Документальные интернет-выставки центральных государственных архивов Украины как способ коммеморации Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 930.25+477

DOI 10.28995/2073-0101-2021-1-118-129

Е. И. Пивовар, Е. А. Косован

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

Документальные интернет-выставки центральных государственных архивов Украины как способ коммеморации Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Efim I. Pivovar, Elena A. Kosovan

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

Documentary On-Line Exhibitions of the Central State Archives of Ukraine as a Way to Commemorate the Great Patriotic War of 1941–45

Аннотация

В статье рассматривается приуроченная к юбилею Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. виртуальная выставочная деятельность центральных государственных архивных учреждений Украины. Авторы подчеркивают, что архив является особенно значимым для Украины институтом памяти, ими предпринята попытка оценить влияние официального украинского историко-политического курса на экспозиционную деятельность центральных государственных архивов на примере интернет-выставок, посвященных юбилею Победы 1945 г. Выбор темы обусловлен тем, что Великая Отечественная война является одним из самых противоречивых элементов украинского национального исторического нарратива, одной из наиболее конфликтогенных составляющих исторической политики современного украинского государства, что находит отражение в так называемых «войнах памяти». Авторами изучены страницы (разделы) официальных сайтов ряда украинских архивов, исследована и оценена их структура, дизайн, контент. Особое внимание уделено тексту аннотаций выставок на страницах главного раздела, раскрывающему концепции, цели и задачи интернет-проектов. Полагая, что важнейшая информация о влиянии официального историко-политического курса на работу архивного учреждения содержится в лексике и в понятийном аппарате аннотаций, авторы определили закономерности в использовании понятий, обозначающих события 1941-1945 гг. Изучено тематическое оформление пяти украинских интернет-выставок, используемая в веб-дизайне военная символика. Во всех экспозициях устоявшееся название «Великая Отечественная война» заменено понятием «Вторая мировая война», но в то же время в некоторых разделах выставок выявлено употребление обоих названий. Авторы отмечают, что в оформлении по крайней мере двух выставок использовался «европейский», а не советский символ победы над нацизмом – красный мак вместо красной гвоздики и георгиевской ленты. Использование стилизованного изображения мака и замена понятия «Великая Отечественная война» несинонимичным понятием «Вторая мировая война» стали основными маркерами, демонстрирующими влияние украинского государственного историко-политического курса на работу архивов. Авторами сделан вывод, что нельзя отрицать влияние противоречивого официального украинского историко-политического нарратива на характер рассмотренных экспозиций, однако, в целом им свойственна умеренная политическая ангажированность, что свидетельствует об определенной научной самостоятельности государственных архивов современной Украины.

Abstract

The article deals with virtual exhibition activities of the central state archival institutions of Ukraine associated with the anniversary of the Great Patriotic War of 1941–45. The authors acknowledge that archives are an important institute of memory for Ukraine, and therefore they attempt to assess the impact of the official Ukrainian historical and political policy on the exhibition activities in the central state archives, using on-line exhibitions dedicated to the anniversary of the Victory of 1945 as an example. The Great Patriotic War is one of the most contradictory elements of the Ukrainian national historical narrative and one of the most conflictogenic elements in the Ukrainian historical policy (in the so called “wars of memory”), hence the choice of the topic. The authors have studied the webpages of the archives’ official sites, their structure, design, and content. They focused on the digests of on-line exhibitions, i.e. texts located on the home page of the archive, which reveal theme, concept, purpose, and objectives of the exhibition. The authors have tried to identify the patterns in using the concepts of the 1941–45 events, assuming that vocabulary and definitions contain most important information on the influence of the official historical and political policy on the work of archival institutions. The authors have also studied the thematic design of on-line exhibitions, in particular, the military symbols used in web design. The research has showed that the concept of the Great Patriotic War was persistently changed to the concept of World War II in all five exhibitions, although some sections of the exhibitions featured both. The article notes that design of at least two exhibitions used the European symbol for victory over Nazism: red poppy instead of red carnation and St. George’s ribbon usually used in the USSR. Use of the poppy image and substitution of concept of the Great Patriotic War with non-synonymous concept of the World War II is a shining example of the influence of Ukrainian state historical and political policy on the work of archives. The researchers argue that it is impossible to deny the significant influence of the controversial official Ukrainian historical and political narrative on the nature of the expositions. However, in general, the exhibitions are characterised by moderate political engagement, demonstrating a certain scientific independence of the Ukrainian state archives.

