Н. Э. Сум – заведующий Музейным отделением петроградского Института внешкольного образования

Печать PDF

УДК 378.124 (Сум)+94(47)+929

DOI 10.28995/2073-0101-2020-4-1228-1240

В. Г. Ананьев

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Н. Э. Сум – заведующий Музейным отделением петроградского Института внешкольного образования

Vitaly G. Ananiev, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation

N. E. Soum – the First Head of the Museum Department of the Institute of Out-of-School Education in Petrograd

Аннотация

События 1917 г. стимулировали масштабную реорганизацию практически всех аспектов жизни России. Одним из важных факторов ее реализации стало активное участие в этом процессе представителей дореволюционной интеллигенции. Изучение биографий участников проектов тех лет важно по двум причинам. Во-первых, оно позволяет восполнить лакуны, существующие в истории тех или иных явлений (в нашем случае – истории музееведческого образования в России). Во-вторых, оно имеет значение с точки зрения просопографии, т. к. конкретные биографии могут помочь лучше понять тот или иной исторический тип. Последнее важно в контексте антропологического подхода к изучению революционных событий. Объект данной статьи – биография одного из таких деятелей первых послереволюционных лет Николая Эммануиловича Сума (1879–1926). Источниковую базу составили прежде не привлекавшие внимания исследователей материалы из четырех архивов Санкт-Петербурга. Изучая химию в Санкт-Петербургском университет в 1890–1900-х гг., Сум во многом следовал по пути, проложенном профессиональной деятельностью отца. Однако закончить обучение он не смог (возможно, в связи со смертью отца и изменением финансового положения семьи). В 1910-е гг. он, работая по специальности, все более активно начинает участвовать в деятельности научных и просветительских обществ (центральных и местных). Пафос просвещения, наряду с практическим применением достижений науки (интерес к фотографии) подготавливают перемены, которые произойдут сразу же после революции 1917 г. С 1918 г. Сум служит в Петроградском губернском отделе народного образования, а с 1919 г. возглавляет Музейное отделение петроградского Института внешкольного образования. С его деятельностью на этой должности связан один из первых в России проектов разработанной системы подготовки музейных работников. Структурные изменения и неблагоприятные политические условия мешают реализации и этого начинания. Сум вновь, как и в дореволюционный период, оказывается вытеснен на периферию культурной жизни.

Abstract

The revolutions of 1917 prompted a large-scale reorganization of almost all aspects of life in Russia. An important actor in its implementation was intelligentsia. Studying the biographies of the participants in that processes is important for two reasons. Firstly, it allows us to fill the gaps in the history of certain phenomena (i.e., the history of museum education in Russia). Secondly, it’s important from the point of view of prosopography, as biographies help a better understanding of certain historical types. That is important in the context of the anthropological approach to the study of revolutionary events. The object of this article is the biography of one of the personalities of the first post-revolutionary years, Nikolai Emmanuilovich Soum (1879–1926). Studying chemistry at St. Petersburg University in the 1890s–1900s, Soum to a great extent followed the path laid by his father's professional activities. However, he didn’t succeed in accomplishing his studies, perhaps on the account of his father’s death and failed family finances. In the 1910s, when working as a chemist, he joined in the activities of scientific and educational societies. The enlightenment pathos and practical application of science (his interest in photography) prepared the changes, which took place immediately after the revolution. Since 1918 Soum served in the Petrograd gubernia department of public education, and from 1919 headed the Museum department of the Petrograd Institute of Out-of-School Education. One of his first projects was system of training of museum workers, one of the first in Russia. Structural changes and unfavorable political conditions hindered the implementation of the initiative. Soum, same as earlier in the pre-revolutionary period, was pushed to the periphery of cultural life.

Ключевые слова

Музееведение, подготовка музейных работников, Петроградский губернский отдел народного образования, музейное отделение петроградского Института внешкольного образования, Н. Э. Сум, революция 1917 г., архивные документы, Российский государственный исторический архив (РГИА), Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт Петербурга (ЦГАЛИ СПб).

Keywords

Museology, training of museum workers, Petrograd gubernia department of public education, Museum department of the Petrograd Institute of Out-of-School Education, N. E. Sоum, revolution of 1917, archival documents, Russian State Historical Archive (RGIA), Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb), Central State Archive of St. Petersburg (TsGA SPb), Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg (TsGALI SPb).

Октябрь 1917 г. вызвал существенные изменения во всех областях жизни России. В активную работу по строительству «нового мира» включились многие представители интеллигенции. Но их отношения с советским государством были далеки от идеала. К. Кларк отмечает: «во многих случаях нельзя говорить, что интеллектуалы “противостояли” режиму или “сотрудничали” с ним. Они скорее маневрировали в рамках того спектра возможностей, которые им оставляли собственные революционные идеалы». Широта маневров определялась изменениями политического курса и ограниченностью материальных ресурсов. Многие начатые проекты не были реализованы, имена их инициаторов прочно забыты. Ниже, опираясь на не привлекавшие внимания исследователей архивные материалы, мы обратимся к примеру одного из таких участников культурного строительства первых послереволюционных лет – Н. Э. Сума (1879–1926), заведующего Музейным отделением Института внешкольного образования в Петрограде.

