Кадровая составляющая процесса трансформации органов внутренних дел СССР: соотношение поставленных целей и их последствий. 1953-1962 годы

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 94(47) 351/354+94(47)+930.253

DOI 10.28995/2073-0101-2022-2-557-570

Дорохов, В. Ж.

Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, Российская Федерация

Кадровая составляющая процесса трансформации органов внутренних дел СССР: соотношение поставленных целей и их последствий. 1953-1962 годы

Dorohov, Vyacheslav Zh.

Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk, Russian Federation

Personnel Component in the Process of Transformation of Internal Affairs Agencies of the USSR: Ratio of Goals and Consequences: 1953–62

Аннотация

В статье на основе принципов объективности, системности научного анализа, с использованием историко-генетического, сравнительно-исторического и структурно-функционального методов предпринята попытка обосновать проводимые в 1953-1961 гг. преобразования правоохранительной системы СССР с точки зрения реализации узко-политической задачи по укреплению личной власти нового советского руководства. Рассмотрение процесса трансформации органов внутренних дел 1953-1961 гг. в историко-политическом контексте позволило раскрыть не только обстоятельства происходившего, но и доказательно обосновать конечную цель предпринятых преобразований. Правоохранительные органы в силу специфики построения и деятельности притягивают к себе особое внимание, как руководителей государства, так и широкой общественности. Часто именно действие или бездействие органов внутренних дел сопровождает изменение внутриполитической ситуации в стране. В российской истории в подавляющем большинстве случаев органы внутренних дел исполняли социальный заказ государства, обеспечивая тот или иной политический курс. Этим объясняются и проводившиеся время от времени внутренние преобразования правоохранительной системы. В зависимости от поставленных стратегических или тактических целей, государство либо шло на ослабление силовой составляющей, либо на ее укрепление. К одному из таких моментов истории органов внутренних дел и относятся события 1953-1962 гг., когда советские органы правопорядка были подвергнуты глубокой трансформации, приведшей к масштабному обновлению кадров в МВД как в центре, так и на местах. Полноценного научного исследования данной проблемы проведено не было. Большинство имеющихся работ посвящено частным аспектам (штатной численности, образовательному уровню кадров и др.), в то же время отсутствует обобщающее аналитическое исследование. Одним из негативных итогов реализации данной задачи стало разрушение профессионального кадрового звена, как центрального аппарата, так и территориальных органов внутренних дел СССР. Активированная в стране широкомасштабная чистка кадров, подкрепляемая систематической критикой правительства, нелицеприятными публикациями в СМИ в отношении милиции, нанесли серьезный урон престижу и авторитету силового ведомства. Одной из целей предпринятых партией и правительством мероприятий являлось, во-первых, существенное снижение неоправданно высокой роли силового блока в государственном механизме, во-вторых, максимально-полная замена руководства во всех ключевых структурах центрального аппарата МВД и на местах с целью постановки органов правопорядка под тотальный контроль партии и правительства. Планомерное решение этой задачи привело к тому, что постоянный некомплект и текучесть кадров, низкий образовательный уровень как рядового, так и начальствующего состава, а также снижение эффективности деятельности стали визитной карточкой практически всей системы МВД в исследуемый период. Попытки исправить ситуацию с кадрами на министерском или местном уровне, без кардинальной смены выбранного тренда со стороны партии и правительства, изначально были обречены на провал.

