Рукописный текст садханы «Юток-ньинтик» Халха Дамцик Дордже из тибетского фонда Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН. XIX в.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 930.253+930.23+930.24+129+930.271+294.3

doi 10.28995/2073-0101-2023-1-22-33

Жабон, Ю. Ж.

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Рукописный текст садханы «Юток-ньинтик» Халха Дамцик Дордже из тибетского фонда Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН. XIX в.

Zhabon, Yumzhana Zh.

Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies at the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Russian Federation

Manuscript of the gYu thog snying thig’s sādhana by Khalkha Damtsik Dorje from the Tibetan Fond of the Center of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies at the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences: The 19th Century

Аннотация

Изучение письменного наследия крупнейших буддийских деятелей Монголии и Бурятии, позволяющее правильно понять и объективно оценить все аспекты духовной жизни монголоязычных народов и взаимодействия монгольско-тибетских культурных традиций, является приоритетным направлением исследований российских центров в области тибетологии и монголоведения. Актуальность исследования обусловлена тем, что в отечественной востоковедной литературе практически нет работ, рассматривающих тексты из цикла медицинских учений «Юток-ньинтик», составленных монгольскими авторами. Основной целью данной статьи является источниковедческий анализ сочинения под названием «Дудци-ньинпо» (gYu thog snying thig rigs bsdus kyi sgrub thabs bdud rtsi’i snying po), авторство которого приписывается монгольскому буддийскому деятелю Халха Дамцик Дордже (1781–1855) и в западной и отечественной тибетологии до сих пор специально не изучалось. Материалом для исследования послужил рукописный вариант этого сочинения, хранящийся в медицинской коллекции тибетского фонда Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ЦВРК ИМБТ СО РАН). Показывается специфика текстов, созданных тибетскими мастерами на протяжении столетий и входящих в состав богатейшей антологии «Юток-ньинтик», которая условно разделена нами на три части: буддийские, медицинские и обрядовые тексты. Рассматриваемое сочинение «Дудци-ньинпо», согласно предлагаемой нами классификации, относится к первой группе текстов, а именно практике «трех корней» стадии зарождения кьерим. Сочинение написано в жанре садхана к циклу медицинских учений «Юток-ньинтик» и имеет соответствующую ей структуру: предварительную часть (принятие прибежища, зарождение бодхичитты), основную часть (визуализацию будд и дакини, повторение мантры) и заключительную часть (посвящение заслуг всем живым существам). В статье показано, что «Дудци-ньинпо» представляет собой сокращенную версию садханы «Паксам-джондре» (gYu thog snying thig gi sgrub thabs rgyun ʼkhyer dpag bsam ljon ʼbras), включенной в 10-й том собрания сочинений Халха Дамцик Дордже. Установлено, что эти две версии отличаются друг от друга лишь объемом изложения, теми или иными особенностями описания некоторых частей практики. Приводится сравнительный анализ особенностей содержания обширного и сокращенного варианта садханы. В результате исследования этих двух садхан был сделан вывод о том, что автором «Дудци-ньинпо» действительно является Халха Дамцик Дордже. Введение в научный оборот ранее неизвестного сочинения Халха Дамцик Дордже, выявленного в тибетском фонде ЦВРК ИМБТ СО РАН, обогащает источниковую базу современных исследований в области традиционных духовных практик, истории развития буддизма и тибетской медицины в Монголии и Тибета XIX в.

