Соперники Тольятти: борьба волжских городов за новый автозавод как частный случай регионального лоббизма эпохи позднего социализма

Печать PDF

УДК 94(47)

DOI 10.28995/2073-0101-2020-3-862-874

Ю. С. Никифоров

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль, Российская Федерация

Соперники Тольятти: борьба волжских городов за новый автозавод как частный случай регионального лоббизма эпохи позднего социализма

Yu. S. Nikiforov

K. D. Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl, Russian Federation

Tolyatti’s Rivals: The Volga Cities Competing for the New Automobile Plant as an Instance of Regional Lobbying in the Late Socialism Era

Аннотация

В статье автор анализирует тему взаимодействия регионов и центра в новейшей отечественной истории. Публикация служебного документа, впервые вводимого в научный оборот, помогает осветить тему строительства крупного промышленного объекта. Уделено внимание проблеме регионального лоббизма в СССР в середине 1960-х гг., предпринята попытка проанализировать систему аргументированного лоббирования региональных интересов в сфере автомобилестроения. В центре внимания находятся рассекреченные архивные документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и Центра документации новейшей истории Ярославской области (ЦДНИЯО). Анализируются служебные записки, впервые вводимые в научный оборот, об организации нового завода легковых автомобилей. Выявлено, что делопроизводственные документы 1965 г., адресованные в Бюро ЦК КПСС по РСФСР из нескольких регионов, представляют собой мотивированные ходатайства. Авторы служебных записок – советские региональные лидеры 1960-х гг. А. А. Скочилов и В.П. Васильев (Ульяновский обком КПСС и облисполком), С. Л. Князев (Татарский обком КПСС), Ф. И. Лощенков (Ярославский обком КПСС). В ходе анализа документов дается ответ на ряд вопросов. Во-первых, какие были общие тенденции лоббирования региональных интересов в системе аргументов местной партийной элиты? Во-вторых, какие скрытые потенциальные проблемы регионального развития РСФСР середины 1960 гг. прослеживаются в ходатайствах советских региональных лидеров? В-третьих, в чем были особенности деловой переписки местной элиты в лоббировании региональных интересов? Мотивированные ходатайства региональных лидеров поздней советской эпохи об организации нового промышленного объекта являются оригинальными и малоизученными историческими источниками. Проанализированный тип архивных документов несет в себе высокий источниковедческий потенциал, представляя большую ценность с точки зрения исследования регионального лоббизма в эпоху раннего управления СССР Л. И. Брежневым. Изучение подобных документов позволяет пролить свет на скрытые от широкой общественности кризисные процессы экономической жизни позднего СССР.

Abstract

The article addresses the topic of interactions of center and periphery in the recent national history. The publication of the office memorandums that are being thus introduced into scientific use throws light on the construction of the industrial plant. The article examines the problem of regional lobbying in the USSR in the mid-1960s, at the dawn of the Brezhnev era. It focuses on the declassified archival documents from the Russian State Archive of Socio-Political History (RGASPI) and the Center for Documentation on the Contemporary History of the Yaroslavl Region (TsDNIYaO). The article analyzes office memorandums on the organization of a new car plant. The record keeping documents of 1965, sent to the Bureau of the Central Committee of the CPSU for the RSFSR from several regions, are well reasoned petitions. The authors of the memos are Soviet regional leaders of the 1960s: A. A. Skochilov and V. P. Vasiliev (the Ulyanovsk Obkom of the CPSU and the Regional Executive Committee), S. L. Knyazev (Tatar Obkom of the CPSU), F. I. Loschenkov (Yaroslavl Obkom of the CPSU). The analysis of the documents provides answers to a number of questions. Firstly, what were the general trends of lobbying for regional interests in the system of arguments of the local elite? Secondly, what hidden potential problems of regional development of the RSFSR in the mid-1960s can be traced in the petitions of Soviet regional leaders? Thirdly, what were the peculiarities of the local elite language in lobbying for regional interests? Well-reasoned petitions of regional leaders of the late Soviet era on the organization of a new industrial facility are original and little-studied historical sources. The analyzed type of archival documents carries high source study potential, it is of great value for studying regional lobbyism in the early Brezhnev era. The study of such documents can shed light on the invisible processes of the economic life of the late USSR.

Ключевые слова

Архивные документы, автомобилестроение СССР, Л. И. Брежнев, поздний социализм, лоббизм, региональная элита, коммуникативные практики, АвтоВАЗ.

Keywords

Archival sources, car industry in the USSR, L. I. Brezhnev, late socialism, lobbying, regional elite, communication practices, AvtoVAZ.

Проблема создания доступного для советских граждан автомобиля и история знаменитого АвтоВАЗа в Тольятти получила широкое освещение в историографии. Однако, город Тольятти не был единственным претендентом на роль нового советского автогиганта, у него были конкуренты. По данным Л. Сигельбаума, «первоначально было 112 вариантов, затем их количество быстро сократилось до 39, а потом до 6». В статье предпринята попытка проанализировать систему аргументированного лоббирования региональных интересов в сфере автомобилестроения СССР середины 1960-х гг. Понятие лоббизм в современной науке имеет сложное и широкое наполнение.

