Спасение святителя Макария в Новинском монастыре в июньский пожар 1547 года

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 930+94(470)+929

DOI 10.28995/2073-0101-2022-3-824-835

Давиденко, Д. Г.

Институт археологии РАН, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

Спасение святителя Макария в Новинском монастыре в июньский пожар 1547 года

Davidenko, Dmitry G.

Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

Deliverance of St. Macarius from the June Fire of 1547 in the Novinsky Monastery

Аннотация

В статье рассматривается зафиксированный в разных повествованиях и хорошо известный историкам средневековой Москвы, но специально почти не изучавшийся эпизод спасения митрополита Макария в при пожаре 1547 г., когда он задыхался в охваченном дымом кремлевском Успенском соборе. В историографии существуют мнения о трех московских монастырях как о месте его эвакуации: Новоспасском, Новодевичьем и Новинском. При этом данный вопрос не вызывал особой полемики, вероятно потому, что рассматривался частным и второстепенным, а также в связи с традиционной для историографии ХХ в. отстраненностью от церковно-краеведческой проблематики. Однако поставленная проблема представляет интерес для выяснения способов формирования историографических легенд, то есть ненамеренного искажения сведений старейших исторических источников в позднейших повествованиях, а также для определения степени близости того или иного столичного монастыря ко двору московских митрополитов. В настоящее время, после обнаружения Постниковского летописца, составленного в XVI в., большинство историков отталкиваются от содержащейся в нем информации о том, что местом эвакуации митрополита Макария выступал московский Новинский монастырь. А. А. Зимин, однако, таковым считал Новодевичий монастырь. Авторы исторических описаний московского Новоспасского монастыря, классики историографии XIX в. Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, а также некоторые исследователи конца ХХ в. В. Б. Кобрин, А. И. Плигузов полагают, что именно эта обитель выступала местом спасения митрополита. Как показано в предлагаемой статье, историографы XIX в. могли ориентироваться на памятники позднего летописания, относящиеся к XVII в. Во всяком случае, в Мазуринском летописце, созданном в 1680-е гг., четко сказано, что митрополита Макария отвезли «к Спасу на Новое». В статье приводятся соображения в пользу того, что автор Мазуринского летописца проявлял большой интерес именно к Новоспасскому монастырю, стимулированный, в свою очередь, видной ролью этой обители в системе церковной иерархии, особенно в эпоху первых Романовых. Версия Постниковского летописца о Новинском монастыре как о месте спасения владыки Макария долгое время не была учтена историками в силу неофициального характера источника и его малой распространенности. Попутно в статье даются экскурсы в историю Новодевичьего, Новинского и Новоспасского монастырей, комментируется статус обителей, а также их роль в истории средневековой Москвы и Русской Церкви в целом.

Abstract

The article examines an episode recorded in various narratives and well-known to historians of medieval Moscow, although never studied specifically — rescue of Metropolitan Macarius from the famous fire of 1547, when he was suffocating in the Kremlin Assumption Cathedral engulfed in smoke. The historiography cites three Moscow monasteries as possible place of his evacuation: Novospassky, Novodevichy, and Novinsky. This issue never caused controversy, as it was considered peripheral and secondary and because traditional 20th century historiography stepped away from church and local history issues. However, the problem may be of interest in order to clarify the mechanisms of historiographical legends formation (i.e. unintentional distortion of information from older historical sources in later narratives) and to determine the proximity of metropolitan monastery to the court of Moscow metropolitans. Presently, since the discovery of the Postnik Chronicler compiled in the 16th century, most historians stand by its information that the Moscow Novinsky Monastery was the place of Metropolitan Makarius’s evacuation. A.A. Zimin, however, considered it to be the Novodevichy convent. Authors of historical descriptions of the Moscow Novospassky Monastery, classics of the 19th century historiography (N.M. Karamzin, S.M. Solovyov), and some researchers of the late 20th century (V.B. Kobrin, A.I. Pliguzov) believe that this monastery was the place of metropolitan’s salvation. The article demonstrates that the 19th century historiographers could have drawn on late chronicle monuments of the 17th century. In any case, the Mazurinsky chronicle (1680s) clearly states that Metropolitan Makarius was taken “to the Savior on the New.” The article argues that the author of the Mazurinsky chronicler showed great interest in the Novospassky Monastery (New Monastery of the Savior), stimulated by the prominent role of this monastery in the church hierarchy, especially in the era of the first Romanovs. The inference of the Postnik chronicler that the Novinsky Monastery was the place of Makarius’s salvation have been long disregarded by historians due to unofficial nature of the source and its rarity. The article also forays in the history of the Novodevichy, Novinsky, and Novospassky monasteries, commenting on their status and role in the history of medieval Moscow and the Russian Church as a whole.

Ключевые слова

Исторические источники, Мазуринский летописец, Постниковский летописец, историографические легенды, митрополит Макарий, средневековая Москва, монастыри, летописные источники.

Keywords

Historical sources, Mazurinsky chronicler, Postnik chronicler, historiographical legends, Metropolitan Macarius, medieval Moscow, monasteries, chronicle sources.

В пожар 21 июня 1547 г. митрополит Макарий задыхался от дыма в Успенском соборе Кремля. Согласно Летописцу начала царства (ЛНЦ), он с посторонней помощью перебрался через кремлевскую стену со стороны реки Москвы около тайника: «начяша его с таиника спущати обязав ужищем на взруб к реке Москве». Канат оборвался, святитель ушибся: «и едва отдыха, и отвезоша его в его монастырь на Новое еле жива». Согласно припискам к Царственной книге, 23 июня у митрополита «на Новом» было совещание государя и приближенных, а 26 июня вспыхнуло восстание. В какой именно монастырь отвезли митрополита? Ответ на вопрос важен для выяснения и формирования историографических легенд, и степени близости обители к святительскому двору.