Abstract

The study of the written heritage of prominent Buddhist figures in Mongolia and Buryatia is an important area of research for Russian centers in the field of Tibetology and Mongolian studies, as it provides correct understanding and objective evaluation of all aspects of spiritual life of the Mongolian-speaking peoples and interaction of Mongolian-Tibetan cultural traditions. The present study is relevant because, in the Russian oriental studies, works considering texts from the cycle of medical teachings gYu thog snying thig, compiled by Mongolian authors, are almost non-existent. The main purpose of this article is source analysis of the work called bDud rtsi'i snying po (gYu thog snying thig rigs bsdus kyi sgrub thabs bdud rtsi'i snying po), the authorship of which is attributed to the Mongolian Buddhist figure Khalkha Damtsik Dorje (Khal kha dam tshig rdo rje, 1781–1855). In Western and Russian Tibetology, this work has not yet been specially studied. The study has used the handwritten version of this work, stored in the medical collection of the Tibetan fond of the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan studies at the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (COMX IMBT RAS). The article shows the particularity of texts created by Tibetan masters over the centuries and included in the gYu thog snying thig’s rich anthology, which we tentatively divide into three parts: Buddhist, medical, and ritual texts. According to our classification, the considered work bDud rtsi'i snying po belongs to the first group of texts, more specifically, to the practice of the “three roots” (rtsa ba gsum) of the generation stage (skyed rim): Outer, Inner, and Secret Guru Yoga practice. The composition is written in the sādhana genre for the cycle of medical teachings gYu thog snying thig and has a structure corresponding to it: the preliminary part (taking refuge, the development of bodhichitta), the main part (visualization of the buddhas and ḍākiṇīs, repeating the mantra), and the final part (dedication of merit to all living beings). The article shows that bDud rtsi'i snying po is an abridged version of the dPag bsam ljon ʼbras sādhana (gYu thog snying thig gi sgrub thabs rgyun ʼkhyer dpag bsam ljon ʼbras), included by Khalkha Damtsik Dorje in the 10th volume of the collected works (gsung ‘bum). It has been established that these two versions differ only in text length and certain features in the description of some parts of the practice. A comparative analysis of key elements in the content of extensive and abbreviated sādhana versions is provided. The study of these two sādhanas proves that the author of the bDud rtsi'i snying po was Khalkha Damtsik Dorje. The introduction into scientific use of this previously unknown work of Khalkha Damtsik Dorje, found in the Tibetan fund of the COMX IMBT RAS, enriches the source base of modern research in the field of traditional spiritual practices and history of the development of Buddhism and Tibetan medicine in Mongolia and Tibet in the 19th century.

Ключевые слова

Юток-ньинтик, Дудци-ньинпо, садхана, практика гуру-йоги, буддизм, Халха Дамцик Дордже, тибетская медицина, история религии.

Keywords

gYu thog snying thig, bDud rtsi’i snying po, sādhana, Guru Yoga practice, Buddhism, Khalkha Damtsik Dorje, Tibetan medicine, history of religion.

В истории духовной культуры монголоязычных народов буддизм является важнейшим элементом, и на протяжении многих столетий здесь придают особое значение изучению письменного наследия крупнейших буддийских деятелей Монголии и Бурятии. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в российской востоковедной литературе практически нет работ, рассматривающих тексты «Юток-ньинтик», составленных монголоязычными авторами. Исходя из общности монгольско-тибетских духовных, письменных культурных традиций, без серьезного изучения текстов «Юток-ньинтик» невозможно правильно понять и оценить все аспекты духовной жизни монголоязычных народов.

Характерной особенностью всего цикла медицинских учений «Юток-ньинтик» (gYu thog snying thig, «сердечная сущность [учения] Юток»), является наличие больших коллекций текстов, которые, несмотря на общее название, могут располагать различным набором произведений неоднородного содержания, составленных различными авторами в разные периоды времени. Однако в основе этих коллекций всегда есть определенная группа текстов под названием «Солнечные лучи сострадания, рассеивающие тьму страдания» (gYu thog snying thig las byin rlabs bla ma sgrub pa´i chos skor sdug bsngal mun sel thugs rje’i nyi ‘od), которая формирует так называемый «коренной текст» по практике «Юток-ньинтика». Согласно тибетской традиции, эти «коренные тексты» были записаны Сумтон Еше Сунг (Sum ston ye shes gzungs, XII в.) со слов самого Юток Йонтен Гонпо (gYu thog gsar ma yon tan mgon po, 1126–1202) – предполагаемого автора тибетского медицинского канона «Чжуд-ши» (rGyud bzhi) и собственно цикла учений «Юток-ньинтик». Они включают также дополнительные комментарии, написанные Суркарва Ньямни Дордже (Zur mkhar ba mnyam nyid rdo rje, 1437–1475) – основателя тибетской медицинской школы сур.

