Кавказ, запечатленный в мемуарах искусствоведа Т. П. Знамеровской как источник вдохновения для образов ее научных публикаций
Научная статья / Scientific article
УДК 930.85+94(47)+82-94
DOI 10.28995/2073-0101-2022-2-611-622
Морозова, А. В.
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Кавказ, запечатленный в мемуарах искусствоведа Т. П. Знамеровской как источник вдохновения для образов ее научных публикаций
Morozova, Anna V.
St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation
Caucasus Described in the Memoirs of the Art Historian T. P. Znamerovskaya as a Source for Inspiration for Her Scientific Publications
Аннотация
Статья посвящена анализу мемуаров Т. П. Знамеровской «Горы и встречи», хранящихся в отделе рукописей Российской Национальной библиотеки (ОР РНБ) как источника вдохновения для образов ее научных публикаций. Т. П. Знамеровская (1912–1977) – известный ученый, искусствовед. Как исследователь западноевропейского искусства она много работала в музеях и библиотеках нашей страны. Но ездить за границу в СССР стало возможным только с конца 1950-х гг., и даже в первой половине 1960-х оставалось еще достаточно трудно осуществимым. Любимейшим местом ее пребывания каждое лето был Кавказ, поездки на который красочно описаны в документальном романе «Горы и встречи». В своих многочисленных научных и научно-популярных публикациях при всей их фактологической строгости Т. П. Знамеровская должна была чем-то вдохновляться и от чего-то отталкиваться в создаваемых ею образах художников и их моделей. Точкой отсчета стали люди, встреченные ею на Кавказе, и горы Кавказа. Изучение биографии и методологии ученого позволяет глубже понять его научное творчество и в целом является вкладом в изучение методологии отечественной истории искусства и культуры. В настоящее время при наблюдающемся росте интереса к истории отечественной науки затрагиваемая тема становится особенно актуальной. Несмотря на существование целого ряда публикаций, посвященных Т. П. Знамеровской, проблема источников вдохновения для ярких образов художников и их моделей, создаваемых ученым, не имевшим возможности поездок за границу, в науке не затрагивалась. Мемуарные материалы Т. П. Знамеровской перед смертью были сданы ею в архивные хранилища и закрыты на 25 лет, а некоторые на более длительные сроки. В настоящее время многие материалы открылись для изучения. К сожалению, они остаются не опубликованными, хотя представляют безусловный интерес для науки. В процессе работы над темой была поставлена цель сравнительного текстологического анализа мемуаров «Горы и встречи» и научных трудов Т. П. Знамеровской, выявления в них образных параллелей. В статье использован метод «теории отражения». Реальная жизнь исследователя, нашедшая отражение в его воспоминаниях, рассматривается в аспекте ее «отражения» в его научных трудах. Результатом исследования становится раскрытие «научной кухни» ученого, демонстрация исследовательского подвига отечественных исследователей, отрезанных «железным занавесом» от предмета исследования, но силой мысли и воображения сумевших обойти преграды. Представленные материалы позволяют лучше понять как биографию Т. П. Знамеровской, так и ее научные концепции.
Abstract
The article is devoted to the analysis of Tatiana P. Znamerovskaya’s memoirs “Mountains and meetings” (Manuscript Department of the Russian National Library) as a source of images for her scientific publications. T. Znamerovskaya (1912–77) is a well-known scientist, specialist in the history of art. As a researcher of West-European art, Znamerovskaya worked in numerous national museums and libraries. Travelling abroad became possible in the USSR only in late 1950s, and even in the first half of the 1960s it was difficult in realization. The Caucasus remained her favorite place for summer vacations for many years, her trips were colorfully described in her documental novel “Mountains and meetings.” In her scientific and popular science publications, for all their factual rigor, she needed an inspiration. It was the people she met in the Caucasus and the mountains themself. Researching the biography and methodology of the scientist allows a deeper understanding of her scientific work and contributes to the study of the methodology of national history of art and culture. Given the growing interest in the history of the Russian science, it becomes more significant. However numerous are publications devoted to Znamerovskaya, the problem of inspiration sources for vivid descriptions of masters and their models, created by the scientist who was unable to travel abroad, has not been touched upon. Before her death, Znamerovskaya deposited her memoirs in the archives, some were classified for 25 years, some for longer periods. Currently many materials have been opened for study. Unfortunately, they remain unpublished, although they are of undoubted interest for science. The article attempts a comparative textual analysis of the memoirs “Mountains and meetings” and of Znamerovskaya’s scientific works and identifies imaginative parallels. It has used the “theory of reflection” method. The life of the researcher as reflected in her memoirs finds its “reflection” in her works. The article opens the inner workings of her scholarship, highlights the feat of the researcher who, separated by the “iron curtain” from subject of her study, managed to overcome the obstacles by using the power of thought and imagination. Presented materials allow a better understanding of Znamerovskaya’s biography and her scientific concepts.