В Центре документации новейшей истории Ярославской области (ЦДНИ ЯО) выявлена служебная записка 1965 г. первого секретаря Ярославского обкома КПСС Ф. И. Лощенкова «Об организации нового завода легковых автомобилей», адресованная в Бюро ЦК КПСС по РСФСР. В ходе архивных изысканий в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) еще один экземпляр упомянутого документа был найден в составе кластера из 3 делопроизводственных материалов других регионов РСФСР. Исследованное в РГАСПИ архивное дело, датируемое 1965-1966 гг., содержит 67 листов. Оно озаглавлено достаточно стандартно - «Записки, письма местных партийных и советских органов власти». Обнаруженные источники показывают соперничество 3-х волжских регионов – Татарской АССР, Ульяновской области, Ярославской области в сфере промышленного строительства. Сравнительно-сопоставительный анализ содержания и датировки документов позволил сделать вывод об общей цели региональных ходатайств – о желательности строительства нового завода легковых автомобилей в каждом из указанных регионов. Этот вывод подтвердила итоговая резолюция зав. отделом машиностроения ЦК КПСС по РСФСР И. Козлова от 31 декабря 1965 г.: «Ульяновский обком (т. Скочилов) и облисполком (т. Васильев), Ярославский обком (т. Лощенков), Татарский обком (т. Князев) внесли предложение о строительстве завода легковых автомобилей».

Список литературы

Меньшенина, Н. Н., Пантелеева, М. В. Лоббизм. – Екатеринбург, 2016. – 136 c.

Сигельбаум, Л. Машины для товарищей. Биография советского автомобиля. – М.: РОССПЭН, 2011. – 430 с.

Соколов, А. К. «Контракт века»: международное сотрудничество в строительстве автомобильного завода в Тольятти (1966-1974) // Вестник российского университета дружбы народов. – 2007. – № 3. – С. 55-67.

Шугуров, Л. М. Автомобили России и СССР. – М.: ИЛБИ; Прострэкс, 1993. – 253 c.

References

MEN'SHENINA, N. N., PANTELEEVA, M. V. Lobbizm [The Lobbying. In Russ.]. Ekaterinburg, 2016, 136 р.

SIGEL'BAUM, L. Mashiny dlya tovarishchei. Biografiya sovetskogo avtomobilya [Automobiles for the comrades: Biography of the Soviet car. In Russ.]. Mоscow, ROSSPEN publ., 2011, 430 р.

SOKOLOV, А. К. “Kontrakt veka”: mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v stroitel'stve avtomobil'nogo zavoda v Tol'yatti (1966-1974) [“The Contract of the Century”: International cooperation in the construction of a car factory in Togliatti (1966-1974). In Russ.]. IN: Vestnik rossiiskogo universiteta druzhby narodov [Bulletin of the People’s Friendship University], 2007, no. 3, pp. 55-67.

SHUGUROV, L.M. Avtomobili Rossii i SSSR [The Cars of Russia and the USSR. In Russ.]. Mоscow, ILBI; Prostreks publ., 1993, 253 р.

Сведения об авторах

Никифоров Юрий Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, кафедра отечественной истории, доцент, г. Ярославль, Российская Федерация, 8-920-115-99-15, Nikifor2108@ yandex.ru

About the authors

Nikiforov Yury Sergeevich, PhD in History, associate professor, K. D. Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University, national history department, assistant professor, Yaroslavl, Russian Federation, +7-920-115-99-15, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 18-39-00068 «Советские региональные элиты и их взаимодействие с центром в 1950-1980-е гг.: в архивных документах и исторической памяти»).

Grant information

This article has been prepared with financial support from of the Russian Foundation for Basic Research (research project no. 18-39-00068 “The Soviet regional elites and their interaction with the center in the 1950-1980s: In archival documents and in historical memory”).

В редакцию статья поступила 30.07.2019 г., опубликована (для цитирования):

Никифоров, Ю. С. Соперники Тольятти: борьба волжских городов за новый автозавод как частный случай регионального лоббизма эпохи позднего социализма // Вестник архивиста. – 2020. - № 3. – С. 862-874. doi 10.28995/2073-0101-2020-3-862-874

Submitted 30.07.2019, published (for citation):

NIKIFOROV, Yu. S. Soperniki Tol'yatti: bor'ba volzhskikh gorodov za novyi avtozavod kak chastnyi sluchai regional'nogo lobbizma epokhi pozdnego sotsializma [Tolyatti’s Rivals: The Volga Cities Competing for the New Automobile Plant as an Instance of Regional Lobbying in the Late Socialism Era. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2020, no. 3, pp. 862-874. doi 10.28995/2073-0101-2020-3-862-874

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.