«Scenes in the Soviet Russia. Summer of 1930». Фильм Франка Феттера о визите в СССР в 1930 г.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 930.25+94(47+57):77+94(47)+791.4

doi 10.28995/2073-0101-2022-4-1025-1041

Абилова, Р. О.

Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация

Крашенинникова, Т. П.

Казанский федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация

«Scenes in the Soviet Russia. Summer of 1930». Фильм Франка Феттера о визите в СССР в 1930 г.

Abilova, Ramina O.

Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation

Krasheninnikova, Tatiana P.

Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation

“Scenes in the Soviet Russia. Summer of 1930”: Frank Fetter`s Film about His Soviet Trip in 1930

Аннотация

В статье представлены результаты изучения любительского фильма «Scenes in the Soviet Russia. Summer of 1930» американского экономиста Франка Уитсона Феттера (1899-1991), снятого в Советском Союзе летом 1930 г. Вводный раздел статьи дает общую характеристику историографической ситуации в области исследования любительского кино, обозначаются использованные исторические методы для анализа фильма Ф. Феттера. В разделе «контекст создания» восстанавливаются условия киносъемки американца в СССР и обстоятельства бытования фильма. Ф. Феттер приехал в страну с намерением стать экспертом в области советской экономики. Он основательно подготовился к поездке – взял с собой фотоаппарат «Leica», 16-мм кинокамеру «Bell & Howell» и большой запас пленок. Ф. Феттер провел шесть дней в Москве и шесть недель в Казани, предпринял путешествие по Волге и Каспийскому морю, побывал на Кавказе, а затем вернулся в Москву на три дня, после чего отбыл в США. Во время поездки он сделал около 300 фотографий и 40-минутный фильм. В отличие от фотографий, уже введенных в научных оборот, фильм неизвестен ученым и широкой аудитории. В разделе «эстетика и сюжетная канва фильма» рассматривается содержание и выразительные приемы фильма. Его можно условно разделить на три части: пребывание в Москве, посещение Татарской автономной республики (ТАССР), путешествие по Волго-Каспию. Отправной точкой для его анализа послужило исследование Пьера Бурдье о любительской фотопрактике. Согласно его выводам, каждая группа людей выбирает некую гамму сюжетов, жанров и композиций для съемки, то есть изображение социально обусловлено. Ареал киногеничного Ф. Феттера был определен его исследовательскими интересами и опытом. Авторские черновые записи подтверждают, что в центре его внимания во время киносъемки находилась экономическая сфера. Выразительные средства фильма направляют взгляд зрителя на эти сюжеты. В процессе наблюдения за повседневной жизнью Ф. Феттер запечатлел городскую и сельскую транспортную инфраструктуру, торговые отношения, акты купли-продажи и ассортимент товаров, наличие живых очередей. Во время посещения сельской местности Ф. Феттер наблюдал уборку урожая и снимал разные стадии этого процесса. В фильме сделан акцент на производственно-материальной базе единоличных и коллективных хозяйств, организации и условиях труда крестьян, жилых и хозяйственных постройках, деталях быта. Волго-Каспийский вояж позволил запечатлеть состояние водного транспорта, условия пассажирских перевозок и транспортировки товаров. Особое внимание он уделил съемке пропагандистских материалов, актуальных для 1930 г. Таким образом, фильм репрезентирует профессиональные интересы автора и раскрывает социально-экономическую ситуацию в период слома НЭПа и перехода к политике форсированной индустриализации и коллективизации.

