Коллекция детских писем 1899-1936 гг. в архиве А. М. Горького Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 82-6+930.253+94(47)

doi 10.28995/2073-0101-2022-4-1198-1211

Кудрина, Е. В.

Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация

Коллекция детских писем 1899-1936 гг. в архиве А. М. Горького Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук

Kudrina, Elena V.

А. M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

Collection of Children's Letters in the A.M. Gorky Archive of the A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences

Аннотация

Статья посвящена исследованию одного из разделов архива А. М. Горького в Институте мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук (АГ ИМЛИ РАН). Раздел содержит большую коллекцию детских писем, адресованных «великому пролетарскому писателю». В архиве хранятся письма детей с 1899-го по 1936 год. Всего писем детей в коллекции около 3 000. При изучении коллекции применялись системный и информационный методы, базирующиеся на принципе комплексного изучения документов, они позволили рассмотреть документы как элементы единой системы и изучить их содержание. Источниковедческий анализ дал возможность изучения внутренних и внешних особенностей документов, а также помог выработать основания для классификации и систематизации документов в пределах архивной коллекции. Типологический и историко-функциональный методы исследования позволили классифицировать письма и рассмотреть их в меняющихся социокультурных контекстах. Коллекция детских писем разнородна и обширна. Большая ее часть не подвергалась подробному научному анализу. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью детального рассмотрения и всестороннего осмысления материалов коллекции. Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в самых разных научных аспектах: исторических, биографических, источниковедческих, текстологических, литературоведческих, культурологических и др. Основанием для проведения исследования является недостаточная изученность коллекции детских писем, хранящихся в архиве и представляющих научный интерес. Авторами произведено описание и изучение коллекции детских писем А. М. Горькому, введение в научный оборот значительного объема интересного, ранее не рассматриваемого материала и его предварительный анализ. При использовании типологического анализа были выделены три группы писем: индивидуальные, коллективные и письма взрослых. Этот же метод позволяет разделить письма по социальному, возрастному, географическому принципу. Жанрово-тематический анализ помог распределить письма на подгруппы, объединенные общими формальными, содержательными и функциональными признаками: письма-просьбы, письма-благодарности, письма-рецензии, письма-отзывы на художественные и публицистические произведения Горького, письма-отчеты, письма-приветствия, письма-приглашения, письма-жалобы. Помимо собственно текстов писем, в архиве хранятся также рисунки, иллюстрации, открытки, фотографии детей и литературное детское творчество самых разных жанров (стихи, сказки, рассказы, пьесы). Содержательный анализ материалов позволяет сделать вывод, что письма детей вносят вклад в изучение социальной истории, литературного процесса и эпистолярного наследия первой половины ХХ в.; способны предоставить новые сведения для тех, кто занимается историей педагогики, текстологией, литературоведением. Комплексный анализ коллекции позволяет рассмотреть детские письма в историческом и литературном контексте эпохи. На основе анализа архивных документов сделан вывод о том, что Горький выступал инициатором переписки и стимулировал детское писательское творчество. Письма демонстрируют, что писатель воспринимался юными современниками в качестве помощника и защитника, а его произведения и общественная деятельность имели огромное воспитательное значение. Некоторые письма в коллекции содержат пометки Горького, они показывают отношение писателя к просмотренному материалу. Детские письма дают исследователям дополнительное представление о личности А. М. Горького и его адресатов. Важным результатом комплексного изучения архивного материала является открытие информационных возможностей и источниковедческого потенциала коллекции детских писем в АГ ИМЛИ РАН.