Abstract

This article, based on principles of objectivity and systematicity of scientific analysis, uses historical-genetic, comparative-historical, and structural-functional methods to substantiate transformations of the law enforcement system in 1953–61 with regard to one-dimensional political task of strengthening the personal power of the new Soviet leadership. Consideration of the process of transformation of the internal affairs bodies in 1953–61 in historical and political context not only reveal the circumstances, but also substantiate the ultimate goal of the transformations. Law enforcement agencies, by nature of their construction and activities, attract attention of both state leaders and general public. Often it is the action or inaction of internal affairs bodies that accompanies changes in political situation. In the Russian history, the internal affairs bodies most often fulfilled government order to facilitate a political course. This explains periodical internal transformations of the law enforcement system. Depending on strategic or tactical goals, the state either weakened or strengthened the security wing. One of such points in the history of internal affairs bodies were the events of 1953–62, when the Soviet law enforcement agencies were subjected to a profound transformation and there was a large-scale renewal of the Ministry of Internal Affairs personnel, both in the center and the periphery. A comprehensive scientific study of the issue has not yet been conducted. Most of the works available today are devoted to some particular point (staffing, educational level of personnel, etc.), while synthetical analytical study remains to be carried out. One of the negative results of the implementation of this task was destruction of professional personnel, both in the central apparatus and in its territorial agencies. The large-scale purge of personnel, alongside with systematic criticism of the government and unflattering publications in the media, caused serious damage to prestige and authority of the entire law enforcement. Party and government goals were to reduce unjustifiably high role of the security wing in state mechanism and to replace the leaders of the Ministry of Internal Affairs, thus placing law enforcement agencies under total control of the party and the government. Systematic solution of this task resulted in constant shortage and turnover of personnel, low educational level of common and commanding staff, and decreased efficiency of almost entire structure of the Ministry of Internal Affairs. Attempts to remedy the personnel problems at ministerial and local level were doomed to failure without radical change in party and government policy.

Ключевые слова

МВД СССР, МВД РСФСР, милиция, реформирование, кадры, комплектование, образовательный уровень, дисциплина, законность.

Keywords

Ministry of Internal Affairs of the USSR, Ministry of Internal Affairs of the RSFSR, militsiya, reform, personnel, recruitment, educational level, discipline, legality.

Проблемы кадрового обеспечения советских органов правопорядка в постсталинский период, когда новое партийно-политическое руководство страны активировало череду преобразований силового блока, стали предметом научного исследования относительно недавно, в первое десятилетие XXI в., когда отечественным исследователям удалось получить доступ к документам ведомственных архивов, прежде всего, Центрального архива МВД России. В основном это были статистические данные о штатной численности, образовательном уровне, дисциплинарной практике и другие документы, с помощью которых авторы старались представить общий обзор кадровой составляющей органов внутренних дел страны в 1950-1960-е гг., либо описать работу исключительно кадровых подразделений, исследовать региональный аспект проблемы. Однако глубокого осмысления происходившего процесса, выявление связей внутриведомственной перестройки и предпринятого кадрового очищения с политическим заказом, не предпринималось.

В исследуемый период органы внутренних дел СССР включали множество различных по своему направлению подразделений: милиция, военизированная пожарная и вневедомственная охрана, тыловые и хозяйственные подразделения, тюрьмы, исправительно-трудовые учреждения, военно-мобилизационные структуры и т. д. Такая полифункциональность существенно усложняла работу кадрового аппарата, действовавшего в весьма ограниченном поле возможностей. Одной из целей реформы, развернувшейся в правоохранительных органах после 1953 г., являлось избавление от лиц, скомпрометировавших себя в прежние годы излишней жестокостью, от сотрудников, которые по своим мировоззренческим установкам не вписывались в рамки нового реформаторского курса.

В первую очередь почистили органы управления, сократив во втором полугодии 1954 г. на 12% управленческий аппарат милиции. Полгода спустя состоялась новая перетряска руководящих кадров, на этот раз в связи с принятым решением о выделении из МВД СССР самостоятельного МВД РСФСР. С изданием в 1956 г. постановления «О преодолении культа личности и его последствий», в центральном аппарате МВД СССР сократили еще 1,3 тыс. штатных единиц, а на местах порядка 12 тыс. сотрудников. Тогда же на 48,8% сократили аппарат Главного управления милиции (ГУМ).

Значительная часть руководителей высшего и среднего звена лишились своих мест за неполные три года, в 1953-1956 гг., из-за структурной реорганизации или упразднения тех или иных подразделений МВД. В том числе и те начальники, которых выдавливали постепенно и целенаправленно со службы под различными предлогами. Пример здесь подал сам Н. П. Дудоров, который после вступления в должность министра внутренних дел принялся обновлять аппарат МВД. В феврале 1956 г. по его приказу был освобожден от должности начальник Главного управления пограничных войск генерал-майор П. И. Зырянов, в марте – начальник ГУМ генерал-лейтенант Т. Ф. Филлипов, начальник секретариата полковник С. П. Воронков, в апреле – заместитель министра, он же начальник ГУЛАГа генерал-майор С. Е. Егоров, начальник 2 спецотдела полковник И. И. Филаткин, начальник отдела детских трудовых и воспитательных колоний полковник Я. П. Соколов, в мае – начальник Управления кадров полковник И. С. Комиссаров, в июне – начальник ХОЗУ генерал-лейтенант М. И. Журавлев, в августе - начальник Главного управления военного снабжения генерал-майор интендантской службы Я. Ф. Горностаев. И это лишь верхушка айсберга. Новые назначенцы, занявшие освободившиеся посты в управлениях, службах и отделах, действовали аналогично, запуская неконтролируемую волну «очищения» фактически по всему ведомству. Увольняя, таким образом, в центре и на местах опытных руководителей, профессионалов, не вписывавшихся в новые стандарты, одновременно размывалось и низовое звено.