По содержанию, тематике сочинений всю эту богатейшую антологию «Юток-ньинтик», включая «коренные тексты» и произведения других авторов к циклу, можно условно разделить на три части. Первую часть представляют собой тексты, относящиеся к буддизму. Они содержат все аспекты тантрического учения ваджраяны, принятой в традиции тибетской буддийской школы ньингма (rnying ma): предварительные практики, стадия зарождения кьерим (bskyed rim), стадия завершения дзогрим (rdzogs rim). Из них стадия зарождения кьерим состоит из текстов садханы по практике «трех корней» (rtsa ba gsum): четырех форм практики гуру или гуру-йоги (bla sgrub, bla ma’i rnal ‘byor) «Юток-ньинтик», практики идама (yi dam) и дакини (mkha’ gro ma), а стадия завершения дзогрим (rdzogs rim) включает практику «шести йог» (chos drug) и учение дзогчен (rdzogs chen). Вторая часть содержит медицинские тексты, где даются описания материя медика и исследования о болезнях, их причинах и симптомах, специальных методов лечения и особых способов пульсовой диагностики, инструкции по выполнению комплекса упражнений янтра-йоги (‘khrul ‘khor) и т. д. В третью группу входят тексты по дополнительным практикам и обрядам, такими как ритуал долголетия, подношение торма (gtor ma) девяти классам защитников, приготовление и благословение лекарственных средств мендруп (sman sgrub), рекомендации по чтению лечебных и защитных мантр и т. д.

Из всего этого многообразия разновременных текстов по «Юток-ньинтик», созданных тибетцами, и тем, рассмотренных ими, некоторое внимание западных исследователей уделялось лишь отдельным вопросам. Рассматривали учение в целом как составную часть духовной практики в тибетской медицинской традиции, историю возникновения «Юток-ньинтик», практику мендруп, тогда как к текстам, составленным монгольскими учеными по различным аспектам «Юток-ньинтик», почти не обращались.

Выдающемуся тибетоязычному монгольскому ученому Халха Дамцик Дордже (1781–1855) принадлежит видная роль в развитии тибетской школы гелук (dge lugs pa), которой традиционно придерживались монголоязычные народы, начиная с XVI в. Он является автором множества работ, в которых разрабатываются различные религиозно-философские аспекты, принятые в гелук, их концепции и подходы к разного рода тантрийским ритуальным практикам. Вместе с тем Халха Дамцик Дордже внес огромный вклад в распространение традиции риме (ris med), не ограничивающей религиозную деятельность рамками какой-либо одной тибетской школы. Однако, несмотря на то что сохранилась обширная биография Халха Дамцик Дордже, до сих пор за пределами Тибета и Монголии мало знают о жизни и творчестве этого ученого, многое из его обширного письменного наследия. Особенно показательны в этом смысле его работы из цикла медицинских учений «Юток-ньинтик», которые практически неизвестны даже специалистам.

В медицинской коллекции тибетского фонда Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ЦВРК ИМБТ СО РАН) хранятся три работы по «Юток-ньинтик», которые приписываются перу Халха Дамцик Дордже. Все они представляют собой, по сути, переписанные от руки копии неустановленных ксилографических изданий, возможно, монгольских. Из них особый интерес вызывает небольшой текст под названием «Дудци-ньинпо».

Целью статьи является источниковедческий анализ и установление авторства «Дудци-ньинпо». Этот текст, полное название которого «Дудци-ньинпо» («Экстракт амриты») – садхана всех семейств «Юток-ньинтика» (gYu thog snying thig rigs bsdus kyi sgrub thabs bdud rtsi’i snying po), хранится в коллекции ЦВРК под шифром TTM-139. Он написан от руки на белой русской бумаге, содержит 6 строк и занимает 2 листа форматом 8,7x44,4 см. Сам текст написан черной тушью, а название на титульном листе и отдельные выражения, не относящиеся собственно к тексту садханы, подчеркнуты красной краской. В самом «Дудци-ньинпо» отсутствуют сведения об авторе текста. Также нет никаких упоминаний об этом сочинении и в сумбуме (gsung ‘bum) или полном собрании сочинений Халха Дамцик Дордже – предполагаемого автора.

Необходимо подчеркнуть, что изучение всей совокупности медицинской и ритуальной литературы, духовно-практических аспектов «Юток-ньинтик» имеет важное значение для всестороннего исследования, как буддийской практики монголоязычных народов, существующей и в настоящее время, так и истории буддизма в Тибете и Монголии в целом.