Abstract

The article is devoted to the review of one of the sections of the A. M. Gorky Archive of the A. M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences (AG IMLI RAN). The section contains a large collection of children's letters addressed to the “great proletarian writer.” The archive stores letters from children dating from 1899 to 1936. There are about 3000 children’s letters in the collection. Systematic and information methods have been used to study the collection; based on the principle of comprehensive study of documents, they have permitted to consider documents as elements of one system and to study the content. Source analysis has made it possible to study the internal and external features of documents and also helped to develop the basis for their classification and systematization within the archival collection. Typological and historical-functional research methods have made it possible to classify letters and consider them in the changing socio-cultural contexts. The collection of children's letters at the AG IMLI RAN is diverse and extensive. Most of it has not been subjected to detailed scientific analysis. The relevance of the research topic is due to the need for detailed consideration and comprehensive understanding of the materials of the collection. Scientific and practical significance of the research lies in the possibility of using its results in a variety of scientific aspects: historical, biographical, source studies, textual, literary, cultural, etc. The reason for the study is insufficient knowledge of the collection of children's letters stored in the archive, which are of scientific interest. The purpose of the study is to describe and to study the collection of children's letters to M. Gorky, to introduce interesting material into scientific use and to provide its preliminary analysis. When using typological analysis, three groups of letters have been identified: individual, collective, and those from adults. The same method has made it possible to divide letters by social, age, geographical principle. The genre-thematic analysis has helped to divide the letters into subgroups united by common formal, substantive, and functional features: letters of request, letters of thanks, letters containing reviews, letters containing feedback on Gorky's artistic and journalistic works, letters with reports, letters of greeting, letters of invitation, letters of complaint. The archive also contains drawings, illustrations, postcards, photographs of children, and children's writings (poems, fairy tales, short stories, plays). Content analysis of the materials allows us to conclude that children's letters contribute to the study of social history, literary process, and epistolary heritage of the first half of the 20th century; they are able to provide new information for those who study the history of pedagogy, textual criticism, literary criticism. Systematic analysis of the collection allows us to consider children's letters in the historical and literary context of the era. Drawing on the analysis of archival documents, the conclusion is made that Gorky initiated the correspondence and stimulated children's writing. The letters demonstrate that the writer was perceived by his young contemporaries as assistant and defender, his works and public activities were of great educational value. Some letters in the collection contain Gorky’s notes, showing his attitude to the text. Children's letters supplement the knowledge of the personality of M. Gorky and his addressees. An important result of the comprehensive study of the archival material is discovery of information opportunities and source studies potential of the collection of children's letters in the AG IMLI RAN.

Ключевые слова

Исторические источники, источниковедение, детские письма, письма, А. М. Горький, архивные фонды.

Keywords

Historical sources, source studies, children's letters, letters, Gorky, archival fonds.

Архив А. М. Горького был создан 14 февраля 1937 г. в соответствии с постановлением Президиума ЦИК СССР и вошел в качестве структурного подразделения в Институт мировой литературы им. А. М. Горького. В 2022 г. Архив отмечает свое 85-летие. Комплектование, сохранение, научное описание, каталогизация, систематизация и организация использования архивных материалов, изучение творческого наследия А. М. Горького – основные направления деятельности архива. Отличительной особенностью архива является авторская систематизация, оказавшаяся настолько удачной, что послужила основой систематизации фондов АГ ИМЛИ РАН. В архиве принято подокументное описание и подокументная каталогизация материалов. Тщательно обрабатывается и каталогизируется не только каждый документ, принадлежащий Горькому, но и все материалы его корреспондентов. За единицу хранения принято одно письмо или рукопись, что отражается в каталоге, который постоянно дорабатывается и совершенствуется.

Статья посвящена анализу одного из разделов АГ, который содержит большую коллекцию детских писем, адресованных «великому пролетарскому писателю», описанию и изучению коллекции детских писем А. М. Горькому, введение в научный оборот значительного объема интересного для исследователей материала и его предварительный анализ.

АГ ИМЛИ РАН – живая организация, сохраняющая и приумножающая собрание документов, связанных с деятельностью А. М. Горького. Постоянно ведется работа по поиску новых материалов, их описанию и систематизации. Важнейшим и очень ценным для исследователей разделом архива является огромная переписка писателя с самыми разными людьми: деятелями литературы, искусства, культуры, науки, политики, с издательствами, с коллективами, рабочими, детьми. Письма Горького разным лицам (с черновыми автографами и вариантами) – свыше 10 000 ед. хр., письма разных корреспондентов Горькому – свыше 40 000 ед. хр. «Разбирая письма, коими осыпает меня “Русь”, завидую человеку, который будет рыться в моем архиве», – писал Горький 31 декабря 1928 своему биографу И. А. Груздеву.

Переписка – неотъемлемая составляющая литературной и общественной жизни Горького. По справедливому замечанию И. А. Бочаровой, это целостный сюжет в русской и мировой культуре, создателями которого выступают две стороны: писатель и его адресаты. Именно в феноменальной коммуникативности состоит уникальное свойство личности Горького. Писатель обладал даром одинаково интересно переписываться с маленькими читателями и взрослыми оппонентами, юными деткорами и серьезными учеными мужами, беспризорниками и политиками. Достаточно пролистать несколько томов писем Горького, чтобы убедиться в этом. Мастерство переписки оттачивалось Горьким на протяжении всей жизни, а общение с живыми людьми было насущной потребностью писателя.