Ключевые слова
Исторический источник, Мемуары Т. П. Знамеровской, рукопись «Горы и встречи», биография ученого, научные исследования Т. П. Знамеровской, образ Кавказа, образ горца.
Keywords
Historical sources, memoirs by T. Znamerovskaya, manuscript “Mountains and meetings,” biography of scientist, scientific research of T. Znamerovskaya, image of the Caucasus, image of a mountaineer.
Статья посвящена изучению источников вдохновения известного ученого, искусствоведа Т. П. Знамеровской (1912–1977). Методология данного исследователя практически не рассматривалась в литературе. Между тем, раскрытие процесса научного творчества не менее поучительно, чем постижение процесса художественного творчества, что объясняет актуальность статьи. Сопоставим между собой образы мемуарных записей Знамеровской «Горы и встречи» (1957–1970) (которые хранятся в Рукописном отделе Российской Национальной Библиотеки (РНБ) и в настоящее время готовятся нами к публикации) о ее практически ежегодных поездках на Кавказ и образы художников и их моделей, созданные ею в научных публикациях. Совпадения и аналогии показывают, что люди и природа Кавказа помогали ученому постичь и воссоздать образы творцов искусства Италии и Испании.
Т. П. Знамеровскую с детства манили далекие путешествия. Она увлекалась приключенческими романами. Закончила Горный институт, как геолог объездила всю страну. Реализовывая свою давнюю мечту, поступила на исторический факультет Ленинградского университета, стала искусствоведом. Как исследователь западноевропейского искусства Т. П. Знамеровская много работала в библиотеках страны. Но ездить за границу в Советском Союзе стало возможным только с конца 1950-х гг. В октябре 1961 г. Т. П. Знамеровская съездила в Италию, с заездом на сутки в Амстердам, в 1965–1966 гг. побывала в Германской Демократической Республике, в 1966–1967 гг. в Польше, Чехословакии, в 1975 г. в Англии. В 1950-е гг. это оставалось еще невозможным. И даже в первой половине 1960-х еще с трудом осуществимо. Поэтому в отпуск она ездила по маршрутам в пределах СССР.
Т. П. Знамеровская много где побывала, в стране, помимо геологических разъездов, но любимейшим местом ее пребывания каждое лето в течение нескольких месяцев был Кавказ (1954 г., 1955 г., 1957–1961 гг., 1962–1970 гг.). Только на Кавказе ей, южанке, было комфортно по температуре, свежести воздуха, красоте видов и по характеру жителей. Она с детства, с чтения Пушкина и Лермонтова, любила горы. Они были сродни ей по мироощущению, она воспринимала их как живые существа. «Меня горы всегда поднимают и обновляют. Попав в горы, я …мыслю и чувствую иными масштабами, гораздо более достойными человека», – замечает она.
Она ездила в экспедиции по Кавказу, добиралась до дальних дагестанских аулов, бесстрашно проходила над безднами и вброд через бурные реки, чтобы посмотреть памятники Армении, Грузии, Азербайджана. С Кавказа она возвращалась в холодный Ленинград, который тоже безумно любила, помолодевшая, с новыми силами. И там, в Ленинграде, в 1950-е–1960-е гг. писала о Караваджо (1955 г.), Мантенье (1961 г.), Веласкесе (рукопись 1966 г.), Сальваторе Розе (1972 г.), неаполитанской живописи первой половины XVII в. (1978 г.).
