Людмила Алексеевна Вербицкая: «украинский старт» российского филолога

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 378.113.1+929.535+929.522.1+93/94+930.253+378.046.2+378.28

doi 10.28995/2073-0101-2023-1-286-300

Полторак, С. Н.

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Зотова, А. В.

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Людмила Алексеевна Вербицкая: «украинский старт» российского филолога

Poltorak, Sergey N.

A. S. Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, Russian Federation

Zotova, Anastasia V.

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation

Lyudmila Alekseevna Verbitskaya: The “Ukrainian Start” of the Russian Philologist

Аннотация

Деятельность видного российского организатора науки, ученого и педагога российской высшей школы Людмилы Алексеевны Вербицкой (Бубновой) крайне актуальна. Изучение ее опыта работы позволяет сформировать эффективный алгоритм работы нашего современника, стремящегося внести личный вклад в развитие отечественной науки и образования. Для проведения исследования авторы использовали такие методы как анализ, синтез, обобщение, сравнение, а также ряд сугубо исторических методов: историко-системный, компаративный, ретроспективный. Цель публикации заключается в попытке анализа ранее не публиковавшихся документов архива Львовского государственного университета им. Ивана Франко, в которых содержатся свидетельства о пребывании Людмилы Бубновой во Львовской детской трудовой колонии, в которой вместе содержались как уголовные преступницы, так и дети репрессированных советских граждан. Людмила Алексеевна Вербицкая – известный российский филолог и организатор науки, единственный женщина, занимавшая должность ректор за всю многовековую историю Санкт-Петербургского государственного университета. Свой путь филолога Людмила Алексеевна начинала на Украине, поступив из Львовской детской трудовой колонии, где находилась как дочь «врага народа», во Львовский государственный университет им. Ивана Франко. Статья основана на уникальных архивных документах, позволяющих проанализировать начальный период становления будущего ученого-филолога. Среди изученных авторами публикации документов – написанная рукой Л. А. Бубновой в 1953 г. автобиография, ходатайство начальника отдела детских колоний Львовской области майора Чумакова перед ректором Львовского государственного университета им. Ивана Франко о зачислении на филологический факультет (отдел русской филологии) воспитанницы Львовской детской трудовой воспитательной колонии № 2 Л. А. Бубновой, тексты сочинений Л. Бубновой на русском и украинском языках, которые были представлены в качестве письменных работ на вступительных экзаменах в университет, документальные сведения об оценках на вступительных экзаменах по русскому языку и литературе, украинскому языку, истории СССР, географии и иностранному языку. Представляют интерес сведения из личного листка по учету кадров Л. А. Бубновой, а также текст академической справки, выданной окончившей первый курс студентки Львовского государственного университета им. И. Франко Л. А. Бубновой, в которой содержатся данные о результатах сдачи восьми экзаменов и зачетов в первом семестре обучения и двенадцати зачетов и экзаменов во втором семестре, и завершавшей обучение на первом курсе курсовой работе. Авторы делают вывод о том, что «львовский период» жизни и учебы Л. А. Вербицкой (Бубновой) стал своеобразным трамплином ее будущей успешной научной и административной карьеры.

Abstract

The activities of the prominent Russian organizer of science, scientist, and teacher of higher education, Lyudmila Alekseevna Verbitskaya (Bubnova), are extremely relevant. Studying of her experience allows us to form an effective work algorithm for our contemporary seeking to make a personal contribution to the development of national science and education. To conduct the study, the authors have used such methods as analysis, synthesis, generalization, comparison, as well as a number of purely historical methods: historical-systemic, comparative, retrospective. The publication is to analyze the previously unpublished documents from the archive of the Ivan Franko Lviv State University on Lyudmila Bubnova’s stay in the Lviv Children’s Labour Colony, where criminals and children of repressed Soviet citizens were kept together. Lyudmila Alekseevna Verbitskaya is a famous Russian philologist and organizer of science, the only female rector in the history of the St. Petersburg State University. Lyudmila Alekseevna began her career in Ukraine, being admitted to the Ivan Franko Lviv State University from the Lviv Children's Labor Colony, where she was kept as the daughter of an “enemy of the people.” The article is based on unique archival documents that permit to analyze the initial formation of the future philologist; among them L. A. Bubnova’s handwritten autobiography (1953), petition of the head of the department of children's colonies of the Lviv region, Major Chumakov, to the rector of the Ivan Franko Lviv State University for her admission to the faculty of philology (department of Russian philology), L. Bubnova's texts in Russian and Ukrainian written for entrance examination in the university, documentary data on her grades at entrance examination in Russian language and literature, Ukrainian language, history of the USSR, geography, and foreign language. Of interest is her personal data sheet, her academic certificate for the first year at the university with results of 8 exams and tests in the first semester and 12 tests and exams in the second semester, as well as her coursework. The authors conclude that the “Lviv period” in her life and education gave L. A. Verbitskaya (Bubnova) a launching pad for her future scientific and administrative career.

