«Все мы летим в пропасть». Переписка Ф. Д. Батюшкова, Л. В. Собинова и А. И. Сумбатова-Южина в ноябре – декабре 1917 г.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 93/94+792.03+930.253+351/354+930.23+792.075+792.2+782.1+35.074.4

doi 10.28995/2073-0101-2023-1-86-99

Гордеев, П. Н.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

«Все мы летим в пропасть». Переписка Ф. Д. Батюшкова, Л. В. Собинова и А. И. Сумбатова-Южина в ноябре – декабре 1917 г.

Gordeev, Petr N.

A. I. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation

“We Are All Flying into the Abyss”: Correspondence of F. D. Batyushkov, L. V. Sobinov, and A. I. Sumbatov-Yuzhin in November – December 1917

Аннотация

В фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и в Рукописном отделе Института русской литературы РАН (ИРЛИ) отложилась переписка Ф. Д. Батюшкова, занимавшего во время революционных событий должность главноуполномоченного по государственным театрам, с уполномоченными по московским Большому и Малому театрам Л. В. Собиновым и А. И. Сумбатовым-Южиным за ноябрь и декабрь 1917 г. Эти письма, большая часть которых ранее не публиковалась и не была введена в научный оборот, показывают отношение руководителей театрального ведомства к приходу к власти большевиков и перспективе сотрудничества с ними. Все три корреспондента оценили Октябрьскую революцию отрицательно и высказывали мысли о возможности своей отставки (Ф. Д. Батюшков более определенно, Л. В. Собинов и А. И. Южин с некоторыми оговорками), но в дальнейшем между их личными стратегиями обнаружились серьезные расхождения. Ф. Д. Батюшков был непримиримым противником советского правительства, отвергал всякое сотрудничество с «террористами»-большевиками и их представителем – наркомом просвещения А. В. Луначарским. На этой почве он хотел сплотить театральное ведомство, во главе которого стоял. Позиции А. И. Южина и Л. В. Собинова отличались большей сложностью. А. И. Южин, стоявший во главе Малого театра, разделял критический взгляд Ф. Д. Батюшкова на «господствующую партию», к тому же он был возмущен и шокирован разгромом Малого театра красногвардейцами во время уличных боев в Москве. Однако вся его жизнь была связана с Малым театром, и он сомневался, имеет ли моральное право «уйти» с руководящего поста в такой ответственный момент. Л. В. Собинов же так и не смог преодолеть свою личную неприязнь к Ф. Д. Батюшкову (сформировавшуюся еще до Октябрьской революции в период споров о границах «автономных» прав московских театров и их руководителей). В чрезвычайных условиях ноября – декабря 1917 г., когда большевики устанавливали контроль над банками и любые переводы денег оказались чрезвычайно затруднены, Л. В. Собинов не желал войти в сложное положение главноуполномоченного, обвиняя его в нехватке денег для Большого театра. В декабре 1917 г., когда на позиции Ф. Д. Батюшкова в театральном ведомстве начал прямую атаку А. В. Луначарский, петроградские государственные театры выразили поддержку Ф. Д. Батюшкову. В Москве ситуация была иной: из-за претензий Л. В. Собинова к главноуполномоченному и стремления А. И. Южина согласовать свою позицию с Л. В. Собиновым коллективы Большого и Малого театров так и не заявили однозначно о доверии Ф. Д. Батюшкову, что ослабило его позиции в конфликте с А. В. Луначарским. Переписка Ф. Д. Батюшкова, Л. В. Собинова и А. И. Южина в ноябре – декабре 1917 г. является важным источником как по истории русского театра, так и для изучения периода так называемого «саботажа» государственных служащих после Октябрьской революции 1917 г.

