Социальный состав арендаторов священных земель в Аттике второй половины IV в. до н. э. по данным эпиграфики

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 930.2+930.27+930.272+904+903.01+903.07+725.94+334.7+346.5+63-057.2

doi 10.28995/2073-0101-2023-2-331-341

Булычева, Е. В.

Российский государственный гуманитарный университет,г.Москва, Российская Федерация

Социальный состав арендаторов священных земель в Аттике второй половины IV в. до н. э. по данным эпиграфики

Bulycheva, Elena V.

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

Social Composition of Sacred Lands Tenants in Attica of the Second Half of the 4th Century B.C. according to Epigraphika

Аннотация

В статье представлен социальный состав арендаторов священных земель в Аттике IV в. до н. э. Эпиграфический материал представляет собой важный источник для изучения различных сфер жизни общества в афинском полисе. До нашего времени сохранились надписи на каменных стелах, содержащие информацию о сдаче в аренду священных земель (теменосов) в Аттике, датированные второй половиной IV в. до н. э. Используя их информацию, исследователь может рассмотреть ряд вопросов, связанных с историей аграрных отношений в древних Афинах. При этом в историографии этот материал практически не применялся при изучении истории земельных отношений в афинском полисе. В связи с этим цель статьи заключается в том, чтобы на основании имеющегося в нашем распоряжении эпиграфического материала проанализировать социальный состав арендаторов теменосов в Аттике во второй половине IV в. до н. э., представить мотивы их участия в сделке. В статье в качестве основного источника используются тексты договоров о сдаче в аренду священных земель из Аттики, которые опубликованы в сборниках эпиграфического материала, изданных под редакцией Й. Кирхнера и Х. Плекета, а также представлены в научном журнале Hesperia. В этих надписях подробно указаны условия аренды земельных участков, посвященных богам и героям, названы имена арендаторов, а также в ряде случаев перечислены их права и обязанности. На основании анализа текста договоров о сдаче в аренду священных земель автор приходит к выводу о том, что арендаторами теменосов в Аттике второй половине IV в. до н. э. являлись граждане полиса. Сравнительный анализ с текстами надписей о сдаче в аренду частных земель в тот же период времени позволяет говорить о том, что в сфере частного землевладения были случаи, когда в качестве арендаторов выступали метеки, не имеющие гражданского статуса. Просопографический анализ имен арендаторов теменосов позволяет автору предположить, что многие из них имели знатное происхождение и были людьми весьма известными в полисе. Автор статьи также обращает внимание на тот факт, что социальный состав арендаторов священных земель в ряде случаев зависит от месторасположения земельного участка. В центральных районах, на землях крупнейших святилищ преобладают арендаторы с высоким социальным статусом. Теменосы, находящиеся на окраинных и прибрежных землях, как правило, попадают в аренду к простолюдинам. В статье также предпринята попытка выявить мотивы для участия в аренде граждан, имеющих высокое социальное положение. По-видимому, прежде всего, это было выполнением своеобразной литургии перед полисом, которая заключалась в обязательстве поддерживать священное землевладение, имеющее особое значение. В целом сделан вывод о том, что большинство арендаторов священных земель в Аттике второй половины IV в. до н. э. были гражданами и в ряде случаев имели высокий социальный статус, что свидетельствует об особом отношении к священному землевладению в афинском полисе, стремлении сохранять и развивать этот земельный фонд в лучших традициях гражданского коллектива.