Ключевые слова

Людмила Алексеевна Вербицкая (Бубнова), Львовский государственный университет, Львовская детская трудовая колония, женская средняя школа № 21 г. Львова, Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова, Санкт-Петербургский государственный университет, ректор, исторические источники.

Keywords

Lyudmila Alekseevna Verbitskaya (Bubnova), Lviv State University, Lviv Children's Labor Colony, Women's Secondary School no. 21 in Lviv, A. A. Zhdanov Leningrad State University, St. Petersburg State University, rector, historical sources.

Актуальность статьи не вызывает сомнения. Л. А. Вербицкая не только первая женщина – ректор Санкт-Петербургского государственного университета, но и крупный организатор отечественной науки, опыт которой и в наше время активно используется для развития образования. Изучение ее жизненного пути позволяет сформировать представление об алгоритме становления крупной личности – человека с государственным мышлением.

На основе прежде неизвестных документов появилась возможность объективно оценить деятельность Л. А. Бубновой (Вербицкой) в начале своего профессионального формирования. Авторы поставили перед собой следующие задачи: описать процесс перестройки «благополучной» дочери крупного советского чиновника в условиях жизни в лагере для малолетних преступников; выявить факторы, способствовавшие ее поступлению в общеобразовательную школу г. Львова и получению права на сдачу вступительных экзаменов во Львовский государственный университет им. И. Франко; провести подробный анализ динамики ее поступления в вуз и обучения на первом курсе филологического факультета.

Вклад Л. А. Вербицкой в развитие отечественной науки и, в частности, филологии, оценен по достоинству и отражен в ряде крупных публикаций последних лет. Нынешний ректор Санкт-Петербургского государственного университета Н. М. Кропачев в одной из своих публикаций подчеркнул: Людмила Алексеевна «доказала, что русские женщины обладают не только острым умом, но и недюжинной духовной силой, умением вести за собой». Истории деятельности Л. А. Вербицкой в стенах Санкт-Петербургского государственного университета посвящена книга Н. С. Ямпольской. В ней автор обращается к различным периодам жизни Людмилы Алексеевны, вскользь упоминая «львовский период» ее биографии. Отмечается, что жизнь этого яркого человека стала частью истории Санкт-Петербургского государственного университета. Теоретические идеи и практические действия Л. А. Вербицкой продолжают развиваться в трудах ее учеников и единомышленников. Пример тому – проведение в 2020 г. международной научной конференции «Современные и исторические проблемы болгаристики и славистики», материалы которой отражают вклад Людмилы Алексеевны в развитие филологии. В 2020-е гг. был опубликован ряд источников, дающих представление о многостороннем вкладе Л. А. Вербицкой как в развитие российской науки в целом, так и в совершенствование жизни и деятельности СПбГУ. Вместе с тем, источниковая база имеет ряд существенных лакун, среди которых – история юных лет Людмилы Бубновой. В настоящей публикации на основе ранее не публиковавшихся архивных документов осуществляется попытка реконструкции периода ее учебы в старших классах общеобразовательной школы г. Львова и на филологическом факультете Львовского государственного университета им. И. Франко.

Имя Людмилы Алексеевны Вербицкой (до замужества – Бубновой) широко известно. Ученый с мировым именем, организатор науки, которому было доверено долгие годы возглавлять Санкт-Петербургский государственный университет и Российскую академию образования, восхищала многих людей своим профессионализмом. Но мало кто знал, что начало ее филологического образования тесно связано с Украиной, точнее, с учебой во Львовском государственном университете им. Ивана Франко.