Ключевые слова

Украина, историческая политика, центральный государственный архив, документальная выставка, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., Вторая мировая война, юбилей Победы советского народа.

Keywords

Ukraine, politics of memory, central state archive, documentary exhibition, Great Patriotic War, World War II, anniversary of the Victory of the Soviet people.

Историческая политика современной Украины, сопряженная с непростыми, зачастую конфликтогенными процессами нациотворения, актуализирует проблему изучения институтов памяти, среди которых одно из ключевых мест занимают архивы. Выступая в качестве постоянных участников мероприятий, связанных с публичными репрезентациями прошлого и являясь в то же время государственными учреждениями, они становятся объектом повышенного внимания со стороны властных институций, которые заинтересованы в навязывании архивам роли исполнителя официальных инициатив, транслятора новых официальных версий прошлого.

Влияние национально-государственного нарратива на деятельность украинских архивов не раз становилось предметом исследований, и все же степень изученности этой проблемы невысока. Особый интерес она представляет в контексте коммеморации таких неоднозначных для современной Украины событий прошлого, как Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

В нарративе о таких неоднозначных для современной Украины событий прошлого как Великая Отечественная война переплетаются два контроверсионных сюжета – борьба с оккупантами и сотрудничество с ними, которые трактуются как различные проявления патриотизма – советского и антисоветского (национального), соответственно. Из последней трактовки вырастает активно продвигаемая в последние годы тема борьбы украинцев в 1939 / 1941-1945 гг. с «двумя тоталитаризмами». Этот нарратив претендует на включение его в европейский военный дискурс, хотя далеко не все эпизоды участия украинцев в военных событиях являются, с точки зрения этого дискурса, безупречными (вспомним проблему Холокоста).

Дополнительные сложности связаны и с тем, что большая часть украинской мемориальной инфраструктуры, имеющей отношение к неоднозначных для современной Украины событий прошлого, как Великая Отечественная война, была создана в советское время и теперь нуждается в переосмыслении и / или реконструкции. Все это обуславливает противоречивость украинской исторической политики, которая должна находить отражение и в деятельности архивов.

Попробуем проиллюстрировать это предположение на примере документальных интернет-выставок 2020 г., организованных украинскими центральными государственными архивами в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Подобные выставки «прошли» в виртуальном пространстве пяти архивов. Наиболее простая структура виртуальной экспозиции характерна для выставок, организованных Центральным государственным научно-техническим архивом Украины и Центральным государственным архивом общественных объединений Украины: на каждой странице выставки размещается аннотация, в которой кратко характеризуется предмет экспозиции, размещается информация о фондах архива, материалы которых были выбраны для интернет-презентации; выкладываются экспонируемые документы.

В исторической политике современной Украины можно выделить две магистральные тенденции: с одной стороны, это создание «собственной», отдельной от Советского Союза и России истории, с другой – попытки «вписать» ее в общеевропейский исторический нарратив. Влияние этих тенденций на выставочную активность украинских архивов в рамках юбилейных мероприятий в честь 75-летия Победы проявилось главным образом в «европеизации» украинской истории соответствующего периода. Так, понятие «Великая Отечественная война» практически повсеместно оказалось заменено понятием «Вторая мировая война», а основным символом памяти о событиях 1939-1945 гг. стал красный мак.

На концептуальном уровне можно проследить использование украинскими архивистами актуальных с точки зрения историко-политического курса теорий и интерпретаций. В первую очередь это трактовка Второй мировой войны как «борьбы украинцев с двумя тоталитаризмами».

С нею тесно связана проблема согласования и репрезентации таких болезненных для современной Украины исторических проблем, как Холокост, украинский коллаборационизм и национализм в годы Великой Отечественной войны. Пример выставки «Победа над нацизмом в Европе» показал, что архивисты постарались обойти острые углы, признав участие украинской полиции в расстрелах в Бабьем Яру, но указав, что наряду с евреями, цыганами, коммунистами, военнопленными и иными неугодными нацистам категориями советских граждан жертвами Бабьего Яра стали и члены ОУН.

Вместе с тем, при просмотре виртуальных экспозиций бросается в глаза определенный концептуальный и символический разнобой. Например, при оформлении выставки «Победа над нацизмом в Европе» были использованы и красный мак, и красная гвоздика, а на главной странице фигурировали два названия – «Онлайн выставка архивных копий веб-сайтов “Победа над нацизмом в Европе”» и «Архивная коллекция веб-сайтов “К Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов”».

Указанные особенности юбилейных экспозиций можно расценить как проявление конфликта между «советско-ностальгическим» и «национальным / националистическим» нарративами, свойственного исторической политике современной Украины.