Abstract

The article assesses social composition of holy lands tenants in Attica of the 4th century B. C. Epigraphic material is an important source for the study of various spheres of society in the Athenian polis. There remain inscriptions on stone steles containing data on leasing of sacred lands (temenos) in Attica, dating back to the second half of the 4th century B. C. Using their data, the researcher can consider a number of issues related to the history of agrarian relations in ancient Athens. However, this material has not been used by scholars for studying history of land relations in the Athenian polis. Thus, the article is to analyze social composition of temenos tenants in Attica in the second half of the 4th century B. C. on the basis of epigraphic material at our disposal, to present their motives for the transaction. The article uses as its main source texts of agreements on lease of sacred lands in Attica, published in collections of epigraphic material by I. Kirhner and H. Pleket and cited in the scientific journal Hesperia. These inscriptions detail terms of lease of land plots dedicated to gods and heroes, name tenants, and (in some cases) indicate their rights and obligations. Based on the analysis of tests of sacred lands lease agreements, the author comes to the conclusion that tenants of sacred lands in Attica in the second half of the 4th century B. C. were citizens of the polis. Their comparative analysis with inscriptions concerning private land leasing in the same period suggests that in the sphere of private land ownership there were cases when tenants were meteks, who did not have civil status. Prosopographic analysis of the temenos tenants’ names allows the author to assume that many had noble origins and were very famous people in the polis. The author also underscores the fact that, in some cases, social composition of sacred lands tenants depended on location of the land plot. In the central areas, lands of the largest sanctuaries were dominated by tenants with a high social status. Temenos on the periphery or coastal lands were mostly leased to commoners. The article also attempts to identify motives of citizens with a high social status for participating in the lease. Apparently, this was, primarily, fulfillment of a kind of liturgy before the polis, which consisted in obligation to maintain sacred land ownership, which had a special meaning. In general, it is concluded that the majority of tenants of sacred lands in Attica in the second half of the 4th century B. C. were citizens, in some cases, of high social status, which indicates a special attitude to sacred land ownership in the Athenian polis, a desire to preserve and develop this land fund in the best traditions of the civil collective.

Ключевые слова

Исторические источники, договор, условия, Древняя Греция, земля, земельные отношения, гражданин, полис.

Keywords

Historical sources, contract, conditions, Ancient Greece, land, land relations, citizen, policy.

Проблема организации землевладения на священных землях в афинском полисе второй половины IV в. до н. э. является одним из важнейших вопросов в изучении социально-экономической истории Древней Греции. Священные участки (теменосы) представляли особую категорию земель в силу их сакрального характера, полис занимался их распоряжением, выступая от имени богов и героев, которым они посвящались. При этом исследователи, как правило, обращают внимание на характер этого вида земель в целом, не затрагивая какие-то определенные аспекты проблемы. В то же время существует ряд важнейших вопросов, изучение которых весьма важно, поскольку дает возможность для комплексного исследования социально-экономического развития полиса. В частности, это проблема социального состава арендаторов священных земель в Аттике (сельскохозяйственной области Афин) второй половины IV в. до н. э. В историографии отсутствуют специальные работы, посвящённые этой теме. Можно назвать лишь некоторые исследования, в которых затрагиваются отдельные аспекты данной проблемы. В связи с этим цель настоящей статьи заключается в том, чтобы представить социальный состав арендаторов священных земель в Аттике IV в. до н. э., проанализировать причины, побудившие их к участию в сделке. Территориальные и хронологические рамки исследования обусловлены наличием источниковой базы. До нашего времени сохранились договора о сдаче священных земель в аренду в Аттике во второй половине IV в. до н. э. Большинство из них содержится в сборниках эпиграфических материалов, изданных под редакцией Й. Кирхнера и Х. Плекета. Как правило, в договоре представлены основные условия аренды, в качестве арендодателей указываются территориально-административные подразделения полиса, коллективы – демы, фратрии или религиозные сообщества, которые осуществляют передачу священных земель в аренду частным лицам. Cудя по содержанию текста договоров о сдаче в аренду теменосов, арендодатели не были владельцами этих земель, а распоряжались ими от лица полиса, проявляя заботу об их сохранности и процветании, что было особенно важно после завершения Пелопоннесской войны, когда земельный фонд Аттики оказался в некотором запустении и требовалось его восстановление. В связи с этим в условиях договоров об аренде прописаны определенные требования к арендаторам. В частности, сказано, чтобы на земельных участках постоянно проводились сельскохозяйственные работы, высаживались новые деревья взамен погибших растений, а также проводились постоянные ремонтные работы хозяйственных помещений, находящихся на территории теменоса. Сроки сдачи священных земель в аренду варьировались от десяти лет до бессрочной. В договоре из Пирея, где говорится о сдаче в аренду пастбищ и хозяйственных построек, указан десятилетний срок действия условий арендного соглашения. В надписи, повествующей о передаче в аренду теменоса демом тейтрасийцев, арендатору предоставляется право бессрочной аренды, что аргументировано его добросовестным выполнением всех обязательств. При этом возникает вопрос о том, каким был социальный состав арендаторов теменосов. В надписях не содержится конкретных сведений о том, какое социальное положение в Афинах было у участников сделки. Опираясь на информацию, имеющуюся в тексте договоров об аренде теменосов, можно сделать некоторые предположения. Прежде всего, в качестве арендаторов священных земель указаны граждане афинского полиса, рабы и женщины устранены от участия в аренде. Сложно точно сказать, были ли среди них чужеземцы (метеки), которые являлись негражданами. Скорее всего, они не участвовали в аренде земельных участков, поскольку в некоторых договорах приводится предписание о том, что для участия в аренде теменосов необходима гарантия в виде недвижимого имущества.