Л. А. Вербицкая с болью вспоминала об аресте отца – Алексея Александровича Бубнова, а позже и мамы – Анны Степановны Бубновой; о том, что ее папа в 1950 г. был расстрелян по «Ленинградскому делу».

О ее пребывании в Львовской детской трудовой колонии известно немногое. После ареста как дочери «врага народа» 20 октября 1950 г. она более двух месяцев находилась в г. Пушкине в приемнике-распределителе, а позже, в самом конце декабря, ее поездом доставили в трудовую колонию для девочек во Львов. По существу, то был исправительный лагерь для подростков, в котором содержались не только дети репрессированных, но и девушки, совершившие уголовные преступления.

Восхищает удивительная сила воли Людмилы Бубновой. Пробыв всего несколько недель в колонии, она не только не пала духом, но и старалась подбодрить близких людей. Сохранилось письмо, написанное ею в начале января 1951 г., адресованное родным – бабушке, тете и младшей сестре Наташе. Большое по объему, оно пронизано удивительным оптимизмом. Много раз Людмила твердила, как заклинание: «Все будет хорошо! Мы скоро будем вместе». Особенно трогательны слова, обращенные к младшей сестренке: «Наташенька! Родная моя! Дорогая девочка! Большое тебе спасибо за письмо. Я очень рада была, увидев твой почерк. Ты, наверное, выросла за это время, дорогая моя, любимая моя, хорошая девочка! Милая моя, золотко мое! Не скучай. Все будет хорошо. Все мы скоро будем вместе. Читай, родная моя, букварь. Наташенька! Дорогая моя! Милая, родная моя девочка. Пиши мне. Все будет хорошо. Скоро мы будем опять с мамочкой и с папочкой…».

Спустя годы Людмила Алексеевна вспоминала: «По сути, это была настоящая тюрьма для малолетних преступников, и контингент там был соответствующий – воры, убийцы, проститутки. Были и совсем небольшие дети – семи-восьми лет, и тоже преступники, только степень преступления у всех была, конечно, разная. Именно тогда я что-то начала понимать. Раньше думала, как все, что все это – ошибка, разберутся, Сталин поймет. Но в колонии встретилась с девочками, которые там были с 1937 г. Выходит, за тринадцать лет не разобрались…

Это были тяжелые для меня дни страха и отчаяния. Но мне повезло: словно неведомый ангел-хранитель послал мне в те тяжкие дни спасительницу. Ею оказалась, как это кому-то не покажется странным, заместитель начальника колонии Виктория Николаевна Карпова, кадровый военный. Без нее я бы, наверное, пропала». Именно благодаря ей Людмила получила возможность учиться в обычной городской школе, а позже поступать в университет.

Если о пребывании Л. А. Бубновой в колонии, о ее учебе в школе во Львове сохранились разрозненные сведения, то о ее студенческой жизни на первом курсе университета, где начиналось становление будущего профессионального филолога, до сих пор не было опубликовано ничего. Людмила Алексеевна об этом не писала и в многочисленных интервью не упоминала. К счастью, в одном из Львовских архивов сохранилось дело студентки-первокурсницы Л. А. Бубновой, документы которого проливают свет на год жизни будущего филолога, о котором прежде не было известно ничего. В частности, в архиве Львовского государственного университета им. Ивана Франко среди 25 листов дела сохранился рукописный текст автобиографии, написанный 24 июня 1953 г. абитуриенткой Людмилой Бубновой, в котором сообщалось, что, находясь с октября 1950 г. в колонии (вероятно, в расчет брался и период пребывания в приемнике-распределителе города Пушкина), она окончила 8, 9 и 10 классы женской средней школы № 21 г. Львова и даже в январе 1951 г. была принята в члены ВЛКСМ. Такое лояльное отношение к дочери «врага народа» труднообъяснимо. Тем более, что с момента ее появления в новой школе прошло лишь несколько недель. Возможно, сказались субъективные обстоятельства: высокая успеваемость Людмилы в прежней школе, ее открытость и общительность с новыми одноклассницами и учителями.

Повезло Людмиле не только с порядочными людьми среди руководства лагеря, но и с другими руководителями, способствовавшими ее поступлению в университет. Подтверждением тому стало письмо начальника отдела детских колоний управления министерства юстиции Львовской области майора Чумакова ректору Львовского государственного университета им. Ивана Франко от 26 июня 1953 г., в котором он ходатайствовал о зачислении Л. А. Бубновой на филологический факультет по отделению русской филологии. При этом отмечалось, что Людмила имела «наклонности к гуманитарным наукам».

