Научная статья / Scientific article
УДК 930+94(470)+929
DOI 10.28995/2073-0101-2021-1-11-23
А. С. Усачев
Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация
Феодосий Вятка – духовник Ивана Грозного: портрет на фоне эпохи
Andrei S. Usachev
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation
Theodosius of Vyatka – the Confessor of Ivan the Terrible: Portrait against the Backdrop of the Era
Аннотация
На основе обобщения данных ряда источников (летописных, актовых, хозяйственных книг русских монастырей) рассмотрена биография духовника царя Ивана IV Феодосия Вятки. В работах предшественников (А. А. Зимина, Р. Г. Скрынникова, Б. Н. Флори) затрагивались лишь отдельные факты его биографии. Показано, что Феодосий не был связан ни с одной из влиятельных групп в Русской церкви рассматриваемого периода. Источники ничего не сообщают о каких-то его тесных контактах с Иосифо-Волоколамским, Кирилло-Белозерским и Троице-Сергиевым (до поставления в его настоятели) монастырями. Судя по всему, до личного знакомства с царем Феодосий прошел вполне традиционный путь от обычного инока и соборного старца до настоятеля. Во второй половине 1566 – первой половине 1567 г. он возглавил значимый московский монастырь – Спасо-Андроников. Не позднее осени 1567 г. Феодосий свел личное знакомство с царем. В ходе его конфликта с митрополитом Филиппом (Колычевым) Феодосий вместе с князем В. И. Темкиным-Ростовским и суздальским епископом Пафнутием был включен в состав комиссии, расследовавшей деятельность Филиппа на Соловках. Собранные комиссией материалы были использованы на осеннем Соборе 1568 г., осудившем и сместившем с митрополии Филиппа. Феодосий вскоре, правда, ненадолго стал архимандритом Троице-Сергиева монастыря (ок. 1569/70–1572 гг.). Между ним и царем установились достаточно близкие отношения. Благодаря им Феодосий – представитель черного духовенства – ок. 1572 г. стал духовником Ивана IV (в данный период это было уделом белых священников – протопопов кремлевского Благовещенского собора). Желая видеть в этой роли Феодосия, самодержец порвал с уже установившейся традицией, реанимировав практику более раннего времени (духовниками Василия II и Ивана III были настоятели монастырей Москвы и Подмосковья). Будучи ближайшим к царю лицом, Феодосий хорошо чувствовал желания своего духовного сына, устремляя свой взор в том направлении, которое интересовало царя. Так, если государь на рубеже 1560–1570-х гг. проявлял интерес к Вологде, обустраивая там «резервную» резиденцию, то Феодосий давал вклады по вологодскому епископу Иоасафу, а также в Спасо-Каменный и Спасо-Прилуцкий монастыри. До самой кончины Ивана IV Феодосий оставался самым близким к нему лицом, с которым царь не желал расставаться. В силу этого Феодосий в этот период не занимал какой-либо кафедры (это требовало отъезда из столицы). После кончины Ивана IV он, вероятно, в октябре 1585 г. был поставлен в рязанские епископы.
Abstract
On the base of the different historical sources (chronicles, acts and household books of the Russian monasteries) the author examines the biography of the confessor of Ivan IV Theodosius of Vyatka. In the works of predecessors (A.A. Zimin, R.G. Skrynnikov, B.N. Florya) only some facts of his biography were mentioned. The study shows that Theodosius had no connections with influential groups in the Russian Church of the period. The historical sources have nothing to say on his close contacts with the Joseph Volokolamsk Monastery, the Kirillo-Belozerskii Monastery, Trinity Lavra of St. Sergius (until he became the abbot of the last one). Before his acquaintance with the tsar, Theodosius worked his way from monk to elder monk to abbot. In the second half of 1566 – first half of 1567 he became the head of a significant Moscow monastery — the Andronikov Monastery of the Saviour. No later than in autumn 1567, Theodosius became acquainted with the tsar. During the tsar’s conflict with metropolitan Phillip (Kolychev), Theodosius was included in the commission that investigated Phillip’s activities at the Solovetsky Monastery (along with prince V.I. Temkin-Rostovsky and bishop of Suzdal Paphnutius). The materials gathered by the commission were used at the Church Council in the autumn of 1568. As a result, Phillip was condemned and displaced. Soon afterwards, Theodosius became archimandrite of the Trinity Lavra of St. Sergius (about 1569/70-1572). Quite close relationship was established between him and the tsar. Because of that Theodosius – a representative of the black clergy – became the confessor of Ivan IV in about 1572. (At the time it was the lot of the white clergy representatives, usually protopopes of the Kremlin Annunciation Cathedral.) Wishing to see Theodosius as his confessor, the tsar had broken from this tradition and reestablished the practice of an earlier time (the confessors of Vasily II and Ivan III were the abbots of the monasteries of Moscow and the Moscow region). Being the closest person to the tsar, Theodosius knew the desires of his penitent and followed the eye of the tsar. When at the turn of the 1570s the tsar showed an interest in Vologda, fitting out a reserve residence there, Theodosius made donations for requiems for the soul of Josef, the bishop of Vologda, and to the Spaso-Kamenny and the Spaso-Prilutsky Monasteries. Till tsar’s death, Theodosius remained very close to Ivan IV. The tsar didn’t want to be parted from him. Thereby Theodosius headed no diocese in that period, as it meant leaving the capital. After the death of Ivan IV, he was consecrated as bishop of Ryazan, probably, in October of 1585.