В афинском полисе во второй половине IV в. до н. э. многие священные земли требовали особой заботы и ухода. Полисные власти старались поддерживать этот земельный фонд, передавая теменосы в аренду. В качестве арендаторов, как правило, выступали граждане полиса, среди которых было немало зажиточных и известных людей, выполняющих обязанности арендаторов в качестве особой литургии.

Список литературы

Бузескул, В. П. Афинская демократия. – М.: Вече, 2019. – 480 c.

Гущин, В. P. Афины на пути к демократии. VIII–V века до н. э. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2021. – 456 с.

WORTHINGTON, I. Athens After Empire. A History from Alexander the Great to the Emperor Hadrian. Oxford, Oxford University Press, 2020, 424 p.

References

BUZESKUL, V. P. Afinskaya demokratiya [Athenian Democracy. In Russ.]. Moscow, Veche publ., 2019, 480 p.

GUSHIN, V. R. Afiny na puti k demokratii VIII – V veka do n. e. [Athens on the road to democracy of the 8th–5th centuries B. C. In Russ.]. Moscow, Izdatel,skii dom Vysshei shkoly ekonomiki publ., 2021, 456 p.

WORTHINGTON, I. Athens after Empire. A History from Alexander the Great to the Emperor Hadrian.Oxford, Oxford University Press, 2020, 424 p.

Сведения об авторах

Булычева Елена Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, кафедра всеобщей истории, доцент, г. Москва, Российская Федерация, 8-495-250-64-56, 8-963-765-52-05, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Bulycheva Elena Vladimirovna, PhD in Historym associate professor. Russian State University for the Humanities, department of world history, assistant professor, Moscow, Russian Federation,+7-963-765-52-05. Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 11.10.2022 г., опубликована (для цитирования):

Булычева, Е. В. Социальный состав арендаторов священных земель в Аттике второй половины IV в. до н. э. по данным эпиграфики // Вестник архивиста. – 2023. - № 2. – С. 331-341. doi 10.28995/2073-0101-2023-2-331-341

Submitted 11.10.2022, published (for citation):

BULYCHEVA, E. V. Sotsial'nyi sostav arendatorov svyashchennykh zemel' v Attike vtoroi poloviny IV v. do n. eh. po dannym ehpigrafiki [Social Composition of Sacred Lands Tenants in Attica of the Second Half of the 4th Century B.C. according to Epigraphika. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 2, pp. 331-341. doi 10.28995/2073-0101-2023-2-331-341

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.