Во второй половине ХХ в. историки определяли его по-разному. Большинство называет митрополичий Новинский монастырь. А. А. Зимин писал, что святителя увезли в Новодевичий монастырь, хотя местом совещания считал Новинский монастырь. В. Б. Кобрин и А. И. Плигузов полагали, что митрополита увезли в Новоспасский монастырь.

Летописные произведения, хранящиеся в РГАДА и опубликованные во второй половине ХХ в., уточняют важный эпизод истории средневековой Москвы, а также обстоятельства его ошибочного прочтения. Новинский монастырь, несмотря на невысокий формальный статус, был близок к митрополиту и в силу этого являлся значимым сакральным участком Москвы.

Список литературы

Зимин, А. А. Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономической и политической истории России середины XVI в. – М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960. – 512 с.

Макарий (Веретенников), архим. Повесть о Московском пожаре 1547 года // Макарьевские чтения. Преподобный Серафим Саровский и русское старчество. XIX век. – Можайск: Терра, 2006. – С. 28–35.

Плигузов, А. И. О списках Судебника и духовной грамоты Ивана III // Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права. – М.: Парад, 2000. – С. 137–148.

Смирнов, И. И. Очерки политической истории Русского государства 30-50-х годов XVI века. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. – 516 с.

Усачев, А. С. О составе Освященного собора в 1566 г. // Представительные институты в России в контексте европейской истории. XV–середина XVII в. – М.: Древлехранилище, 2017. – С. 101–117.

Шмидт, С. О. У истоков российского абсолютизма: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. – М.: Прогресс–Культура, 1996. – 493 с.

References

ZIMIN, A. A. Reformy Ivana Groznogo. Ocherki sotsial'no-ekonomicheskoi i politicheskoi istorii Rossii serediny XVI v. [Reforms of Ivan the Terrible. Essays on Socio-Economic and Political History of Russia in Mid-16th Century. In Russ.]. Moscow, Izd-vo sotsial'no-ekonomicheskoi literatury publ., 1960, 512 p.

MAKARII (VERETENNIKOV), arhim. Povest' o Moskovskom pozhare 1547 g. [The Tale of the Moscow Fire of 1547. In Russ.]. IN: Makar'evskie chteniya. Prepodobnyi Serafim Sarovskii i russkoe starchestvo. XIX vek [Makarius Readings. St. Seraphim of Sarov and the Russian Starets. The 19th Century. In Russ.]. Mozhaysk, Terra publ., 2006, pp. 28–35.

PLIGUZOV, A. I. O spiskakh Sudebnika i dukhovnoi gramoty Ivana III [On Copies of the Sudebnik and the Spiritual Letter of Ivan III. In Russ.]. IN: Sudebnik 1497 g. v kontekste istorii rossiшskogo i zarubezhnogo prava [The Sudebnik of 1497 in the Context of History of Russian and Foreign Law. In Russ.]. Moscow, Parad publ., 2000, pp. 137–148.

SMIRNOV, I. I. Ocherki politicheskoi istorii Russkogo gosudarstva 30-50-kh godov XVI veka [Essays on Political History of the Russian State in the 30-50s of the 16th Century. In Russ.]. Moscow-Leningrad, Izd-vo Akademii nauk publ., 1958, 516 p.

USACHEV, A. S. O sostave Osvyashchennogo sobora v 1566 g. [On the Composition of the Consecrated Cathedral in 1566. In Russ.]. IN: Predstavitel'nye instituty v Rossii v kontekste evropeiskoi istorii. XV – seredina XVII v. [Representative Institutions of Russia in the Context of European History: 15th – Mid-17th Century. In Russ.]. Moscow, Drevlekhranilishche publ., 2017, pp. 101–117.

SHMIDT, S. O. U istokov rossiiskogo absolyutizma: Issledovanie sotsial'no-politicheskoi istorii vremeni Ivana Groznogo [At the Dawn of Russian Absolutism: A Study of Socio-Political History of the Time of Ivan the Terrible. In Russ.]. Moscow, Progress Kul'tura publ., 1996, 493 p.

Cведения об авторах

Давиденко Дмитрий Григорьевич, кандидат исторических наук, Институт археологии РАН, специалист, Российский государственный гуманитарный университет, научный сотрудник, г. Москва, Российская Федерация, 8-916-505-34-23, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Davidenko Dmitry Grigoryevich, PhD in History, Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences, specialist, Russian State University for the Humanities, researcher, Moscow, Russian Federation, +7-916-505-34-23, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 20-18-00218)

Grant information

The article has been prepared with financial support of the Russian Science Foundation (project no. 20-18-00218)

В редакцию статья поступила 27.01.2022 г., опубликована (для цитирования):

Давиденко, Д. Г. Спасение святителя Макария в Новинском монастыре в июньский пожар 1547 года // Вестник архивиста. – 2022. - № 3. – С. 824-835. doi 10.28995/2073-0101-2022-3-824-835

Submitted 27.01.2022, published (for citation):

DAVIDENKO, D. G. Spasenie svyatitelya Makariya v Novinskom monastyre v iyun'skii pozhar 1547 goda [Deliverance of St. Macarius from the June Fire of 1547 in the Novinsky Monastery. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022, no. 3, pp. 824-835. doi 10.28995/2073-0101-2022-3-824-835

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.