Формирование и хранение документального фонда Московской городской Думы. 1993-2009 гг.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 94(47)+930.253+005.92

DOI 10.28995/2073-0101-2022-2-435-449

Орлов, С. В.

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация

Формирование и хранение документального фонда Московской городской Думы. 1993-2009 гг.

Orlov, Stepan V.

M. V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

Formation and Storage of the Moscow City Duma Documentary Fond: 1993 – 2009

Аннотация

Законотворческая и иная деятельность Московской городской Думы связана с интенсивным документооборотом. Вся совокупность документов, созданных и полученных в процессе ее деятельности, образует документальный фонд, важнейшая часть которого поступает на архивное хранение в фонд Р-3303 «Московская городская Дума». Порядок внесения в Думу проектов городских законов, проектов постановлений Думы регламентирован Законом города Москвы № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статьями 44 и 45 Регламента Думы. Первоначально проекты указанных документов поступают в Организационное управление (ОУ). Комиссия по организации работы Думы выносит решение о соответствии проекта документа требованиям по оформлению проектов. В случае положительного решения ОУ размещает проект документа в информационной системе сопровождения законодательной деятельности. В эту информационную систему затем вносятся сопроводительные материалы к проекту: заключения Государственно-правового управления, Прокуратуры, мэра Москвы, комиссии Думы, Контрольно-счетной палаты Москвы, независимой антикоррупционной экспертизы, а также перечень поправок. Формирование документального фонда Думы осуществляется в соответствии со сводной номенклатурой дел. Номенклатура дел разработана и утверждена Думой для обеспечения порядка формирования и учета дел, определения сроков их хранения и является основой для составления описей дел для передачи на архивное хранение. На основании Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» Дума является источником комплектования Архивного фонда РФ архивными документами. В состав Архивного фонда документы включаются на основании экспертизы ценности документов. Экспертиза осуществляется при участии Аппарата Думы. Передача документов на постоянное государственное хранение производится отделом архивного фонда Думы Управления документационного обеспечения. Для Думы установлен десятилетний срок временного хранения документов Архивного фонда РФ до передачи на постоянное хранение в Центральный государственный архив города Москвы. В настоящий момент в фонд № Р-3303 сданы документы с 1993 по 2009 г. включительно, то есть за период работы Думы 1–4-го созывов. В статье впервые приводится описание данного архивного фонда и делается вывод о его большой значимости для изучения новейшей истории городского управления Москвы.

Abstract

The legislative and other activities of the Moscow City Duma (Duma) are associated with an intensive document flow. The entire array of documents created and received in the course of the Duma’s activities forms its documentary fond, the most important part of which goes for archival storage to the fond no. R-3303 “The Moscow City Duma.” The procedure for submitting draft city laws and Duma resolutions to the Duma is regulated by the City Law of Moscow no. 70 “On Laws of Moscow and Resolutions of the Moscow City Duma” and Articles 44 and 45 of the Duma Regulations. Initially, the drafts are submitted to the Organizational Department (OD). The Commission for Organizing the Work of the Duma makes a decision on the draft document’s compliance with the requirements for the design of projects. In case of a positive decision, the OD places the draft document in the information system for supporting legislative activities. The accompanying materials are also submitted: conclusions of the State Legal Department, Prosecutor’s Office, Mayor of Moscow, Duma Commission, Chamber of Control and Accounts of Moscow, independent anti-corruption expertise, as well as list of amendments. The Duma’s documentary fond is formed in accordance with consolidated nomenclature of files. The nomenclature of files is developed and approved by the Duma to ensure the order of formation and accounting of files, determining terms of their storage and basis for compiling series for transfer to archival storage. According to the Federal Law no. 125-FZ of October 22, 2004 “On Archiving in the Russian Federation,” the Duma is an acquisition source of the Archival Fond of the Russian Federation. The documents are transferred to the Archive Fond after examination of the documents’ value. The examination is carried out with the participation of the Duma Apparatus. The documents transfer for permanent state storage is carried out by the Department of the Duma Archival Fond of the Directorate for Documentation Support. For the Duma, a ten-year period of documents temporary storage in the Archive Fond is established, after which the documents are to be transferred to the Central State Archive of the Moscow City for permanent storage. Currently, documents dating from 1993 to 2009, that is, for the period of the 1st to 4th Duma convocations, have been submitted to fond no. R-3303. The article describes this archival fond for the first time and concludes that it is of great importance for studying modern history of the Moscow city administration.