Разумеется, ходатайство чиновника не было гарантией поступления в один из старейших университетов Европы, основанный еще в 1661 г. Абитуриентке предстояло сдать пять вступительных экзаменов: историю СССР, географию, английский язык, русский язык и литературу, а также украинский язык. Последние два экзамена представляли собой фактически четыре экзамена: каждый из них сдавался устно и письменно с выставлением итоговой общей оценки. Вступительные экзамены по истории СССР и географии Людмила Бубнова сдала на «хорошо», иностранный язык – на «отлично». Высший бал был получен также по русскому языку и литературе. Самым трудным, естественно, оказался для нее вступительный экзамен по украинскому языку. Письменная его часть, сочинение, экзаменаторы оценили на «удовлетворительно», а устную на «хорошо». В результате, общую оценку по украинскому языку Людмиле выставили «хорошо». Трудно представить, каких усилий ей стоила сдача украинского языка, который фактически «с нуля» она изучала всего три года, тогда как для других поступавших этот язык был родным и усваивался не только десять лет в школе, но и с рождения. Письменный экзамен по украинскому языку представлял собой диктант на тему Гражданской войны. Людмила Бубнова сделала в нем шесть ошибок, каждая из которых имела явный «российский след».

Сочинение по русскому языку было на тему «Фамусовская Москва в изображении Грибоедова». Сочинение получилось очень эмоциональным, темпераментным. Но при этом, и тема, как говорится, была раскрыта, и личность автора сочинения оказалась симпатичной, не равнодушной ни к прошлому, ни к настоящему.

22 августа 1953 г. ректором университета Э. К. Лазаренко был подписан приказ о зачислении Л. А. Бубновой на отделение русского языка филологического факультета. Факт зачисления дочери репрессированного советского работника в университет не только удивляет, но и создает представление о политической атмосфере в стране того времени более сложным, чем кажется на первый взгляд. С момента расстрела А. А. Бубнова прошло лишь три года, и о его реабилитации вопрос еще не стоял. Но, вероятно, на ход событий существенно повлияли минимум два обстоятельства. Во-первых, тот факт, что смерть И. В. Сталина в марте того года привнесла в жизнь советского государства новые веяния, которые утверждались довольно быстро. Факт поступления в вуз дочери «врага народа» – одно из подтверждений изменения внутриполитической ситуации. Но было и важное субъективное обстоятельство – яркая молодая личность с активной жизненной позицией – старшеклассница Людмила Бубнова. Обучаясь во Львове в силу педагогической концепции СССР тех лет в женской школе, вчерашняя ленинградка проявила удивительные человеческие качества. Она за короткий срок сумела вызвать симпатию и уважение не только учителей, но и сверстниц. Иначе не объяснить, почему, едва придя в новую школу, в учебное заведение в Западной Украине, где при всем влиянии советской пропаганды не мог не витать дух как минимум настороженного отношения к русским, Людмила была избрана председателем совета пионерской дружины, стала редактором стенгазеты, а вскоре ее не только приняли в комсомол, но еще и ввели в состав комитета ВЛКСМ.

Не может не поражать сила духа этой девушки. Не только в школьные годы, но и став студенткой-первокурсницей, она по-прежнему несла тяжелый груз дочери репрессированных родителей. В автобиографии, написанной вскоре после поступления в университет, она отмечала: «В 1950 году родители мои были арестованы и их местонахождение мне неизвестно». Оставшись один на один со сложившимися жизненными обстоятельствами, пребывая в полном неведении по поводу судьбы отца и мамы, она находила в себе силы учиться будущей профессии филолога, невзирая на тяжелейшие моральные обстоятельства и, вероятно, испытывая немалые материальные трудности. Из всех близких родственников у нее осталась только бабушка, проживавшая в Ессентуках и взявшая на воспитание младшую сестру Людмилы – Наталью, которой к тому моменту было девять лет. Бабушка вряд ли могла материально поддерживать старшую внучку. Вероятно, единственным источником существования для Л. А. Бубновой была студенческая стипендия.