Будучи человеком яркого воображения, Т. П. Знамеровская все же должна была в создаваемых ею образах самих художников, их натуры и моделей от чего-то отталкиваться. И точкой отсчета стали люди, встреченные ею на Кавказе, и сам Кавказ. Своей объективности созданные исследователем образы от этого не теряли, но яркости им добавил именно Кавказ.
Пожалуй, центральный для Знамеровской труд этого времени – монография о Мантенье 1961 г. В хранящейся в РНБ рукописи «Упскрули» она вспоминает, как зимой 1961 г. во время зимних студенческих каникул приезжала в Тбилиси, чтобы дописывать «Мантенью».
«Мантенья», действительно, одна из наиболее «кавказских» книг. Анализируя творчество Мантеньи и его пейзажные горные мотивы, Т. П. Знамеровская воскрешает в памяти свой геологический опыт и геологические термины. Описывая «Моление о чаше» Мантеньи из Лондонской национальной галереи, она замечает, что «слева горизонтальное залегание каменных пластов сменяется вертикальным (без точного соблюдения геологических закономерностей)». А касательно триптиха кисти Мантеньи из Уффици ученый отмечает, что «правая сторона картины занята скалой, состоящей из тяжелых глыб породы, похожей на вулканическую». В реальности местность в окрестностях Падуи была скорее равнинной, чем горной. Но у отечественного читателя, верящего в реалистические намерения мастера, во многом благодаря Т. П. Знамеровской, складывается представление о Падуе как о горном крае.
Т. П. Знамеровская была по природе борцом. Своему персонажу-художнику она приписывает, разумеется, не без основания, качества характера и натуры, близкие своим собственным и родственные ее кавказским «героям», о которых она подробно и с нескрываемым восхищением пишет в рукописи «Горы и встречи» – Шамилю, жителям далеких дагестанских аулов, хранящим старинные традиции доблести и отваги горцам. Как всё, пишет она, «меркнет перед героикой самозащиты и борьбы за свою свободу до последней капли крови! Таков закон истории. …мы восхищаемся …той последней кучкой горцев, которая залегла на Гунибском плато и дорого продала свою жизнь, не продав свободы», – останавливается она на своих впечатлениях от созерцания плато Гуниб, где находилось последнее убежище Шамиля. Красота персонажей Мантеньи и других художников Ренессанса, по мнению ученого, созвучна красоте горцев Кавказа, «в их духовной и физической силе, энергии, твердости». В образах Мантеньи воплощены «цельные, мужественные, энергичные человеческие характеры», их позы «полны достоинства», лица «красивы и благородны». Мантенья, по Знамеровской, представляет себе Древний Рим, как «эпоху гражданской доблести и героизма». «Мантенья, ‒ пишет ученый, ‒ уловил дух времени и с его величием, с его пафосом, с его героикой слил реальное величие, пафос и героику такой блестящей и вместе с тем глубоко драматичной эпохи, какою в целом являлась эпоха Возрождения».
Практически все «герои» научного творчества Знамеровской – Рибера, Караваджо, Веласкес, Мантенья, Сальватор Роза, Мазаччо – безусловно сильные личности, сумевшие выразить себя в своем искусстве. Т. П. Знамеровская кропотливо изучала детали их художественной биографии, тщательно штудировала их произведения и, чтобы «оживить» их образы для читателя, она вкладывала в них свою душу, свои жизненные впечатления, свои переживания, делала это очень тонко, почти неощутимо, но без этого «вылепленные» ею персонажи никогда не обрели бы того ощущения жизненной силы, трагедийности и витальности, которые захватывают читателя и сейчас, через много десятилетий после того, как эта эпоха могучих характеров 1950-х–1960-х – знаменитая эпоха «сурового» стиля, миновала. И очень важную роль в этом процессе «оживления» художников и их произведений сыграл завладевший Т. П. Знамеровской в те годы Кавказ с его суровостью, эпической величественностью, мужеством и стойкостью его жителей и его природы, ярко описанный ученым в воспоминаниях «Горы и встречи». Пусть Мантенья и Сальватор Роза и стали немножко кавказскими горцами и джигитами, ведь давно известно, что каждый народ вкладывает в персонажей классики свои собственные переживания и наделяет их своими национальными чертами как внутренними, так и внешними.
