что позволяет сместить фокус внимания от изучения событий к изучению личных переживаний современников тех лет.

В 1942 г. Президиум Верховного совета СССР принял указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве». Удельный вес молодежи на крупных предприятиях республики – Улан-Удэнском ПВРЗ, стекольном, авиационном заводах, мясоконсервном комбинате – доходил до 90%. Для 15¬–16-летних рабочих трудовая смена длилась 12 часов (но чаще больше), для детей младших возрастов – 6 часов. Тяжелая ручная работа, низкая техника безопасности, слабое отопление помещений, отсутствие спецодежды, постоянное чувство голода – все эти факторы обостряли и без того существующий морально-психологических дискомфорт.

Плохие условия жизни толкали подростков на совершение противоправных поступков. Молодые рабочие воровали все, что можно было обменять на продукты питания: гайки, гвозди, болты, молотки. Руководство предприятий и заводов понимало, что рабочих надо поддерживать. В сентябре 1942 г. на Улан-Удэнском ПВРЗ был проведен смотр готовности к зимнему периоду, который показал, что у большинства подростков отсутствовали необходимые одежда и обувь. Поэтому к ноябрю того же года им было выделено 300 костюмов, а к новому году юные передовики производства получили по куску сахара и дополнительный паек хлеба.

2 июля 1941 г. Совет народный комиссаров СССР издал указ «Об участии в сельскохозяйственных работах учащихся 7–10 классов». Школьники были привлечены для выезда на колхозные поля и фермы. За четыре года войны в Бурятии на сельскохозяйственных работах было задействовано 113,7 тыс. школьников.

Несмотря на удаленность от фронта Бурятия в полной мере ощутила трудности военного времени. Дети оказались в центре этих событий и почувствовали неизбежные изменения в своей повседневной жизни: экстремальные организационно-педагогические условия работы школ, мобилизацию на тяжелые работы, возросший груз социальной ответственности, отсутствие полноценного отдыха, постоянный недостаток продуктов питания, дефицит теплой одежды и обуви. Весь материально-вещественный мир подвергся большим разрушениям, что существенно ограничивало возможности удовлетворения множества основных потребностей. Повседневные практики, как и в других тыловых регионах, были подчинены главному лозунгу страны: «Все для фронта, все для победы!».

Сильнейший патриотический подъем советского государства формировал в детском сознании единую идеологию, согласно которой считалось постыдным оставаться в стороне от всеобщей народной беды. Дети старались копировать поведение взрослых и возлагали на себя несвойственные ранее роли и функции: работали на оборонных предприятиях, помогали в сельскохозяйственных работах, ухаживали за ранеными в госпиталях, занимались сбором различных полезных материалов (макулатуры, металлолома, лекарственных растений). Все это дисциплинировало детей и способствовало их раннему взрослению.

Кроме школьной и трудовой обыденности у детей была еще и досуговая деятельность, где оставалось место праздникам и играм. Это позволяло вытеснить отрицательные эмоции и отвлечься от суровых реалий повседневной жизни в условиях Великой Отечественной войны 1941¬–1945 гг.

Список литературы

Бельская, Н. В. Эвакуированные дети: трудности выживания в тылу // Демографическое обозрение. – 2016. – № 2. – С. 169–179.

Дубинская, Т. И. Дети Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) // East European Scientific Journal. – 2016. – № 10. – С. 39–41.

Носова, М. С. Особенности детства в тыловом Сибирском городе в годы Великой отечественной войны (на примере Омска) // Омский научный вестник. – 2019. – № 2. – C. 58–63.

Протасова, Е. В. Военное детство в воспоминаниях уральцев о 1941–1945 годах // Научный диалог. – 2017. – № 10. – С. 355–367.

Чуркин, М. К., Умнов, Е. Е. Воспоминания как эго-текст: детская тыловая повседневность Сибирской провинции в годы Великой Отечественной войны // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 65. – С. 69–73.

References

BELSKAYA, N. V. Evakuirovannye deti: trudnosti vyzhivaniya v tylu [Evacuated children: the difficulties of survival on the home front. In Russ]. IN: Demograficheskoe obozrenie, 2016, no. 2, pp. 169–179.

DUBINSKAYA, T. I. The children in West Siberia in the time of Great Patriotic War. IN: East European Scientific Journal, 2016, no. 10, pp. 39–41.

NOSOVA, M. S. Features of childhood in rear siberian city during the Great Patriotic War (on the example of Omsk. IN: Omskii nauchnyi vestnik, 2019, no. 2, pp. 58–63.

PROTASOVA, E. V. Wartime childhood in the Urals residents’ memoirs of 1941–45. IN: Nauchnyi dialog, 2017, no. 10, pp. 355–367.

CHURKIN, M. K., UMNOV, E. E. Memories as ego-text: Children's rear everyday life in the Siberian periphery in the days of the Great Patriotic War. IN: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2022, no. 65, pp. 69–73.

Сведения об авторах

Соболева Анастасия Николаевна, кандидат исторических наук, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, отдел истории, этнологии и социологии, научный сотрудник, г. Улан-Удэ, Российская Федерация, 8-301-243-35-51, 8-950-384-62-41, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Soboleva Anastasia Nikolaevna, PhD in History, Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, department of history, ethnology, and sociology, researcher, Ulan-Ude, Russian Federation, +7-301-243-35-51, +7-950-384-62-41, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Работа выполнена в рамках государственного задания (проект «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (XVII–XXI вв.), № 121031000243-5).

Grant information

The article has been prepared within frameworks of the state assignment (project “Russia and Inner Asia: Dynamics of geopolitical, socio-economic, and intercultural interaction (17th–21st century),” no. 121031000243-5).

В редакцию статья поступила 30.08.2022 г., опубликована (для цитирования):

Соболева, А. Н. Дети Бурятии: повседневная жизнь в условиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Вестник архивиста. – 2023. - № 2. – С. 390-400. doi 10.28995/2073-0101-2023-2-390-400

Submitted 30.08.2022, published (for citation):

SOBOLEVA, A. N. Deti Buryatii: povsednevnaya zhizn' v usloviyakh Velikoi Otechestvennoi voiny 1941–1945 gg. [Children of Buryatia: Everyday Life in the Conditions of the Great Patriotic War of 1941–45. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 2, pp. 390-400. doi 10.28995/2073-0101-2023-2-390-400

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.