Ключевые слова
XVI век, Русская церковь, Иван Грозный, духовник русского царя, церковная иерархия, Рязанская епархия, Вологда, епископат, Освященный собор.
Keywords
16th century, Russian church, Ivan the Terrible, confessor of the Russian tsar, Church hierarchy, Ryazan diocese, Vologda, episcopate, Church Council.
Хотя духовника Ивана IV Феодосия Вятку неоднократно упоминал ряд исследователей, отмечавших его близость к царю, специально его биографию еще не рассматривали. Обобщив данные ряда источников, ниже мы восполним этот пробел и рассмотрим эту фигуру, роль которой в истории Церкви еще не в полной мере оценена.
Источники упоминают Феодосия с того момента, когда он возглавил столичный Спасо-Андроников монастырь. Это могло произойти как в 1567 г., так и уже во второй половине 1566 г. Скорее всего, он проделал вполне обычный путь от рядового инока к соборному старцу и настоятелю, возглавив обитель уже в достаточно зрелом возрасте. Подготовка игумена и тем более архиерея в этот период, как правило, занимала не менее двух – трех десятилетий. Руководителями Церкви чаще всего становились лица, либо уже перешагнувшие 50-летний рубеж, либо приблизившиеся к нему.
Не позднее октября 1567 г. Феодосий свел личное знакомство с царем (он являлся одним из немногих духовных лиц, сопровождавших его в поездке в Новгород). В ходе конфликта Ивана IV с митрополитом Филиппом Феодосию, наряду с суздальским епископом Пафнутием и князем В. И. Темкиным-Ростовским, была поручена сложная и ответственная миссия – сбор информации (по сути, компромата) о деятельности Филиппа на Соловках. Дело шло не слишком гладко. Согласно Житию Филиппа, Пафнутий отказался присоединиться к тем обвинениям, которые против митрополита выдвинули В. И. Темкин-Ростовский и Феодосий Вятка, посулами добившиеся у соловецкого игумена Паисия и ряда других иноков показаний против бывшего настоятеля.
Феодосий Вятка, не будучи связан с какой-либо влиятельной внутрицерковной группой, возвысился исключительно благодаря близости к государю. Изначально «деловая» связь вскоре приобрела личный характер. Царь, сообщив Феодосию особый, ни с чем несравнимый, правда, неофициальный статус, вместе с тем, избегал его формализации. Она неизбежно вела бы к удалению ближайшего к нему лица от двора. Смерть духовного сына, с одной стороны, ослабила влияние Феодосия при дворе, с другой, открыла ему путь к хиротонии.
Список литературы
Зимин, А. А. Опричнина. – М.: Территория, 2001. – 447 с.
Скрынников, Р. Г. Царство террора. – СПб.: Наука, 1992. – 571 с.
Смирнов, С. И. Древнерусский духовник. Исследование с приложением: материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. – М.: Синод. тип., 1913. – VIII, 290 с.
Усачев, А. С. Почему закончилась «волоколамская гегемония» в Русской церкви XVI в.? // Российская история. – 2017. – № 5. – С. 97–113.
Флоря, Б. Н. Иван Грозный. – М.: Академический проект, 2019. – 421 с.
References
ZIMIN, A. A. Oprichnina [The Oprichnina. In Russ.]. Moscow, Territoria publ., 2001, 447 p.
SKRYNNIKOV, R. G. Tsarstvo terrora [The reign of terror. In Russ.]. St. Petersburg, Nauka publ., 1992, 571 p.
SMIRNOV, S. I. Drevnerusskii dukhovnik. Issledovanie s prilozheniem: materialy dlya istorii drevnerusskoi pokayannoi distsipliny [The Old Russian Confessor. Research with an Appendix: Materials for the History of the Old Russian Penitential Discipline. In Russ.]. Moscow, Sinod. tip. Publ., 1913, VIII, 290 p.
USACHEV, A. S. Pochemu zakonchilas' «volokolamskaya gegemoniya» v Russkoi tserkvi XVI v.? [Why did the “Volokolam hegemony” end in the Russian church of the 16th century? In Russ.]. IN: Rossiiskaya istoriya, 2017, no. 5, pp. 97–113.
FLORYA, B. N. Ivan Groznyi [Ivan the Terrible. In Russ.]. Moscow, Akademicheskii proekt publ., 2019, 421 p.
Сведения об авторах
Усачев Андрей Сергеевич, доктор исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, кафедра истории и теории исторической науки, профессор, г. Москва, Российская Федерация, 8–917–540–4379, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About the authors
Usachev Andrei Sergeevich, PhD in History, associate professor, Russian State University for the Humanities, department of history and theory of historical science, professor, Moscow, Russian Federation, +7–917–540–4379, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Сведения о грантах
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 20-18-00218).
Grant information
The article has been prepared with the financial support of the Russian Science Foundation (project no. 20-18-00218).
В редакцию статья поступила 9.11.2020 г., опубликована (для цитирования):
Усачев, А. С. Феодосий Вятка – духовник Ивана Грозного: портрет на фоне эпохи // Вестник архивиста. – 2021. - № 1. – С. 11-23. doi 10.28995/2073-0101-2021-1-11-23
Submitted 9.11.2020, published (for citation):
USACHEV, A. S. Feodosii Vyatka – dukhovnik Ivana Groznogo: portret na fone epokhi [Theodosius of Vyatka – the Confessor of Ivan the Terrible: Portrait against the Backdrop of the Era. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2021, no. 1, pp. 11-23. doi 10.28995/2073-0101-2021-1-11-23
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.