Ключевые слова

Архивный фонд РФ, экспертиза ценности, подлинники документов, нормативно-правовые акты, стенограммы заседаний, стенограммы депутатских слушаний.

Keywords

Archive Fond of the Russian Federation, examination of value, original documents, legal acts, minutes of meetings, minutes of parliamentary hearings.

Московская городская Дума имеет давнюю историю. За время ее существования сформировался значительный документальный фонд. В настоящее время он хранится в Главном архивном управлении города Москвы, и его материалы сосредоточены в четырех фондах – 14, 179, Р-150, Р-3303. Исторической предшественницей Думы конца XIX – начала XX в. являлась Общая городская дума, созданная при Екатерине II в соответствии с ее реформой 1785 г., по которой в российских городах учреждались подобные органы самоуправления. Теперь городское общество располагало своим домом для собраний, имело писаря, печать с городским гербом, а также архив.

В Центральном государственном архиве города Москвы отложились документы органов самоуправления Первопрестольной со времени указанной екатерининской реформы и до начала XX в. По перечисленным четырем фондам они распределяются следующим образом. В 17 описях фонда 14 отражено около 40 тыс. единиц хранения примерно за столетие – с кануна реформы 1785 г. и до конца царствования Александра II. Особое место среди в коллекции занимают материалы шестигласной думы, то есть исполнительной инстанции московского самоуправления. Истории о деятельности дореволюционного парламентаризма, формированию архивных коллекций посвящен ряд современный исследований.

В фонде 179 более 126 тыс. дел, сгруппированных в 70 описях. Эти дела охватывают время с середины XVIII в. и до кануна Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Этот фонд складывался преимущественно с середины 1920-х гг. и до второй половины 1940-х гг. Здесь сосредоточены материалы, касающиеся Московской городской Думы, а также всех отделов ее управы до 1917 г.

Третий фонд Р-150 представляет собой собрание документов о деятельности московских советов с начала 1930-х гг. и до 1993 г. В нем хранятся более 35 тыс. дел. Документы Московской городской Думы, которая существует с 1993 г., поступают на хранение в четвертый из названных фондов – № Р-3303.

Прежде всего следует в общих чертах охарактеризовать базовые принципы думского делопроизводства в Москве. Порядок внесения законопроектов в Думу, а также проектов думских постановлений определяется специальным Законом города Москвы «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и идет под номером 70 (Закон № 70). Этих же вопросов касаются две статьи Регламента Думы (44 и 45). Этот Регламент действует с 2005 г., в нем учтен современный опыт электронного документоведения, получивший освещение в трудах ученых-архивоведов.

Законопроект перед внесением в Думу (и сопроводительная документация к нему) вместе с проектом постановления (также с сопроводительными бумагами) поступают в Организационное управление от субъекта законодательной инициативы. Затем комиссия по организации работы Думы (КОРД) выносит решение о том, соответствует ли законопроект Закону № 70. В случае положительного решения законопроект размещается Организационным управлением в информационной системе сопровождения законодательной деятельности (ИС СЗД). Если же решение КОРД отрицательное, законопроект возвращается субъекту законодательной инициативы, который его внес.

В специальном разделе ИС СЗД, который называется «Сопроводительные материалы к проекту», собираются заключения по законопроекту Государственно-правового управления, московской прокуратуры, мэра, думской комиссии, Контрольно-счетной палаты, независимой антикоррупционной экспертизы, а также поправки.