Abstract

The article presents results of studying the amateur film “Scenes in the Soviet Russia. Summer of 1930” by the American economist Frank Whitson Fetter (1899–1991) filmed in the Soviet Union in the summer of 1930. Firstly, it reviews historiography of amateur cinema and notes methods used in the research on Fetter's film. The section “Context of creation” reconstructs conditions of filming the movie in the USSR and circumstances of its currency. Fetter came to the country with intention of becoming expert in Soviet economics. He came well prepared: he had a Leica camera, a 16 mm Bell & Howell movie camera, and large supply of films. Fetter spent six days in Moscow and six weeks in Kazan, voyaged on the Volga and the Caspian Sea, visited the Caucasus, and then returned to Moscow for three days and went back to the United States. During his trip, he took about 300 photographs and made a 40-minute movie. While photographs have already been introduced into scientific use, the film remains unknown to scholars and wide audience. The section “Movie content and aesthetics” considers plot and film techniques and elements. The movie consists of three parts: his stay in Moscow, his visit to the Autonomous Tatar Republic (ATSSR), cruise on the Volga and the Caspian Sea. The starting point for the analysis was Pierre Bourdieu's research on amateur photography. According to his conclusions, each group of people chooses a certain range of objects, genres, and compositions for shooting, and thus, the image is socially constructed. Fetter's cinematic area was determined by his research interests and experience. His draft notes confirm that his focus during filming was on the economic sphere. The movie aesthetics direct the viewer's eye to these plots. While observing everyday life, Fetter captured urban and rural transport infrastructure, trade relations, purchase and sale process and range of goods, queues. When visiting the countryside, Fetter observed the harvest and filmed various stages of the process. The film focuses on production and material base of individual and collective farms, organization and conditions of peasants work, residential and farm buildings, details of everyday life. The Volga-Caspian voyage permitted to capture the state of water transport, conditions of passenger and goods transportation. He devoted particular attention to filming propaganda materials. Thus, the film represents his professional interests and highlights socio-economic situation during the New Economic Policy dismantlement and transition to forced industrialization and collectivization.

Ключевые слова

Исторические киноисточники, Франк Уитсон Феттер, любительский фильм, кинодокумент, интуристы, история кино, советская экономика.

Keywords

Historical cinematographic sources, Frank Whitson Fetter, amateur cinema, documentary films, foreigners in the USSR, film studies, Soviet economy.

Иностранцы, посетившие СССР в 1920-1930-е гг., оставили в память об этом событии многочисленные воспоминания, дневники, фотографии. Определенную нишу среди этих источников занимают любительские фильмы. Выпуск первых 16-мм кинокамер и кинопленок компанией Eastman Kodak в 1923 г. открыл эру любительского кино. Мощное развитие киноиндустрии, появление недорогих компактных любительских кинокамер и проекционной техники, популярность кинематографа и прорыв в маркетинге кинооборудования привлекли непрофессионалов к созданию и демонстрации фильмов.

Любители запечатлели те сферы жизни, которые оказались за пределами охвата большого кинематографа. Не предназначенные для показа широкой публике, их относят к нетеатральным или «эфемерным» фильмам, которые делались с конкретной целью (кроме создания произведения искусства), в определенное время, и многие из них сохранились к настоящему моменту совершенно случайно.

Последние годы наблюдается рост публикаций о любительском кино. В их число входят работы о домашних фильмах (“home movies”) и фильмах, снятых «продвинутыми» («серьезными») любителями. Первую группу исследователи рассматривают как форму «народной материальной культуры» или версию неофициальной истории, отмечая эстетическую простоту домашних фильмов. Они не редактировались и ограничивались принципом «навел и снял» (“point-and-shoot”).

Другие исследования обращены к так называемым «отшлифованным фильмам» («polished filmmaking»), подразумевающих планирование съемки, монтаж, использование (постпродакшн). В монографии Ч. Теппермана, посвященной развитию «первой волны» кинолюбительства, рассматривается организованное любительское кинопроизводство в 1923-1960 гг. и проводится анализ сохранившихся фильмов. Автор раскрывает контексты «продвинутого» любительского кино и формулирует их эстетические и стилистические тенденции.

Одна из сложностей в изучении фильмов о советской жизни заключается в их рассредоточенности по частным коллекциям разных стран. С одной стороны, они остаются в аутентичной среде своего бытования. С другой - они хранятся в ненадлежащих условиях и могут погибнуть. В результате существует разрозненный любительский киноархив советской повседневности: «Мы его не видим, но он есть». Главной задачей исследователя становится выявление любительских фильмов и их введение в научный оборот.

Статья посвящена незвуковому фильму американского экономиста Франка Уитсона Феттера (1899-1991), снятому в Советском Союзе летом 1930 г. В отличие от его фотографий, фильм остается неизвестен публике и исследователям. По стечению обстоятельств он не был передан в коллекцию документов Библиотеки им. Дэвида М. Рубенштейна и продолжает храниться в частной коллекции.