В органах и подразделениях совершенно не занимались переподготовкой и обучением кадров. Так, из 36 начальников горрайорганов и их заместителей УМВД Саратовской области, не имевших среднего образования, получить его пытались только пятеро. Причин такого положения дел с кадровым обеспечением было несколько. Во-первых, свое влияние оказала война, что привело к понижению общей грамотности населения и дефициту квалифицированных кадров. Во-вторых, недостаток ведомственных учебных заведений. Выпускники гражданских учебных заведений особого желания служить не проявляли, так как легко находили себе применение на производстве. В-третьих, территориальные управления органов внутренних дел представляли собой набор множества разнородных подразделений. Граждане, обладавшие средне-специальным или высшим образованием, распределялись в первую очередь по различным управлениям и техническим подразделениям, требовавшим наличия уже сформированных компетенций. В итоге милиция комплектовалась по остаточному принципу. В-четвертых - падением престижа службы.

Найти желающих служить в органах правопорядка с каждым годом становилось все трудней. Так, в Чкаловской (Оренбургской) области прием на работу проводили, вызывая граждан повестками в горотделы милиции, в Иркутской области расклеивали специальные рекламные афиши, призывавшие вступать в ряды милиции. Свою роль оказывало и низкое материальное обеспечение сотрудников, получавших, как правило, в полтора раза меньше рабочего. В одном из документов того времени признавалось, что из-за низкой заработной платы искусственно завышались должностные категории, в результате в управлениях милиции вместо отделений создавались отделы, состоящие из 4-6 сотрудников, отделения из 2-3 сотрудников .Вследствие этого соотношение руководителей и подчиненных составляло 1 : 3, а старших оперуполномоченных и оперуполномоченных – 3 : 1.

Наиболее распространенными нарушениями законности, допускаемыми сотрудниками милиции являлось необоснованное привлечение граждан к уголовной ответственности, их задержание и арест. Обзор, составленный МВД РСФСР к 27 мая 1958 г. на 18 страницах в подробностях излагал многочисленные факты нарушений законности и дисциплины. Среди них факты были просто вопиющие. Так, в Курском районном отделении милиции Ставропольского края вместо розыска преступника, арестовали и месяц содержали под стражей потерпевшую. В Саратовской области милиция арестовала, и месяц держала под стражей гражданина только на основании своих подозрений о совершении им ограбления, хотя прямых доказательств обнаружено не было. В Омске сотрудники ОБХСС в 1957 г. задержали за спекуляцию 760 человек, а привлекли только 4-х. При этом изъятые у них ценности на 39 тыс. рублей сдали на реализацию. Встречались случаи прямого вымогательства. Так, житель г. Арсеньева Приморского края был оштрафован за отсутствие номера на мотоцикле, только что приобретенном в магазине. В Москве и Брянской области сотрудники ГАИ за взятки выдавали водительские права. Милиционеры, выравнивая статистику, не регистрировали или укрывали от учета преступления, отказывали в возбуждении уголовных дел, искусственно завышали показатели раскрываемости.

Новый министр внутренних дел В. С. Тикунов, очевидно, не посвященный в планы руководства, пытался обратить внимание на складывающуюся ситуацию. В своем докладе, представленном в ЦК КПСС в январе 1958 г., отмечал: «в настоящее время основная фигура в милиции - милиционер в материальном отношении находится в худших условиях по сравнению с рабочим средней квалификации».