Abstract

In the fonds of the Russian State Archive of Literature and Art and in the Manuscript Department of the Institute of Russian Literature of the Russian Academy of Sciences there is stored correspondence of F. D. Batyushkov (who on the days of the revolution held the position of the chief commissioner for state theaters) with commissioners for the Moscow Bolshoi and Maly Theaters L. V. Sobinov and A. I. Sumbatov-Yuzhin over November and December 1917. These letters, most of which haven’t been published previously or introduced into scientific use, show the attitude of the leaders of the Department of Theatres to the Bolsheviks coming to power and to the prospect of cooperation with them. All three correspondents assessed the October Revolution negatively and spoke of their possible resignation (Batyushkov most definitely, Sobinov and Yuzhin with some reservations), but later serious discrepancies emerged in their personal strategies. Batyushkov was an implacable opponent of the Soviet government, rejecting all cooperation with the “terrorists” Bolsheviks and their representative, People's Commissar of Education A. V. Lunacharsky. On these grounds, he wanted to rally the Department of Theatres, at the head of which he stood. Positions of Yuzhin and Sobinov were more complicated. Yuzhin, who headed the Maly Theatre, shared Batyushkov's critical view of the “dominant party,” moreover, he was outraged and shocked by the pogrom of the Maly Theater by the Red Guards during street fighting in Moscow. However, his whole life was dedicated to the Maly Theater and he doubted whether he had the moral right to leave his position at such a crucial moment. Sobinov, on the other hand, was never able to overcome his personal dislike for Batyushkov (formed long before the October Revolution in disputes over the “autonomous” rights of Moscow theaters and their heads). In the emergency of November – December 1917, when the Bolsheviks established their control over banks and money transfers were extremely difficult, Sobinov did not want to put himself in the chief commissioner’s shoes and blamed him for the lack of money for the Bolshoi Theater. In December 1917, when A. V. Lunacharsky began a direct attack on Batyushkov's position in the Department of Theatres, the Petrograd state theaters expressed their support to Batyushkov. In Moscow, the situation was different: because of Sobinov's grievance with the chief commissioner and Yuzhin's attempts to coordinate his position with Sobinov, the Bolshoi and Maly Theaters did not unequivocally declare their confidence in Batyushkov, weakening the latter’s position in his conflict with Lunacharsky. The correspondence of Batyushkov, Sobinov, and Yuzhin over November – December 1917 is an important source on history of the Russian theater, as well as for studying the period of the so-called “sabotage” of civil servants after the October Revolution.

Ключевые слова

Письма, революция 1917 года, русский театр, большевики, Большой театр, Малый театр, Ф. Д. Батюшков, Л. В. Собинов, А. И. Сумбатов-Южин.

Keywords

Letters, Russian revolution of 1917, Russian theatre, Bolsheviks, Bolshoi Theatre, Maly Theatre, F. D. Batyushkov, L. V. Sobinov, A. I. Sumbatov-Yuzhin.

В архивных фондах выдающихся артистов А. И. Сумбатова-Южина и Л. В. Собинова в Российском государственном архиве литературы и искусства отложилась, среди прочих материалов, их переписка друг с другом, а также с филологом и театральным критиком Ф. Д. Батюшковым. В бумагах Ф. Д. Батюшкова, оказавшихся после его смерти в Рукописном отделе Института русской литературы РАН имеются, в свою очередь, письма Л. В. Собинова и А. И. Южина. Большая часть писем датирована 1917 г., когда эти видные представители интеллигенции были связаны служебными отношениями: Ф. Д. Батюшков с 22 апреля занимал должность главноуполномоченного по государственным театрам, А. И. Южин был еще в марте назначен комиссаром московских государственных театров, а с апреля состоял уполномоченным по Малому театру, в то время как Л. В. Собинов был уполномоченным по Большому театру. А. И. Южин и Л. В. Собинов, таким образом, являлись подчиненными Ф. Д. Батюшкова, хотя и не вполне признавали субординацию, яростно отстаивая «автономию» Малого и Большого театров от петроградского руководства. Однако свержение и арест Временного правительства, а затем кровавые бои в Москве, в ходе которых был разгромлен Малый театр, казалось, оттеснили на задний план все прежние противоречия между Ф. Д. Батюшковым, А. И. Южиным и Л. В. Собиновым. Все трое были шокированы и возмущены происходившим в стране. Их переписка за ноябрь – декабрь 1917 г., большей частью до сих пор не опубликованная и не введенная в научный оборот, представляет большой интерес и для историков театра, и для исследователей истории революции, в том числе периода так называемого «саботажа» служащих, не признававших легитимность Советского правительства.

