Проблема сохранения подрастающего поколения местными органами власти Байкальского региона. 1936-1950 гг.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 94(47)+94(571.54)+94(571.53)+930.253

DOI 10.28995/2073-0101-2022-2-571-583

Шалак, А. В., Бурдина, Д. А.

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Проблема сохранения подрастающего поколения местными органами власти Байкальского региона. 1936-1950 гг.

Shalak, Alexander V., Burdina, Darya A.

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

The Problem of Preserving Younger Generation in the Policy of Local Authorities of the Baikal Region (1936–50)

Аннотация

В статье исследуется социальная политика органов власти Байкальского региона в 1936-1950 гг., деятельность, направленная на защиту и охрану детей с учетом региональной специфики процесса становления и основных направлений работы местных органов власти по защите детей. Привлечены материалы региональных архивов, периодической печати, рассмотрены вопросы беспризорности и безнадзорности, организации летней оздоровительной кампании, детских садов, яслей, детских домов, изучена советская нормативно-правовая база, обеспечивающая защиту и охрану детства. Потребность в возведении социальных объектов, организации питания детей, обеспечение населения необходимыми детскими вещами обусловили включение ведомственных учреждений в процесс сохранения подрастающего поколения, включая детей-сирот, дети, потерявших связь с родителями и родственниками, оставшихся без попечения родителей. Авторы отмечают, что решение проблемы сохранения подрастающего поколения местными органами власти стало одной из первостепенных задач социальной политики, в годы войны было актуализировано необходимостью привлечения женщин на производство. Отмечено, что органами местного управления даже в кризисных условиях военного времени создавались гарантии для улучшения социального и материального положения детей. Критерием оценки органов власти являлось снижение показателей смертности детей. В последующие годы социальная политика в отношении материнства и детства не раз подвергалась коррекции, но опыт периода 1936-1950 гг. во многом актуален и по сей день.

Abstract

The article studies social policy of the authorities of the Baikal region in 1936–50 aimed at protection of children, including regional specifics of their formation, their main activities in the field of child protection and mechanisms of its implementation. It draws on materials from the regional archives and periodicals to study combating homelessness and neglect, organization of summer wellness campaign, work of kindergartens, nurseries, orphanages, as well as Soviet legal framework ensuring the protection of childhood. The need for construction of social facilities, meal arrangements for children, providing clothing and things led to inclusion of almost all departmental institutions in the process of preserving younger generation: orphans, children who lost contact with parents and relatives, children left without parental care. The authors note that preserving younger generation became one of the primary tasks of the local authorities’ social policy; in the wartime it became urgent due to the need to attract women to industries. It is noted that local governments created guarantees to improve social and financial situation of children even in the wartime crisis. The criterion for evaluating the authorities’ activities is reduction of the mortality rate of children. In the following years, the social policy in sphere of motherhood and childhood was repeatedly corrected, but the experience of 1936–50 remains relevant to this day.

Ключевые слова

Архив, источник, социальная политика, охрана детства, Республика Бурятия, Иркутская область, меры социальной поддержки детей.

Keywords

Archive, source, social policy, child protection, Republic of Buryatia, Irkutsk region, measures of social support of children.

В 1936-1950 гг. шло становление системы социальной защиты материнства и детства, на этот процесс наслаивались местные факторы, а также Великая Отечественная война. Отправной точкой в решении детского вопроса в СССР стало принятие Постановления ЦИК СССР № 65, СНК СССР № 1134 от 27.06.1936, в котором был обозначен системный подход к институту семьи и воспроизводству населения. На постановление региональные власти отреагировали оперативно. Уже до конца 1936 г. в Иркутской области предусматривалось построить 20 новых яслей на 1 190 коек, 2 роддома, 3 молочные кухни. Однако к началу осени не были подготовлены даже проекты застройки. Предпочтения местных органов власти в условиях дефицита строительных материалов определялись пониманием, что ответственность за срыв ввода промышленных и транспортных объектов будет гораздо жестче. Этим объясняется разрыв между планами и их конкретным воплощением. Виновными в этой ситуации стали отделы здравоохранения, на которые возлагалась ответственность за срыв сроков строительства.