За 6 лет с 1954 по 1960 гг. целенаправленной трансформации силового блока, только в органах милиции РСФСР обновили более 65% должностей рядового и начальствующего состава и 75,7% - руководителей. К реальному, а не декларативному решению кадровой проблемы в органах милиции в правительственных кругах приступили только после событий 1961-1962 гг., с последовавшими антимилицейскими бунтами, обострившимися внутриэкономическими и внешнеполитическими проблемами. Когда высшее руководство осознало всю шаткость своего положения в стране, тогда стало понятно, что в случае продолжения неблагоприятного развития ситуации, защищать их будет просто некому.

Список литературы

Гаденков, А. В. Особенности работы кадровых аппаратов в период реформ МВД СССР конца 1950-х – начала 1960-х годов // Вестник Костромского государственного технологического университета. Государство и право: вопросы теории и практики. Серия: Юридические науки. – 2011. - № 1. - С. 72-76.

Гуляев, А. Н. Меры по укреплению кадров органов внутренних дел в 50-е-80-е гг. ХХ века (На примере Курской области) // История, теория, практика российского права. - 2018. - № 11. - С. 122-135.

Мамин, А. И. Кадровая политика в органах внутренних дел после 1953 г. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - № 2. - С. 56-61.

Морозов, В. М. Российские и зарубежные полицейские и милицейские системы: происхождение и развитие. - Владимир, 1999. – 147 с.

References

GADENKOV, A. V. Osobennosti raboty kadrovykh apparatov v period reform MVD SSSR kontsa 1950-kh – nachala 1960-kh godov [Features of work of personnel apparatuses during the reforms of the Ministry of Internal Affairs of the USSR in the late 1950s – early 1960s. In Russ.]. IN: Vestnik Kostromskogo Gosudarstvennogo Tekhnologicheskogo Universiteta. Gosudarstvo i pravo: voprosy teorii i praktiki (seriya “yuridicheskie nauki”) [Bulletin of the Kursk State Technological University. State and law: Issues of theory and practice. Series: Jurisprudence], 2011, no. 1, pp. 72–76.

GULYAEV, A. N. Mery po ukrepleniyu kadrov organov vnutrennikh del v 50-e-80-e gg. ХХ veka (na primere Kurskoi oblasti) [Measures to strengthen the internal affairs bodies personnel in the 1950s-80s: A case-study of the Kursk region. In Russ.]. IN: Istoriya, teoriya, praktika rossiiskogo prava, 2018, no. 1, pp. 122–135.

MAMIN, A. I. Kadrovaya politika v organakh vnutrennikh del posle 1953 g. [Personnel policy in the internal affairs bodies after 1953. In Russ.]. IN: Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 2018, no. 5, pp. 56–61.

MOROZOV V.M. Rossiiskie i zarubezhnye politseiskie i militseiskie sistemy, proiskhozhdenie i razvitie [Russian and foreign police and militsya systems: Origin and development. In Russ.]. Vladimir, 1999, 147 p.

Сведения об авторах

Дорохов Вячеслав Жоржович, кандидат исторических наук, доцент, Дальневосточный юридический институт МВД России, кафедра социально-гуманитарных и экономических дисциплин, заместитель начальника кафедры, г. Хабаровск, Российская Федерация, 8-924-207-64-38, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Dorokhov Vyacheslav Georgovich, PhD in History, associate professor, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, department of social, humanitarian, and economic disciplines, deputy head of the department, Khabarovsk, Russian Federation, +7-924-207-64-38, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 29.09.2021 г., опубликована (для цитирования):

Дорохов, В. Ж. Кадровая составляющая процесса трансформации органов внутренних дел СССР: соотношение поставленных целей и их последствий. 1953-1962 гг. // Вестник архивиста. – 2022. - № 2. – С. 557-570. doi 10.28995/2073-0101-2022-2-557-570

Submitted 29.09.2021, published (for citation):

DOROKHOV, V. Zh. Kadrovaya sostavlyayushchaya protsessa transformatsii organov vnutrennikh del SSSR: sootnoshenie postavlennykh tselei i ikh posledstvii. 1953-1962 gg. [Personnel Component in the Process of Transformation of Internal Affairs Agencies of the USSR: Ratio of Goals and Consequences: 1953–62. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022, no. 2, pp. 557-570. doi 10.28995/2073-0101-2022-2-557-570

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.