44-я и 45-я статьи Регламента определяют порядок размещения зарегистрированных законопроектов и прилагаемых к ним сопроводительных материалов на официальном сайте Думы.

Организационное управление обеспечивает подготовку текстов документов, которые приняла Дума, для их размещения на сайте. А Информационно-аналитическое управление занимается непосредственно самим опубликованием на сайте этих документов. При этом проекты думских заявлений и обращений не размещаются на сайте – они передаются в Организационное управление субъектом законодательной инициативы, после чего попадают в ИС СЗД. В Регламенте Думы прописан порядок оформления, публикации, а также рассылки документов, которые приняла Дума.

В Регламенте указана последовательность действий, связанных с отзывом того или иного проекта или с прекращением рассмотрения законопроекта, который принят в первом или во втором чтении. Соответствующие действия осуществляются Организационным управлением в разделе «История рассмотрения проекта» ИС СЗД. В Регламенте содержатся требования к оформлению протокола и стенограммы думского заседания, правила их хранения и архивирования. Аналогичные правила применительно к стенограммам и протоколам думской комиссии приводятся в принятом в 2014 г. положении. Оформлением всей этой документации занимается Организационное управление.

Если тот или иной депутат считает необходимым стенографировать мероприятие, которое он проводит, то он сообщает об этом в заявке, а сама стенограмма после расшифровки направляется ему на согласование. Такую расшифровку, как и расшифровку стенограмм заседаний самой Думы и ее комиссий, организует Управление делами Думы. Документы после расшифровки идут в Организационное управление, а стенограммы и протоколы думских заседаний размещаются на сайте палаты.

Документальный фонд Думы составляется по сводной номенклатуре дел. Эта номенклатура фиксирует порядок учета дел и устанавливает сроки их хранения. В соответствии с ней также составляются описи дел, которые должны быть архивированы. Чтобы быть включенными в номенклатуру, документы комплектуются в определенном порядке.

Во-первых, подлинники законов, постановлений, а также обращений и заявлений Думы идут вместе с подлинниками проектов, которые, в свою очередь, дополняются подлинниками сопроводительных материалов к ним.

Во-вторых, подлинники тех же самых документов, но которые были сняты с рассмотрения. Их укомплектовывают пакетом материалов, в которых обосновывается правомерность отказа в рассмотрении.

В-третьих, подлинники документов, в которых содержится информация о ходе работы Думы. Это протоколы и стенограммы заседаний палаты, принятые решения, материалы, относящиеся к повестке дня и к итогам заседаний. Сюда же идут и результаты голосований. В эту же группу попадают копии запросов депутатов, если они оглашались на думских заседаниях.

В-четвертых, документация комиссий Думы: подлинники протоколов и стенограмм заседаний, повесток дня и регистрационных листов.

Комплектацию всего этого документального массива осуществляет Организационное управление.

Архивированные документы различаются по сроку их хранения. Под грифом «Постоянно» в номенклатуру Организационного управления передаются подлинники законов и иных актов, подлинники их проектов с сопроводительными документами, подлинники стенограмм и протоколов Думы и ее комиссий. Такие документы оформляются на хранение Организационным управлением и находятся в нем в течение года до передачи в архив. По истечении этого года материалы поступают в Управление документационного обеспечения, причем передаются как подлинники, так и официально заверенные копии.

Естественно, указанный порядок коррелирует с федеральным законодательством. Так, Московская городская Дума, будучи государственным органом, комплектует Архивный фонд Российской Федерации (фонд Р-3303 Московской городской Думы) в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». В статье 6 этого ФЗ указывается, что Архивный фонд РФ пополняется документами по результатам экспертизы их ценности. Такая экспертиза, а также работа по подготовке и передаче материалов на архивное хранение производятся на средства структур, которые передают эти материалы. Об этом говорится в статье 23 ФЗ, а также в статье 12 «Об Архивном фонде Москвы и архивах» Закона города Москвы № 67 от 28 ноября 2001 г.