Перспективным и актуальным видится публикация сборника детских писем, наподобие уже осуществленного в ИМЛИ РАН издания писем читателей произведений М. Шолохова, удостоенная в 2021 г. Премии Союза писателей России.

С одной стороны, письма позволяли писателю услышать своего читателя, поближе познакомиться с ним, получить ответы на интересующие вопросы. С другой стороны, переписка Горького с детьми в 1920–1930-е гг. – важная часть воспитания советского гражданина. Исследователю изучение переписки дает возможность проследить и проанализировать особенности коммуникации, выявить исторические закономерности. Детские письма Горькому – это многогранная коллекция, богатая на сюрпризы и открытия.

Собранные в архивохранилище АГ ИМЛИ РАН уникальные документы, в частности, детские письма, обогащают наши представления об эпохе и требуют дальнейшего глубокого изучения и осмысления.

Список литературы

Бочарова, И. А. Коммуникативность – феномен сознания Горького (эпистолярное наследие) // Концепция мира и человека в творчестве М. Горького. – М.: ИМЛИ РАН, 2009. – С. 356–373.

Матевосян, Е. Р. “Максим Горький” – это звучит лозунгом! Отклики граждан СССР на смерть Максима Горького // Тайна смерти Горького: документы, факты, версии. – М.: АСТ, 2017. – С. 74–103.

Пасс, А. А., Потемкина, М. Н. Архивные документы Российского государственного архива социально-политической истории как источник изучения экономической преступности в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Вестник архивиста. – 2021. – № 4. – С. 1064–1075. doi 10.28995/2073-0101-2021-4-1064-1075

References

BOCHAROVA, I. A. Kommunikativnost' – fenomen soznaniya Gor'kogo (epistolyarnoe nasledie) [Communication as Phenomenon of Gorky's Consciousness (Epistolary Heritage). In Russ.]. IN: Kontseptsiya mira i cheloveka v tvorchestve M. Gor'kogo [The Concept of World and Man in the Works of M. Gorky. In Russ.]. Moscow, IMLI RAN publ., 2009, pp. 356–373.

MATEVOSYAN, E. R. “ ‘Maksim Gor'kii’ – eto zvuchit lozungom!”. Otkliki grazhdan SSSR na smert' Maksima Gor'kogo [" ‘Maxim Gorky’ Sounds Like a Slogan!" Responses of the USSR Citizens to the Death of Maxim Gorky. In Russ.]. IN: Taina smerti Gor'kogo: dokumenty, fakty, versii [The Mystery of Gorky's Death: Documents, Facts, Versions. In Russ.]. Moscow, AST publ., 2017, pp. 74–103.

PASS, A. A., POTEMKINA, M. N. Arkhivnye dokumenty Rossiiskogo gosudarstvennogo arkhiva sotsial’no-politicheskoi istorii kak istochnik izucheniya ekonomicheskoi prestupnosti v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941–1945 gg. [Archival Documents from the Russian State Archive of Social and Political History as a Source for Studying Economic Crime in the Days of the Great Patriotic War of 1941–45. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2021, no. 4, pp. 1064–1075. doi 10.28995/2073-0101-2021-4-1064-1075

Сведения об авторах

Кудрина Елена Викторовна, кандидат филологических наук, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, отдел изучения и издания творчества А. М. Горького, старший научный сотрудник, г. Москва, Российская Федерация, 8-495-690-50-30, 8-903-728-51-95, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ORCID 0000-0002-2830-2671

About the authors

Kudrina Elena Viktorovna, PhD in Philology, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, department for study and publication of the works of A. M. Gorky, senior researcher, Moscow, Russian Federation, +7-495-690-50-30, +7-495-690-50-30, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ORCID 0000-0002-2830-2671

В редакцию статья поступила 24.01.2022 г., опубликована (для цитирования):

Кудрина, Е. В. Коллекция детских писем 1899-1936 гг. в архиве А. М. Горького Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук // Вестник архивиста. – 2022. - № 4. – С. 1198-1211. doi 10.28995/2073-0101-2022-4-1198-1211

Submitted 24.01.2022, published (for citation):

KUDRINA, E. V. Kollektsiya detskikh pisem 1899-1936 gg. v arkhive A. M. Gor'kogo Instituta mirovoi literatury im. A. M. Gor'kogo Rossiiskoi akademii nauk [Collection of Children's Letters in the A.M. Gorky Archive of the A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022, no. 4, pp. 1198-1211. doi 10.28995/2073-0101-2022-4-1198-1211

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.