Список литературы

Вєдєнєєв, Д. В. Наукове забезпечення формування політики національної памяті в Україні: до питання про визначення принципів, змісту і механізмів реалізації // Національна та історична пам’ять. – 2013. – Вип. 6. – С. 208-216.

Дубровіна, Л. А., Киридон, А. М., Матяш, И. Б. Архіви, бібліотеки, музеї – джерельна основа національної пам’яті, культурної спадщини України // Бібліотечний вісник. – 2017. – № 1. – С. 3-10.

Касьянов, Г. В. Украина и соседи: историческая политика 1987-2018. – М.: Новое литературное обозрение, 2019. – 632 с.

Чиркова, М. Ю. Участь архівів у державній політиці пам’яті // Науковий вісник Академії муніципального управління. Серія: Управління. – 2011. – Вип. 4. – С. 360-368.

References

VEDENEEV, D. V. Naukove zabezpechennya formuvannya polіtiki natsіonal'noї pamyatі v Ukraїnі: do pitannya pro viznachennya printsipіv, zmіstu і mekhanіzmіv realіzatsії [Scientific support of the formation policy of national memory in Ukraine: the question of determining the principles, content and implementation mechanisms. In Ukr.]. IN: Natsіonal'na ta іstorichna pam’yat', 2013, no. 6, pp. 208–216.

DUBROVІNA, L. A., KIRIDON, A. M., MATYASH, I. B. Arkhіvi, bіblіoteki, muzeї – dzherel'na osnova natsіonal'noї pam’yatі, kul'turnoї spadshchini Ukraїni [Archives, libraries and museums – the sources base of the national memory and cultural heritage of Ukraine]. IN: Bіblіotechnii vіsnik, 2017, no. 1, pp. 3–10.

KAS'YANOV, G. V. Ukraina i sosedi: istoricheskaya politika 1987-2018 [Ukraine and its neighbors: Historical policy: 1987–2018. In Russ.]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie publ., 2019, 632 p.

CHIRKOVA, M. YU. Uchast' arkhіvіv u derzhavnіi polіtitsі pam’yatі [Archives participation in the national policy of memory. In Ukr.]. IN: Naukovii vіsnik Akademії munіtsipal'nogo upravlіnnya, “Management” Series, 2011, no. 4, pp. 360-368.

Сведения об авторах

Пивовар Ефим Иосифович, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, Российский государственный гуманитарный университет, институт постсоветских и межрегиональных исследований, директор, г. Москва, Российская Федерация, 8-495-250-69-10, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Косован Елена Анатольевна, кандидат исторических наук, Российский государственный гуманитарный университет, кафедра стран постсоветского зарубежья, доцент, г. Москва, Российская Федерация, 8-499-973-49-62, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Pivovar Efim Iosifovich, PhD in History, professor, corresponding member of the Russian Academy оf Sciences, Russian State University for the Humanities, Institute of post-Soviet and inter-Regional Studies, director, Moscow, Russian Federation, +7-495-250-69-10, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Kosovan Elena Anatol'evna, PhD in History, Russian State University for the Humanities, department for post-Soviet states, assistant professor, Moscow, Russian Federation, +7-499-973-49-62, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Работа выполнена в рамках проекта РГГУ «30 лет СНГ: трансформационные процессы на постсоветском пространстве в глобальном и региональном измерении». Конкурс «Проектные научные коллективы РГГУ».

Grant information

This work was supported by the Russian State University for the Humanities project "30th Anniversary of the CIS: Global and Regional Dimension of Transformation Processes in the Post-Soviet Space". "RSUH Project Research Teams" Award.

В редакцию статья поступила 11.11.2020 г., опубликована (для цитирования):

Пивовар, Е. И., Косован, Е. А. Документальные интернет-выставки центральных государственных архивов Украины как способ коммеморации Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Вестник архивиста. – 2021. - № 1. – С. 118-129. doi 10.28995/2073-0101-2021-1-118-129

Submitted 11.11.2020, published (for citation):

PIVOVAR, E. I., KOSOVAN, E. A. Dokumental'nye internet-vystavki tsentral'nykh gosudarstvennykh arkhivov Ukrainy kak sposob kommemoratsii Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg. [Documentary On-Line Exhibitions of the Central State Archives of Ukraine as a Way to Commemorate the Great Patriotic War of 1941–45. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2021, no. 1, pp. 118-129. doi 10.28995/2073-0101-2021-1-118-129

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.