Первое (после Октябрьской революции) письмо А. И. Южину Ф. Д. Батюшков, живший в Петрограде, написал 6 ноября. «До сих пор не имеем вполне точных и обстоятельных сведений о том, что произошло в Москве. Но воображаю, что Вы должны были пережить за эти ужасные дни! Подробности будем узнавать исподволь, так как начали выходить газеты». Ф. Д. Батюшков предположил, что с находившимся в то время в Москве комиссаром над бывшим Министерством двора Ф. А. Головиным «Вы, вероятно, виделись и переговорили о том, какой тактики надо держаться. Я отстраняюсь, если в состав хотя бы социалистического Правительства войдут террористы-большевики. Но пока посторонним вмешательством не будет пресечена жизнь Госуд[арственных] театров, мы все-таки, после нового трехдневного траура, возобновляем деятельность. В каком положении Малый театр? Если Вы не предполагаете тотчас возобновлять спектакли, то у меня к Вам была бы большая просьба: не сочтете ли Вы возможным приехать в Петроград – выступить в Фамусове?». Уговаривая А. И. Южина выступить на Александринской сцене в одной из лучших своих ролей, Ф. Д. Батюшков писал: «Подумайте и сообщите Ваш ответ, который буду ждать. Пусть хоть одно радостное явление в жизни театра на мрачном фоне окружающей действительности».

Письмо Ф. Д. Батюшкова доставил А. И. Южину Л. В. Собинов, захвативший его с собой по пути из Петрограда в Москву. 7 ноября, еще до отъезда из столицы, Л. В. Собинов написал краткую записку главноуполномоченному: «Прилагаю вырезку из сегодняшних известий о назначении Луначарского. Мне хотелось бы знать, находите ли Вы возможным сохранять теперь Ваши полномочия. Желательно, конечно, поступать солидарно. Я, к сожалению, не знаю московских настроений, но сам лично думаю, что надо уходить». 9 ноября, пересылая письмо Ф. Д. Батюшкова А. И. Южину, Л. В. Собинов прибавил от себя: «Я только что приехал. Нам надо поскорей увидеться». А. И. Южин откликнулся на следующий день, 10 ноября: «Сердечно благодарю за доставление письма Ф. Д. Батюшкова. Рад, что Вы целы… и что нас застали целыми, впрочем, едва на ½ в Малом театре! Нас разгромили. Давайте условимся завтра, в субботу, в 1 час дня съехаться в Канцелярии и обсудить все совместно. До завтрашнего переговора задержу и отправку Батюшкову документов по М[алому] т[еатру], чтобы нам действовать вместе и согласно наших решений».

Переписка Ф. Д. Батюшкова, А. И. Южина и Л. В. Собинова за последние месяцы 1917 г. демонстрирует три разные стратегии действий, которым были привержены эти театральные руководители. Для Ф. Д. Батюшкова в то время на первом месте была политическая цель; он считал для себя вопросом чести неподчинение «террористам»-большевикам и пробовал сплотить на этой основе подчиненное ему театральное ведомство. А. И. Южин в общем разделял подобный взгляд на ленинскую партию, но, в отличие от Ф. Д. Батюшкова, он, крупный артист, чувствовал гораздо большую связь с театром вообще и с Малым театром в особенности, на сцене которого служил всю жизнь. Этим вызывались колебания А. И. Южина, его нерешительность в вопросе «ухода» с административного поста, если все же представители Совета народных комиссаров заставят театры подчиниться. Л. В. Собинов был наименее надежным участником единого антибольшевистского фронта, который пытался выстроить в казенных театрах Ф. Д. Батюшков. Хотя великий певец также воспринял Октябрьскую революцию негативно и даже собирался подавать в отставку, он не смог побороть и своей прежней неприязни к главноуполномоченному. Критическое отношение Л. В. Собинова, а также желание А. И. Южина координировать с ним свои действия во многом способствовали тому, что московские государственные театры, в отличие от петроградских, так и не выразили Ф. Д. Батюшкову в декабре 1917 г. столь нужную ему безусловную политическую поддержку.