Потребность в возведении социальных объектов в регионе нарастала. С введением мер материальной поддержки многодетных и беременных женщин, запрета на прерывание беременности, рождаемость резко увеличилась. Некоторые исследователи отмечают, что запрет абортов не сказался на рождаемости, а породил сегмент теневой экономики - подпольное прерывание беременности. Однако данные по Байкальскому региону не подтверждают подобную точку зрения. В Иркутской области только за первую половину 1937 г. рождаемость увеличилась вдвое по сравнению с показателем за 1936 г.

Проблема осложнялась трудностями с финансированием внебюджетных детских садов и яслей. В 1940 г. в 63 детских садах Бурятии находилось 5 312 детей, но из них только 22 состояли на бюджетном финансировании. Ведомственные детские сады поддерживались учреждениями, при которых они создавались, отчасти предприятиями легкой промышленности региона. Однако в целом объемы спонсорской помощи были невелики. К концу 1937 г. на нужды иркутских ведомственных детских садов было выделено всего 6 тыс. рублей.

Большую роль играла организация для детей сирот и потерявших связь с родителями бесплатного питания на молочных кухнях и в столовых. При детских домах, начиная с 1943 г., в обязательном порядке создавались подсобные хозяйства. Их роль значительно возросла в годы войны. Особенно это видно на хозяйствах, созданных в довоенный период. В Иркутске в четырех таких детских домах в 1940 г. засеивались площади в 18 га. За три года войны посевная площадь этих подсобных хозяйств увеличилась почти в 3,5 раза, а поголовье скота – более чем в 2,5 раза, до 148 голов. При этом количество детей в них практически осталось на предвоенном уровне.

В регионе вводились нормы питания в расчете на одного ребенка. В список самых необходимых продуктов включались хлеб, мука, макаронные изделия, крупы, картофель, овощи, фрукты и ягоды. В школах Приангарья в помощь семьям организовывались горячие завтраки, в которые входили чай, булочка и каша. Цена такого завтрака составляла 60-70 копеек. Детям в возрасте до трех лет по специальным карточкам отпускался белый хлеб. Сложившаяся мобилизационная система действовала вполне эффективно. Из 75 тыс. детей г. Иркутска в этот период питанием в столовых, детских садах, яслях, детских домах, школах фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленных училищах было охвачено 60 тыс., что составляло 80% детского контингента областного центра.

В военные годы острой являлась проблема обеспечения детей одеждой. В местных архивах хранятся письма с обращением матерей об оказании помощи на приобретение обуви, белья, верхней одежды. Как правило, они направлялись в адрес директоров школ, в которых обучались их дети. Нередко с подобными просьбами обращались и сами ученики. Они также исходили от семей эвакуированных или потерявших кормильцев.

После войны сеть детских учреждений сократилась. В Иркутской области количество детских садов в 1947 г. в сравнении с 1946 г. с 336 до 324, но детей в них уменьшилось на 33%. В Бурят-Монгольской АССР сокращение было масштабнее: сеть детских садов за этот период уменьшилась более чем в два раза, с 115 до 52, а количество детей с 6 728 до 2 906 человек. Это были самые значительные сокращения детских дошкольных учреждений в Восточной Сибири. Причинами такой тенденции являлось сокращение рождаемости, а также возвращение мужчин с фронта, в результате чего женщины получили возможность заниматься детьми на дому. Снижение оплаты за содержание детей в детских садах (для одиноких матерей на 50%) на этот процесс не повлияло. В последующие годы численность детей в детских садах продолжала сокращаться более низкими темпами. Выросло количество детей лишь по детским садам Иркутской области. В 1950 г. их посещало на 26,7% больше, чем в 1941 г.

После войны на предприятиях и на базе крупных школ начали создаваться пионерские лагеря городского типа. К 1951 г. их насчитывалось до 37, а общий охват ими детей в Прибайкалье составлял 7 600 человек. Однако в целом в послевоенный период забота о детях в политике местных органов власти не была столь ярко выражена. Их деятельность свелась к планированию летних оздоровительных кампаний и контролю за детскими учреждениями, находящимися в системе здравоохранения и социального обеспечения.