Кинопрактика Феттера была подчинена как его имплицитным ценностям, так и эксплицитным намерениям продемонстрировать экономическую сферу. Изучение контекста создания и контента фильма подтвердило его обусловленность социальным статусом и прагматикой автора. Желание Феттера стать экспертом в области советской экономики и предшествующий опыт повлияли на его кинематографический взгляд документалиста, фиксирующего повседневные практики советского общества. В ареале киногеничного оказались сюжеты, связанные с исследовательскими интересами экономиста. Более того, при съемке и монтаже Феттер использовал разные выразительные средства для усиления акцента на предметах своего профессионального внимания. В результате, фильм представляет собой репрезентацию социально-экономической ситуации в СССР. Его введение в научный оборот в качестве кинодокумента позволит реализовать первичную интенцию Феттера — использовать фильм как источник для изучения советского общества периода перехода от нэпа к «наступлению социализма по всему фронту».

Список литературы

Бурдье, П., Болтански, Л., Кастель, Р., Шамборедон, Ж.-К. Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии / Пер с франц. Б. М. Скуратова; послесл. А. Т. Бикбова. - М.: Праксис, 2014. – 456 с.

NICHOLSON, H. N. Amateur Film: Meaning and Practice, 1927-1977. Manchester: Manchester University Press, 2012. – 296 p.

TEPPERMAN, C. Amateur cinema: the Rise of North American Movie Making, 1923-1960. Oakland, California: University of California Press, 2015. – 376 p.

ZIMMERMANN, P. R. Reel Families: A Social History of Amateur Film. Bloomington, Indiana University Press, 1995. – 187 p.

References

BOURDIEU, P., BOLTANSKI L., CASTEL, R., CHAMBOREDON, J.-C. Photography. A Middle-brow Art. Redwood City, Stanford University Press, 1996, 232 p. (Russ. ed.: BOLTANSKI L., CASTEL, R., CHAMBOREDON, J.-C. Obshchedostupnoe iskusstvo: opyt o sotsial'nom ispol'zovanii fotografii. Moscow. Praksis publ., 2014, 456 p.)

NICHOLSON, H. N. Amateur Film: Meaning and Practice, 1927-1977. Manchester, Manchester University Press, 2012, 296 p.

TEPPERMAN, C. Amateur cinema: the Rise of North American Movie Making, 1923-1960. Oakland, California, University of California Press, 2015, 376 p.

ZIMMERMANN, P. R. Reel Families: A Social History of Amateur Film. Bloomington, Indiana University Press, 1995, 187 p.

Cведения об авторах

Абилова Рамина Олеговна, кандидат исторических наук, Тюменский государственный университет, доцент, старший научный сотрудник, г. Тюмень, Российская Федерация, 8-3452-59-74-00, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Крашенинникова Татьяна Петровна, кандидат исторических наук, доцент, Казанский федеральный университет, Институт международных отношений, доцент, г. Казань, Российская Федерация, телефон 8843-292-20-90, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Abilova Ramina Olegovna, PhD in History, Tyumen State University, Associate Professor, Senior Researcher, Tyumen, Russian Federation, +7-3452- 59-74-00, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Krasheninnikova Tatiana Petrovna, PhD in History, associate professor, Kazan Federal University, Institute of International Relations, assistant professor, Kazan, Russian Federation, +7-843-292-20-90, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 7.06.2022 г., опубликована (для цитирования):

Абилова, Р. О., Крашенинникова, Т. П. «Scenes in the Soviet Russia. Summer of 1930». Фильм Франка Феттера о визите в СССР в 1930 г. // Вестник архивиста. – 2022. - № 4. – С. 1025-1041. doi 10.28995/2073-0101-2022-4-1025-1041

Submitted 7.06.2022, published (for citation):

ABILOVA, R. O., KRASHENINNIKOVA, T. P. “Scenes in the Soviet Russia. Summer of 1930”. Fil'm Franka Fettera o vizite v SSSR v 1930 g. [“Scenes in the Soviet Russia. Summer of 1930”: Frank Fetter`s Film about His Soviet Trip in 1930. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022, no. 4, pp. 1025-1041. doi 10.28995/2073-0101-2022-4-1025-1041

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.