Историко-антропологический очерк пьянства приходского клира Казанской епархии в середине XIX в.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 93/94+348.5+930.25+930.253+613.36+364.29+364.242+241.38+241.72

doi 10.28995/2073-0101-2023-1-249-261

Хохлов, А. А.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация

Историко-антропологический очерк пьянства приходского клира Казанской епархии в середине XIX в.

Khokhlov, Alexander A.

Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation

Historical and Anthropological Sketch on Parish Clergy Drunkenness in the Kazan Eparchy in Mid-19th Century

Аннотация

Статья освещает один из наименее изученных в отечественной историографии вопросов – поведенческие девиации православного приходского духовенства в форме злоупотребления спиртным (пьянства). Обращение к этой значимой и интересной, а главное, недооцененной теме, способно, по мнению авторов, пролить свет на наиболее слабо освещенные стороны повседневной жизни различных социальных слоев Российской империи, вскрыть их культурные и социально-психологические особенности, специфику ментальности и механизмы бытовой коммуникации; расширить имеющиеся представления об облике приходского клира периода расцвета Синодальной эпохи. С этой целью автор обратился к архивным материалам, хранящимся в Государственном архиве Республики Татарстан (ГАРТ). Они представлены следственными делами Казанской духовной консистории в отношении священно- и церковнослужителей Казанской епархии середины XIX в. Многие из этих документов до сих пор не удостоились внимания исследователей. На их основе выявляется глубокая и комплексная научная проблема, полномасштабная разработка которой еще предстоит. В статье целенаправленно делается упор на антропологический аспект и предпринимается попытка анализа отношения в сельском социальном пространстве к феномену «пьянствующего клирика»: епархиальной власти, самого духовенства, крестьян. В результате проведенного исследования, представлены факты патологической зависимости отдельных представителей духовенства, что говорит об имевшей место практике, вносившей нравственный диссонанс в миссию церкви. При этом отмечается снисходительное отношение прихожан к подобного рода отклонениям пастырей. Одна из возможных причин этого, по мнению автора, кроется в имманентно присущем крестьянам стремлении отгородиться от вмешательства в пространство сельского мира (в церковной терминологии – прихода) извне, сохранить в неприкосновенности ее замкнутый характер вкупе с этической системой, сформировавшейся и воспринятой еще в древности. Однако эта установка способствовала усугублению негативных тенденций в среде приходского клира, способствуя поляризации духовенства и превращая его из борца с социальными пороками в заложника ситуации. Дальнейшее исследование массива архивных дел в рамках обозначенной проблемы позволит уточнить и расширить картину этой стороны повседневности священно- и церковнослужителей периода поздней империи, внеся таким образом вклад, в объективизацию имеющихся на сегодняшний день научных представлений об истории Русской православной церкви, ее месте и роли в пространстве российского социума второй половины XIX–начала XX вв.

Abstract

The article covers one of the least studied issues in Russian historiography — behavioral deviations of the Orthodox parish clergy in form of alcohol abuse (drunkenness). According to the authors, addressing this significant, interesting, and, most importantly, underestimated topic, can shed light on poorly studied aspects of the daily life of various social strata of the Russian Empire; reveal their cultural and socio-psychological features, specifics of mentality and mechanisms of everyday communication; expand the existing ideas on the appearance of parish clergy in the heyday of the Synodal era. To this end, the authors turn to archival materials stored in the State Archive of the Republic of Tatarstan. These are investigatory records of the Kazan Spiritual Consistory on priests and clergy of the Kazan diocese of the mid-19th century. Many are yet to come to the attention of researchers. Drawing on these records, a deep and complex scientific problem is identified, which is also yet to be addressed full-on. The article emphasizes the anthropological aspect and attempts to analyze the attitude to the phenomenon of “drunken cleric” in rural social space: diocesan authorities, clergy, and peasants. The study cites instances of addiction of individual representatives of the clergy, thus noting a habitude contributing to moral dissonance with the mission of the church. At the same time, there was a condescending attitude of parishioners to such deviations of their shepherds. One of the possible reasons for this, according to the authors, lies in the inherent desire of peasants to ward off all external interference in the space of rural world (in church terminology, parish), to maintain its closed character and ethical system that was formed and learned in older days. However, this attitude contributed to aggravation of negative trends among the parish clergy, to its polarization; transformed it from fighter against social vices into hostage of circumstances. Further study of this array of archival files is to clarify and expand the portrayal of this side of everyday life of the clergy of late imperial period, thus contributing to objectification of current scientific ideas on the history of the Russian Orthodox Church, its place and role in the Russian society of the second half of the 19th – early 20th century.

Ключевые слова

Церковные исторические источники, православная церковь, духовенство, клир, пьянство, социальные девиации, приход, крестьяне.

Keywords

Church historical sources, Orthodox Church, priesthood, clergy, drunkenness, social deviations, parish, peasants.

Проблема пьянства духовенства встречается в источниках уже XI в. Митрополит Иоанн II в посланиях порицал приверженность клира спиртным напиткам. В XVII в. Олеарий, описывая быт московитов, отмечал винные пристрастия клира. Проблема сохраняла актуальность и на протяжении последующих веков. Тем не менее в отечественной историографии данный феномен не привлекал внимания исследователей и не получил освещения в научной литературе. Если же вопрос и затрагивался, то поверхностно и, нередко, в определенном идеологическом ключе. Одни историки писали про благотворный вклад клира в дело народной трезвости, другие гиперболизировали проблему, экстраполируя ее на все духовенство.