До 1917 года ничто в биографии Николая Сума не давало оснований считать, что он внесет существенный вклад в одну из первых в России попыток создания системы профессиональной музейной подготовки. Он родился в Санкт-Петербурге 24 мая 1879 г. в семье Эммануила Ивановича Сума и Генриетты Богдановны Нейман. Отец, из «австрийских подданных, принявших подданство России», в 1870 г. перешел в православие и служил в Управлении неокладных сборов и казенной продажи питей. Мать оставалась лютеранкой. С конца 1890-х гг. Э. Сум был потомственным почетным гражданином и служил в том же управлении старшим техником Технического комитета. Супруги имели родовые имения.

Николай окончил Санкт-Петербургскую десятую гимназию и в 1897 г. поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, специализируясь по естественному разряду. Занятия там вели ведущие ученые своего времени: Д. П. Коновалов (Неорганическая химия), А. Н. Бекетов (Практические занятия по морфологии), А. С. Догель (Гистология человека) и др. Знаком он был и с Д. И. Менделеевым, в 1890 г. покинувшим Санкт-Петербургский университет, но определенно знавшим отца Сума по службе в Главной палате мер и весов. Они и жили с 1890-х гг. в одном доме на Забалканском проспекте. В записных книжках А. А. Блока отмечено (вероятно, о 1898 г.): «В Боблове жил Н. Э. Сум, вихрастый студент (к которому я ревновал)». Редактор первого издания, судя по всему, со слов самого «объекта ревности», указывал в комментарии: «Репетитор братьев Л. Д. Блок».

Биография Н. А. Сума важна с двух точек зрения. С одной стороны, она закрывает лакуну в истории отечественного музееведения. С другой, в ней есть ценность просопографии, т. к. за фигурой Н. Э. Сума легко увидеть целостный тип, характеристику которому в мемуарах дал Л. В. Розенталь: «Сотрудники отдела были преимущественно все люди посолиднее, характерного интеллигентского обличья, любящие и знающие свое дело. По инерции, в силу неискоренимой привычки добросовестных культурных людей они старались чем-то заняться или, по крайней мере, казаться занятыми, хотя чего-либо достигать в своей работе становилось все труднее». Обращение к этому материалу может быть полезным для более детального анализа антропологического измерения социокультурных трансформаций первой трети ХХ в.

Список литературы

Ананьев, В. Г. А. С. Николаев в Институте внешкольного образования: проект «Музея по архивному делу» // Вестник архивиста. – 2018. – № 4. – С. 1254-1265. doi 10.28995/2073-0101-2018-4-1254-1265

Кислов, В. А. Николай Эммануилович Сум и Гатчинское общество любителей природы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://history-gatchina.ru/article/sum.htm (дата обращения: 21.12.2019).

Кларк, К. Петербург, горнило культурной революции. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 484 с.

References

ANANIEV, V. G. A. S. Nikolaev v Institute vneshkol’nogo obrazovaniya: proekt “Muzeya po arkhivnomu delu” [A. S. Nikolaev in the Institute of Out-of-School Education and His ‘Museum of Archival Work’ Project. In Russ.]. IN: Herald of an Archivist, 2018, no. 4, pp. 1254–1265. doi 10.28995/2073-0101-2018-4-1254-1265

KISLOV, V. A. Nikolai Emmanuilovich Sum i Gatchinskoe obshchestvo lyubitelej prirody [N. E. Soum and the Gatchina Society of Nature Lovers. In Russ.]. Available at: http://history-gatchina.ru/article/sum.htm (accessed 21.12.2019).

CLARK, K. Petersburg, Crucible of Cultural Revolution. Harvard University Press, 1995, 377 p. (Russ. ed.: Peterburg, gornilo kul'turnoi revolyutsii. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie publ., 2018, 484 p.)

Сведения об авторах

Ананьев Виталий Геннадьевич, доктор культурологии, Санкт-Петербургский государственный университет, институт философии, кафедра музейного дела и охраны памятников, старший преподаватель, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-812-328-94-21, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Ananiev Vitaly Геннадьевич, PhD in Cultural Studies, St. Petersburg State University, Institute of Philosophy, department of museology and preservation of monuments, senior lecturer, St. Petersburg, Russian Federation, +7-812-328-94-21, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (код проект 18-18-00367).

Автор искренне признателен Е. В. Аброськиной (РАН) за помощь в работе с архивным материалом.

Grant information

This work has been prepared with financial support from of the Russian Science Fund (science project no. 18-18-00367).

The author is most grateful to E. V. Abroskina (Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences) for her assistance in the work with archival documents.

В редакцию статья поступила 24.12.2019 г., опубликована (для цитирования):

Ананьев, В. Г. Н. Э. Сум – заведующий музейным отделением петроградского Института внешкольного образования // Вестник архивиста. – 2020. - № 4. – С. 1228-1240. doi 10.28995/2073-0101-2020-4-1228-1240

Submitted 24.12.2019, published (for citation):

ANANIEV, V. G. N. E. Sum – zaveduyushchii muzeinym otdeleniem petrogradskogo Instituta vneshkol'nogo obrazovaniya [N. E. Soum – the First Head of the Museum Department of the Institute of Out-of-School Education in Petrograd. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2020, no. 4, pp. 1228-1240. doi 10.28995/2073-0101-2020-4-1228-1240

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.