Список литературы

Жабон, Ю. Ж. Аннотированный каталог медицинской коллекции тибетского фонда ЦВРК ИМБТ СО РАН. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. – 242 с.

Жабон, Ю. Ж. Краткое описание жизни и творчества Дамцик Дордже (1781–1855) // Культура Центральной Азии: письменные источники. – 2019. –№ 12. – С. 44–55.

EHRHARD, F.-K. A Short History of the g.Yu thog snying thig. Indica et Tibetica: Festschrift für Michael Hahn. Zum 65. Geburtstag von Freunden und Schülern überreicht, edited by Konrad Klaus and Jen-Uwe Hartmann. Vienna: Arbeitskreis für tibetische und buddhistische Studien, Universität Wien, 2007, pp. 151–170.

GARRETT, F. The Alchemy of Accomplishing Medicine (sman sgrub): Situating the Yuthok Heart Essence (G.yu thog snying thig) in Literature and History // J Indian Philos, 2009, no. 37, pp. 207–230.

SAMUEL, G. Introduction: Medicine and Healing in Tibetan Societies. East Asian Science, Technology and Society: An International Journal, 2013, no. 7, pp. 335–351.

References

ZHABON, Yu. Zh. Annotirovannyi katalog meditsinskoi kollektsii tibetskogo fonda TSVRK IMBT SO RAN [Annotated Catalog of the Medical Collection of the Tibetan Fund of the COMX IMBT RAS. In Russ.]. Ulan-Ude, Izd-vo BNTS SO RAN publ., 2012, 242 p.

ZHABON, Yu. Zh. Kratkoe opisanie zhizni i tvorchestva Damtsik Dordzhe (1781–1855) [Brief description of the life and work of Damtsik Dorje (1781–1855). In Russ]. IN: Kul'tura Tsentral'noi Azii: pis'mennye istochniki, 2019, no. 12, pp. 44–55.

EHRHARD, F.-K. A Short History of the gYu thog snying thig. IN: KLAUS, Konrad; HARTMANN, Jen-Uwe (eds.). Indica et Tibetica: Festschrift für Michael Hahn. Zum 65. Geburtstag von Freunden und Schülern überreicht. Vienna, Arbeitskreis für tibetische und buddhistische Studien, Universität Wien, 2007, pp. 151–170.

GARRETT, F. The Alchemy of Accomplishing Medicine (sman sgrub): Situating the Yuthok Heart Essence (Gyu thog snying thig) in Literature and History. IN: J Indian Philos, 2009, no. 37, pp. 207–230.

SAMUEL, G. Introduction: Medicine and Healing in Tibetan Societies. IN: East Asian Science, Technology and Society: An International Journal, 2013, no. 7, pp. 335–351.

Сведения об авторах

Жабон Юмжана Жалсановна, кандидат исторических наук, Российская академия наук, Сибирское отделение РАН, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, центр восточных рукописей и ксилографов, старший научный сотрудник, г. Улан-Удэ, Российская Федерация, 8-950-380-17-51, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Zhabon Yumzhana Zhalsanovna, PhD in History, Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs, senior researcher, +7-950-380-17-51, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 21.07.2022 г., опубликована (для цитирования):

Жабон, Ю. Ж. Рукописный текст садханы «Юток-ньинтик» Халха Дамцик Дордже из тибетского фонда Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН. XIX в. // Вестник архивиста. – 2023. - № 1. – С. 22-33. doi 10.28995/2073-0101-2023-1-22-33

Submitted 21.07.2022, published (for citation):

ZHABON, Yu. Zh. Rukopisnyi tekst sadkhany “Yutok-n'intik” Khalkha Damtsik Dordzhe iz tibetskogo fonda Tsentra vostochnykh rukopisei i ksilografov Instituta mongolovedeniya, buddologii i tibetologii Sibirskogo otdeleniya RAN. XIX v. [Manuscript of the gYu thog snying thig’s sādhana by Khalkha Damtsik Dorje from the Tibetan Fond of the Center of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies at the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences: The 19th Century. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 1, pp. 22-33. doi 10.28995/2073-0101-2023-1-22-33

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.