Список литературы

Бобровников, В. В. Театр и кино в повседневной жизни населения Петрограда в феврале – октябре 1917 года // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2022. – № 2. – С. 51–59.

Соловьева, И., Егошина, О. Письма в Художественный театр. 1917–1918 // Вопросы театра. - 2020. - № 3–4. - С. 272–301.

Шиян, Е. В. Ранний советский театр и зритель: формирование нового миропонимания (1917–1920-е гг.) // Актуальные проблемы современного социогуманитарного знания. Сборник статей Национальной всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Центр социальных агроинноваций СГАУ, 2020. - С. 81–88.

References

BOBROVNIKOV, V. V. Teatr i kino v povsednevnoi zhizni naseleniya Petrograda v fevrale – oktyabre 1917 goda [Theater and cinema in the daily life of the population of Petrograd in February – October 1917. In Russ.] IN: Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S. A. Esenina [Bulletin of the S. A. Esenin Ryazan State University], 2022, no. 2, pp. 51–59.

SOLOVYOVA, I., EGOSHINA, O. Pis'ma v Khudozhestvennyi teatr. 1917–1918 [Letters to the Art Theater: 1917–18. In Russ.]. IN: Voprosy teatra, 2020, no. 3–4, pp. 272–301.

SHIYAN, E. V. Rannii sovetskii teatr i zritel': formirovanie novogo miroponimaniya (1917–1920-e gg.) [Early Soviet theater and its spectator: The formation of a new worldview (1917–20s). In Russ.]. IN: Aktual'nye problemy sovremennogo sotsiogumanitarnogo znaniya. Sbornik statei Natsional'noi (vserossiiskoi) nauchno-prakticheskoi konferentsii [Significant problems of modern social and humanitarian knowledge. Proceedings of the National (all-Russian) research-to-practice. In Russ.]. Saratov, Tsentr sotsial'nykh agroinnovatsii SGAU publ., 2020, pp. 81–88.

Сведения об авторах

Гордеев Пётр Николаевич, доктор исторических наук, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, кафедра русской истории (XIX–XXI вв.), старший научный сотрудник, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-911-280-39-04, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Gordeev Petr Nickolaevich, PhD in History, A. I. Herzen State Pedagogical University of Russia, department of Russian history (19th – 21st centuries), senior researcher, St. Petersburg, Russian Federation, +7-911-280-39-04, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 12.02.2022 г., опубликована (для цитирования):

Гордеев, П. Н. «Все мы летим в пропасть». Переписка Ф. Д. Батюшкова, Л. В. Собинова и А. И. Сумбатова-Южина в ноябре – декабре 1917 г. // Вестник архивиста. – 2023. - № 1. – С. 86-99. doi 10.28995/2073-0101-2023-1-86-99

Submitted 12.02.2022, published (for citation):

GORDEEV, P. N. “Vse my letim v propast'”. Perepiska F. D. Batyushkova, L. V. Sobinova i A. I. Sumbatova-Yuzhina v noyabre – dekabre 1917 g. [“We Are All Flying into the Abyss”: Correspondence of F. D. Batyushkov, L. V. Sobinov, and A. I. Sumbatov-Yuzhin in November – December 1917. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 1, pp. 86-99. doi 10.28995/2073-0101-2023-1-86-99

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.