Из относительно объективных работ можно выделить исследование Ю. И. Белоноговой, написанное на московских архивах. Однако здесь клир не является центральным предметом. Внимания заслуживает монография В. Б. Безгина, в которой в качестве основы пьянства духовенства видится влияние модернизации и усиление социальной мобильности в России во второй половине XIX в. С позиции автора, диффузия культурных практик приводила к размыванию мировоззренческих и этических основ общества, детерминируя «алкогольный эскапизм». К числу подобных работ можно отнести статью А. В. Спичак, акцентировавшей внимание на борьбе церкви с пьянством в Тобольской губернии, в которой интересующей нас проблеме уделяется некоторое внимание. В нашем случае обращаемся к винопитию клира на конкретных примерах и сквозь призму его связи с крестьянским миром. Системный подход наиболее полно раскрывает культурные практики духовного сословия.

Анализ уместно начать с дела диакона села Майдан Свияжского уезда Петра Ливанова (1858), алкогольная зависимость которого превратилась в трагедию не только для него самого, но и всей его семьи и прихода. Хмельной диакон плохо исполнял обязанности, проматывал имущество, что вскоре обернулось нищетой. Уговоры настоятеля Петра Белорусова были напрасны. Это побудило священника вскоре обратиться к духовным властям. Впрочем, инициатива была направлена в Казань «через голову» благочинного, который, вопреки инструкции, не торопился вмешиваться в ситуацию. Белорусов писал архиепископу: «По объявлению живущей с ним матери, напивается каждодневно раза по два до упада, и всегда приводят его другие, находя валяющимся. Престарелая мать его пыталась его удержать, не дала ему одежды и обуви. Но он, напоследок, это было 24 числа вечером, разбив в окне своего дома стекло, сказал, что выбьет все, если одежда и обувь не будут ему выданы».

На приведенных примерах просматривается оборотная сторона этического образа сельского клирика, пораженного пороком пьянства, его место и роль в системе приходских отношений. Алкогольная зависимость для духовенства была столь же актуальна, как и для его паствы. В целом, последняя была снисходительна к девиациям своих пастырей, лояльно рассматривая их пороки как проступки «своих». Если только те не выходили за определенные рамки. Однако это превращало благопристойных членов причта в заложников ситуации, невольно вынужденных балансировать между моральным кодексом церкви и бытовой практикой. Самоустранение и запоздалая реакция епархиальной власти оборачивались осложнением ситуации для церковных низов. В итоге, это вносило негативный вклад в реализацию миссии церкви по воспитанию народного воздержания и благонравия.

Список литературы

Безгин, В. Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века). – М.; Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2004. – 304 с.

Белоногова, Ю. И. Приходское духовенство и крестьянский мир в начале XX века: (по материалам Московской епархии). – М.: ПСТГУ, 2010. – 175 с.

Рущинский, Л. П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков. – М.: Общество истории и древностей российских при Московском университете, 1871. – 337 с.

Спичак, А. В. Отражение борьбы с пьянством духовных лиц в делах Тобольской духовной консистории во второй половине XVIII - XIX вв. // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 440. – С. 133–138.

References

BEZGIN, V. B. Krest'yanskaya povsednevnost' (traditsii kontsa XIX – nachala XX veka) [Peasants’ Everyday Life (Traditions of the Late 19th – Early 20th Century). In Russ.]. Moscow-Tambov, Izdatel'stvo Tambovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta publ., 2004, 304 p.

BELONOGOVA, Yu. I. Prikhodskoe dukhovenstvo i krest'yanskii mir v nachale XX veka : (po materialam Moskovskoi eparkhii) [Parish Clergy and Peasant World in the Early 20th Century: Materials of the Moscow Diocese. In Russ.]. Moscow, PSTGU publ., 2010, 175 p.

RUSHCHINSKII, L. P. Religioznyi byt russkikh po svedeniyam inostrannykh pisatelei XVI i XVII vekov [The Life of Russians According to Foreign Writers of the 16th and 17th Centuries. In Russ.]. Moscow, Obshchestvo istorii i drevnostei rossiiskikh pri Moskovskom universitete publ., 1871, 337 p.

SPICHAK, A. V. Otrazhenie bor'by s p'yanstvom dukhovnykh lits v delakh Tobol'skoi dukhovnoi konsistorii vo vtoroi polovine XVIII – XIX vv. [Reflection of the Struggle Against Drunkenness of Clergy in the Activities of the Tobolsk Spiritual Consistory in the Second Half of the 18th – 19th Centuries. In Russ.]. IN: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University], 2019, no. 440, pp. 133–138.

Сведения об авторах

Хохлов Александр Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт международных отношений, кафедра антропологии и этнографии, доцент, г. Казань, Российская Федерация, 8-843-233-71-09, 8-987-2-36-45-36, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Khokhlov Alexander Anatolievich, PhD in History, associate professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of International Relations, assistant professor, Kazan, Russian Federation, +7-987-2-36-45-36, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 7.02.2022 г., опубликована (для цитирования):

Хохлов, А. А., Никитин, А. А. Историко-антропологический очерк пьянства приходского клира Казанской епархии в середине XIX в. // Вестник архивиста. – 2023. - № 1. – С. 249-261. doi 10.28995/2073-0101-2023-1-249-261

Submitted 7.02.2022, published (for citation):

KHOKHLOV, A. A., NIKITIN, A. A. Istoriko-antropologicheskii ocherk p'yanstva prikhodskogo klira Kazanskoi eparkhii v seredine XIX v. [Historical and Anthropological Sketch on Parish Clergy Drunkenness in the Kazan Eparchy in Mid-19th Century. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 1, pp. 249-261. doi 10.28995/2073-0101-2023-1-249-261

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.