Список литературы
Морозова, А. В. Домашнее воспитание и обучение в России 1910–1920-х гг. По воспоминаниям Т. П. Знамеровской, хранящимся в Российской национальной библиотеке // Вестник архивиста. – 2021. – № 1. – С. 301–312. doi 10.28995/2073-0101-2021-1-301-312
Селиванов, В. В., Мартыненко, В. П., Сонина, Т. В. Памяти Т. П. Знамеровской // Итальянский сборник. – 2007. – № 10. – С. 235–246.
MOROZOVA, A. V. T. P. Znamerovskaya as the Spanish art researcher: the influence of the epoch and research objectiveness // 3rd International Multidisciplinary scientific conference on Social Sciences and Arts. 6–9 April, 2016. SGEM 2016: Conference Proceedings. Book 4: Arts, Performing Arts, Architecture and Design. Volume 1: History of Arts. Contemporary Arts. performing and Visual Arts. – Vienna, 2016. – P. 83–88.
References
MOROZOVA, A. V. Domashnee vospitanie i obuchenie v Rossii 1910–1920-kh gg. Po vospominaniyam T. P. Znamerovskoi, khranyashchimsya v Rossiiskoi natsional’noi biblioteke [Home Education and Schooling in Russia in the 1910s–20s: Memoirs of T. Znamerovskaya Stored in the Fonds of the Russian National Library. In Russ.], IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2021, no. 1, pp. 301–312. doi 10.28995/2073-0101-2021-1-301-312
SELIVANOV, V. V., MARTYNENKO, V. P., SONINA, T. V. Pamyati T. P. Znamerovskoi [To the memory of T. P. Znamerovskaya. In Russ.]. IN: Ital'yanskij sbornik, 2007, no. 10, pp. 235–246.
MOROZOVA, A. V. T. P. Znamervskaya as the Spanish art researcher: The influence of the epoch and research objectiveness. IN: 3rd International Multidisciplinary scientific conference on Social Sciences and Arts. 6–9 April, 2016. SGEM 2016: Conference Proceedings. Book 4: Arts, Performing Arts, Architecture and Design. Volume 1: History of Arts. Contemporary Arts. performing and Visual Arts. Vienna, 2016, pp. 83–88.
Сведения об авторах
Морозова Анна Валентиновна, доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории, кафедра истории западноевропейского искусства, доцент, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-812-328-94-47, 8-911-144-51-03, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About the authors
Morozova Anna Valentinovna, PhD in Culturology, PhD in History of Art, associate professor, St. Petersburg State University, Institute of History, department of West European art history, assistant professor, St. Petersburg, Russian Federation, +7-812-328-94-47, +7-911-144-51-03, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В редакцию статья поступила 3.08.2021 г., опубликована (для цитирования):
Морозова, А. В. Кавказ, запечатленный в мемуарах искусствоведа Т. П. Знамеровской как источник вдохновения для образов ее научных публикаций // Вестник архивиста. – 2022. - № 2. – С. 611-622. doi 10.28995/2073-0101-2022-2-611-622
Submitted 3.08.2021, published (for citation):
MOROZOVA, A. V. Kavkaz, zapechatlennyi v memuarakh iskusstvoveda T. P. Znamerovskoi kak istochnik vdokhnoveniya dlya obrazov ee nauchnykh publikatsii [Caucasus Described in the Memoirs of the Art Historian T. P. Znamerovskaya as a Source for Inspiration for Her Scientific Publications. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022. - № 2, pp. 611-622. doi 10.28995/2073-0101-2022. - № 2. -611-622
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.