В Московской городской Думе экспертиза документов для их передачи на архивное хранение проводится ежегодно. По итогам экспертных оценок формируются специальные описи дел для постоянного хранения. Эти описи согласовываются с двумя структурами – самой экспертной комиссией и Главным архивным управлением города Москвы, после чего утверждаются в Аппарате Думы. Процесс подготовки и передачи на постоянное хранение документов осуществляет отдел архивного фонда Думы, входящий в Управление документационного обеспечения.

Данная работа проводится с учетом требований и сроков, которые установлены федеральным архивным законодательством. Так, Московская городская Дума, в соответствии со статьей 22 ФЗ, являясь государственным органом субъекта РФ, должна осуществлять временное хранение предназначенных для архивирования документов, а затем передавать их на постоянное хранение в Центральный государственный архив города Москвы. К настоящему времени из Думы на постоянное хранение отправлены документы 1993–2009 гг.

Проведенный обзор фонда Московской городской Думы № Р-3303, в котором представлены документы за 1993–2009 гг., позволяет сделать вывод, что в этом фонде собран достаточно репрезентативный комплекс документов. В материалах фонда имеются обширные сведения по истории современного городского управления, по проблемам городской экономики, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, строительства и архитектуры, информационно-коммуникационных технологий. Они представляют несомненный интерес для изучающих современную историю Москвы, а также политологию, право, экономику и урбанистику.

Список литературы

Болдина, Е. Г. Московская городская шестигласная дума. Обзор документов фонда // Московская городская Дума. 1785–1862 гг. От Екатерины II до Александра II: материалы научно-практической конференции. Москва 19 апреля 2018 г. / под общ. ред. С. В. Орлова. – М.: Парламентская библиотека Московской городской Думы, 2018. – 208 с. – С. 54–62.

Двоеносова, Г. А. Цифровой документ: старая сущность в новом явлении // История и архивы. - 2020. - № 1. - С. 115–125. doi 10.28995/2658-6541-2020-1-115-125

Новосельский, С. С. «Булыгинская дума»: представительство без власти или власть представительства? // История и архивы. - 2021. - № 3. - С. 32–42. doi 10.28995/2658-6541-2021-3-32-42

Ларин, М. В. Три источника и три составные части отечественного документоведения // Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Т. В. Кузнецовой / Отв. ред. и сост. Ю. М. Кукарина. - М.: Термика, 2021. - С. 70-83.

Суровцева Н. Г. История создания и деятельности Комиссии по документалистике // История и архивы. - 2021. - № 3. - С. 147–159. doi: 10.28995/2658-6541-2021-3-147-159

Хорхордина, Т. И. Всесоюзная конференция историков–архивистов 1943 г. и общенародное собирание документального наследия Великой Отечественной войны // Архивы и война. К 75-летию Победы над фашизмом. Материалы международной научной конференции, Минск, 4 ноября 2020 г. - Минск: Изд-во Белорусского государственного ун-та, 2021. -С. 133-140.

Хорхордина, Т. И. Российская наука об архивах: История. Теория. Люди. - М: РГГУ, 2003. - 525 с.

References

BOLDINA, E. G. Moskovskaya gorodskaya shestiglasnaya duma. Obzor dokumentov fonda [The Moscow City Six-Voice Duma: Review of the fond documents. In Russ.]. IN: Moskovskaya gorodskaya Duma. 1785–1862 gg. Ot Ekateriny II do Aleksandra II: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moskva 19 aprelya 2018 goda [ORLOV, S. V. (ed.). Moscow City Duma. 1785–1862. From Catherine II to Alexander II: Materials of the research-to-practice conference. Moscow, April 19, 2018. In Russ.]. Moscow, Parlamentskaya biblioteka Moskovskoi gorodskoi Dumy publ., 2018, pp. 54–62.