Первую сессию Людмила преодолела вполне успешно, получив по пяти предметам зачеты и сдав три экзамена: логику – на отлично, а русский фольклор и историю античной литературы на «хорошо». Во втором семестре она окончательно адаптировалась к условиям студенческой жизни, сдав шесть зачетов и все пять экзаменов только на «отлично». Высшего балла была удостоена и ее курсовая работа.

Во время учебы на первом курсе Л. А. Бубнова изучала учебные дисциплины, позволившие заложить фундамент профессиональных знаний. Среди них – русская литература, английский язык, введение в языкознание, старославянский язык, введение в литературоведение, древняя русская литература, современный русский язык, латинский язык, зарубежная литература.

Впереди была целая жизнь, неразрывно связанная с Ленинградом-Петербургом. «Украинский старт» будущего знатока русского языка стал страницей истории непростой жизни Л. А. Вербицкой.

Список литературы

Кропачев, Н. М. Предисловие ректора СПбГУ // Ученый, декан, ректор, президент. Воспоминания о Л. А. Вербицкой. - СПб.: СПбГУ, 2020. - С. 7-8.

Людмила Вербицкая – попечитель русского языка. Универсанты, соратники, друзья. - СПб.: Знаменитые универсанты, 2021. - 239 с.

Современные и исторические проблемы болгаристики и славистики: сборник статей по материалам XLIX Международной филологической конференции, посвященной памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019). - СПб.: ВВМ, 2020. - 126 с.

Ямпольская, Н. С. Универсант Людмила. - СПб.: Просвещение, 2021. - 111 с.

References

KROPACHEV, N. M. Predislovie rektora SPbGU k kn. Uchenyi, dekan, rektor, prezident. Vospominaniya o L.A. Verbitskoi [Foreword of the rector of St. Petersburg State University to the book “Scientist, dean, rector, president. Memories of L.A. Verbitskaya.” In Russ.]. St. Petersburg, SPbGU publ., 2020, pp. 7-8.

Lyudmila Verbitskaya – popechitel' russkogo yazyka. Universanty, soratniki, druz'ya [Lyudmila Verbitskaya as guardian of the Russian language. University students, associates, friends. In Russ.]. St. Petersburg, Znamenitye universanty publ., 2021. 239 p.

Sovremennye i istoricheskie problemy bolgaristiki i slavistiki: sbornik statei po materialam XLIX Mezhdunarodnoi filologicheskoi konferentsii, posvyashchennoi pamyati Lyudmily Alekseevny Verbitskoi (1936-2019) [Modern and historical problems of Bulgarian and Slavic studies: A collection of articles based on the materials of the XLIX International Philological Conference dedicated to the memory of Lyudmila Alekseevna Verbitskaya (1936-2019). In Russ.]. St. Petersburg, VVM publ., 2020, 126 p.

YAMPOLSKAYA, N. S. Universant Lyudmila [Universant Lyudmila. In Russ.]. St. Petersburg, Prosveshchenie publ., 111 p.

Сведения об авторах

Полторак Сергей Николаевич, доктор исторических наук, профессор, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, научно-исследовательский центр, главный научный сотрудник, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-950-024-14-05, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Зотова Анастасия Валерьевна, доктор исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра международных отношений на постсоветском пространстве, доцент, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-931-333-20-09, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Poltorak Sergey Nikolaevich, PhD in History, professor, A. S. Pushkin Leningrad State University, research center, chief researcher, St. Petersburg, Russian Federation, +7-950-024-14-05, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Zotova Anastasia Valerievna, PhD in History, associate professor, St. Petersburg State University, department of international relations in the post-Soviet space, assistant professor, St. Petersburg, Russian Federation, +7-931-333-20-09, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 5.10.2022 г., опубликована (для цитирования):

Полторак, С. Н., Зотова, А. В. Людмила Алексеевна Вербицкая: «украинский старт» российского филолога // Вестник архивиста. – 2023. - № 1. – С. 286-300. doi 10.28995/2073-0101-2023-1-286-300

Submitted 5.10.2022, published (for citation):

POLTORAK, S. N., ZOTOVA, A. V. Lyudmila Alekseevna Verbitskaya: “ukrainskii start” rossiiskogo filologa [Lyudmila Alekseevna Verbitskaya: The “Ukrainian Start” of the Russian Philologist. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 1, pp. 286-300. doi 10.28995/2073-0101-2023-1-286-300

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.