Оценивая в целом меры органов власти по социальной поддержке детей, нельзя не признать их эффективность. Удалось не только приостановить, но и снизить рост детской смертности в сравнении с довоенным периодом. В Иркутской области в 1945 г., согласно проведенным расчетам, рождаемость составила 38,33% к уровню 1940 г., а детская смертность – 18,8%.

Список литературы

Балакирев, А. Н. Становление и развитие детского движения в Бурятии (1923-1991 гг.). – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2014. – 190 с.

Банзаракцаева, Е. В. К вопросу охраны материнства и детства в Бурят-Монгольской АССР в 1941-1945 гг. // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. – 2018. – № 3 (7). – С. 63-67.

Елисеева, И. Основная семья: предыстория и перспективы // Демографическое обозрение. – 2020. – № 4. – С. 6-35.

Иркутская летопись 1661–1940 гг. / Сост., автор предисл. и примеч. Ю. П. Колмаков. – Иркутск: Оттиск, 2003. – 848 с.

References

BALAKIREV, A. N. Stanovlenie i razvitie detskogo dvizheniya v Buryatii (1923-1991 gg.) [Formation and development of the children movement in Buryatia (1923–91). In Russ.]. Ulan-Ude, Buryatskii gosudarstvennyi universitet publ., 2014, 190 з.

BANZARAKTSAEVA, E. V. K voprosu okhrany materinstva i detstva v Buryat-Mongol'skoi ASSR v 1941-1945 gg. [Revisiting the issue of protection of motherhood and childhood in the Buryat-Mongolian ASSR in 1941–45. In Russ.]. IN: Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Bulletin of the East Siberian State Institute of Culture], 2018, no. 3 (7), pp. 63-67.

ELISEEVA, I. Osnovnaya sem'ya: predystoriya i perspektivy [The main family: Background and prospects. In Russ.]. IN: Demograficheskoe obozrenie, 2020, no. 4, pp. 6–35.

Irkutskaya letopis' 1661–1940 gg. [KOLMAKOV, Yu. P. (comp.). The Irkutsk Chronicle of 1661–1940. In Russ.]. Irkutsk, Ottisk publ., 2003, 848 p.

SHALAK, A. V. Usloviya zhizni naseleniya Vostochnoi Sibiri, 1940-1950 gg.: diss. na soisk. uch. st. doktora ist. nauk [Life conditions of the population of Eastern Siberia. In Russ.]. Irkutsk, 2000, 464 p.

Сведения об авторах

Шалак Александр Васильевич, доктор исторических наук, профессор, Байкальский государственный университет, кафедра международных отношений и таможенного дела, заведующий кафедрой, г. Иркутск, Российская Федерация, 8-395-250-00-08, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Бурдина Дарья Александровна, Байкальский государственный университет, кафедра международных отношений и таможенного дела, аспирант, г. Иркутск, Российская Федерация, 8-395-250-00-08, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Shalak Alexander Vasilievich, PhD in History, professor, Baikal State University, department of international relations and customs, head of the department, Irkutsk, Russian Federation, +7-395-250-00-08, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Burdina Darya Alexandrovna, Baikal State University, department of international relations and customs, PhD student, Irkutsk, Russian Federation, +7-395-250-00-08, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 7.10.2021 г., опубликована (для цитирования):

Шалак, А. В., Бурдина, Д. А. Проблема сохранения подрастающего поколения местными органами власти Байкальского региона. 1936-1950 гг. // Вестник архивиста. – 2022. - № 2. – С. 571-583. doi 10.28995/2073-0101-2022-2-571-583

Submitted 7.10.2021, published (for citation):

SHALAK, A. V., BURDINA, D. A. Problema sokhraneniya podrastayushchego pokoleniya mestnymi organami vlasti Baikal'skogo regiona. 1936-1950 gg. [The Problem of Preserving Younger Generation in the Policy of Local Authorities of the Baikal Region (1936–50). In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022, no. 2, pp. 571-583. doi 10.28995/2073-0101-2022-2-571-583

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.