DVOENOSOVA, G. A. Tsifrovoi dokument: staraya sushchnost' v novom yavlenii [Digital document: Old substance in new phenomenon. In Russ.]. IN: Istoriya i arkhivy, 2020, no. 1, pp. 115–125. DOI: 10.28995/2658-6541-2020-1-115-125.

NOVOSELSKII, S. S. “Bulyginskaya duma”: predstavitel'stvo bez vlasti ili vlast' predstavitel'stva? [The “Bulygin Duma”: Representation without power or power of representation? In Russ.]. IN: Istoriya i arkhivy, 2021, no. 3, pp. 32–42, doi 10.28995/2658-6541-2021-3-32-42.

LARIN, M. V. Tri istochnika i tri sostavnye chasti otechestvennogo dokumentovedeniya [Three sources and three constitutive parts of national document science. In Russ.]. IN: Upravlenie dokumentatsiei: proshloe, nastoyashchee, budushchee: Sbornik materialov V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi pamyati professora T. V. Kuznetsovoi [KUKARINA, Yu. M. (ed.). Document management: Past, present, future: Proceedings of the 5th international research-to-practice conference dedicated to the memory of professor T. V. Kuznetsova]. Moscow, Termika publ., 2021, pp. 70–83.

SUROVTSEVA, N. G. Istoriya sozdaniya i deyatel'nosti Komissii po dokumentalistike [History and Operation of the Documentalistics Commission. In Russ.]. IN: Istoriya i arkhivy, 2021, no. 3, рр. 147–159, DOI: 10.28995/2658-6541-2021-3-147-159.

KHORKHORDINA, T. I. Vsesoyuznaya konferentsiya istorikov–arkhivistov 1943 g. i obshchenarodnoe sobiranie dokumental'nogo naslediya Velikoi Otechestvennoi voiny [The All-union conference of historians and archivists of 1943 and nationwide collection of the documentary heritage of the Great Patriotic War. In Russ.]. IN: Arkhivy i voina. K 75-letiyu Pobedy nad fashizmom. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Minsk, 4 noyabrya 2020 g. [Archives and war: To the 75th anniversary of the Victory over Nazism: Proceedings of the international scientific conference, Minsk, November 4, 2020]. Minsk, Izd-vo Belorusskogo gosudarstvennogo un-ta publ., 2021, pp. 133–140.

KHORKHORDINA, T. I. Rossiiskaya nauka ob arkhivakh: Istoriya. Teoriya. Lyudi [The Russian science on the archives: History. Theory. People. In Russ.]. Moscow, RGGU publ., 2003, 525 p.

Сведения об авторах

Орлов Степан Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, исторический факультет, кафедра истории общественных движений и политических партий, заведующий кафедрой, г. Москва, Российская Федерация, 8-495-939-24-25, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Orlov Stepan Vladimirovich, PhD in Economics, associate professor, M. V. Lomonosov Moscow State University, Faculty of History, department of the history of Russian social movements and political parties, head of the department, Moscow, Russian Federation, +7-495-939-24-25, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 31.10.2021 г., опубликована (для цитирования):

Орлов, С. В. Формирование и хранение документального фонда Московской городской Думы. 1993-2009 гг. // Вестник архивиста. – 2022. - № 2. – С. 435-449. doi 10.28995/2073-0101-2022-2-435-449

Submitted 31.10.2021, published (for citation):

ORLOV, S. V. Formirovanie i khranenie dokumental'nogo fonda Moskovskoi gorodskoi Dumy. 1993-2009 gg. [Formation and Storage of the Moscow City Duma Documentary Fond: 1993 – 2009. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022, no. 2, pp. 435-449. doi 10.28995/2073-0101-2022-2-435-449

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.