Этнокультурные сообщества в архивном кино: «За Полярным кругом» Владимира Ерофеева

Печать PDF

УДК 778.5.03.03.с(09)+778.5ср(092)+94(47)

DOI 10.28995/2073-0101-2020-3-705-718

И. А. Головнев

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Этнокультурные сообщества в архивном кино: «За Полярным кругом» Владимира Ерофеева

Ivan A. Golovnev

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography, Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russian Federation

Ethnocultural Communities in Archival Films: Vladimir Erofeev’s “Beyond the Arctic Circle”

Аннотация

На рубеже 1920–1930-х гг. советская кинопромышленность активно выпускала на широкий экран просветительские фильмы о жизни отдаленных регионов страны, открывая зрительской аудитории возможность совершать виртуальные кинопутешествия по многоукладному и полинациональному Союзу ССР. Целью статьи является введение в научный оборот архивного этнографического фильма «За Полярным кругом» Владимира Ерофеева (1927) – монтажного киноконструкта «экзотического» Крайнего Севера. Для решения поставленной цели автор анализирует общественно-политический и культурно-идеологический контекст создания этого классического кинофильма. Автор приходит к выводу, что концепция документального кино В. А. Ерофеева в корне отличалась от принципов, утверждавшихся в творчестве его современников-документалистов, в частности, Дзиги Вертова (поэтический конструктивизм), М. К. Калатозова (революционный романтизм), Н. А. Лебедева (идеологическая публицистика). Метод, последовательно использовавшийся В. А. Ерофеевым при создании документальных фильмов, представлял собой последовательное изучение исходных материалов и их максимально документальную ретрансляцию в кино, и в этой связи может быть назван «антропологической кинохроникой». В силу специфики немого кино, фильм «За Полярным кругом» представляет собой своеобразный кинотекст, состоящий из примерно равнозначного количества перемежающихся в повествовании кинокадров и текстовых титров. Киноповествование выстроено как последовательность эпизодов, повествующих о географии и этнографии на самобытной Северо-Восточной окраине страны. В ходе исследования становится очевидно, что данный фильм представляет собой пример максимально документального / хроникального произведения, что выделяет его из общего числа агитационных кинофильмов советского периода. В качестве источниковой базы исследования привлекаются малоизвестные архивные кино- и фото- источники, а также данные советской периодической печати и выдержки из теоретического наследия режиссера Владимира Ерофеева. Метод, открытый Владимиром Ерофеевым в процессе работы над фильмом «За Полярным кругом», заключается в соединении исследовательского и творческого подходов, благодаря чему в фильме удалось передать не только информацию о событиях, но и их образно-эмоциональный контекст, столь важное «ощущение» Севера. На примере фильма «За полярным кругом» проводится историко-антропологический анализ образов Крайнего Севера в советском документальном кино. Не случайно, кинокартина «За Полярным кругом», преодолев рамки сугубо просветительского повествования, стала выдающимся явлением в киноискусстве и значительным опытом визуальной антропологии в советский период, а также многослойным историческим источником, не потерявшим свою актуальность для современного научного изучения.

Abstract

At the turn of the 1930s, the Soviet film industry produced for the wide screen many educational films about the life of remote regions of the country, allowing the audience to make a virtual journey through the multi-structured multinational Union of the SSR. The article is to introduce Vladimir Erofeev’s archival ethnographic film “Beyond the Arctic Circle” (1927), an assembled film about the “exotic” frontier region of the Far North. The socio-political and cultural-ideological context of the film creation is being analyzed. The author concludes that Vladimir Erofeev’s concept of documental film was radically different from that of Dziga Vertov (poetical Constructionism) or of Mikhail Kalatozov (revolutionary romanticism) or of Nikolai Lebedev (ideology journalism). The method consistently used by Vladimir Erofeev when creating his documentary films involved systematic study of source material and its retranslation in cinema; it thus may be called “anthropological newsreel.” Due to the specifics of silent cinema, the film “Beyond the Arctic Circle” is a kind of visual text consisting of approximately the same number of film images and captions alternating in a narration. The film is built as a sequence of episodes describing the geography and ethnography of distinctive North-Eastern outskirts of the country. In the course of the study it becomes obvious that this film is to the utmost a documental film / chronicle, which distinguishes it from many propaganda films of the Soviet period. The source base of the research is little-known archival film and photo sources, as well as data from the Soviet periodicals and excerpts from the theoretical heritage of the film director Vladimir Erofeev. The method discovered by Vladimir Erofeev, while working on the “Beyond the Arctic Circle” film, amount to combining research and creative approach, and thus his film conveys not just information about the events, but also provides their visual and emotional context, the vital “feeling” of the North. This is a case-study providing historical and anthropological analysis of the Far North image in the Soviet documentary. No wonder that the film “Beyond the Arctic Circle” has broken the framework of purely enlightening narrative and become an outstanding phenomenon in the cinema art and a significant experience of visual anthropology in the Soviet period, as well as a multi-layered historical source that has not lost its relevance for contemporary scientific research.

Ключевые слова

Исторический источник, архивное этнографическое кино, визуальная антропология, Владимир Ерофеев, Крайний Север СССР.

Keywords

Historical source, archival ethnographic films, visual anthropology, Vladimir Erofeev, Far North of the USSR.

Освоение Арктики имеет свою историю, полную драматических и героических эпизодов, в частности, за открытие Северного морского пути из Европы в Азию в разное время конкурировали Англия и Голландия, Швеция и Россия. После смены политического режима в 1917 г., новая советская власть активизировала деятельность в направлении всесторонней колонизации Арктики: создание регулярного транспортного сообщения между регионами Дальнего Востока и Европейской части России, комплексные научные исследования, налаживание взаимодействий с коренным населением региона. «Владение» Арктикой необходимо было регулярно подтверждать и в информационном поле – не случайно в фондах Российского государственного архива кинофотодокументов сохранилась целая серия советских кинофильмов о Севере середины 1920-х – начала 1930-х гг.: «Наш великий Север» (1925), «Самоеды» (1927), «За тюленями в полярные льды» (1927), «По Северу» (1928), «К берегам и островам Баренцева моря» (1929), «Камчатка» (1929), «По Камчатке и Сахалину» (1929), «Малоземельная тундра» (1930), «Таймырская экспедиция» (1930), «Быт народов Севера» (1930), «К белому пятну Арктики» (1930), «Путь на Север» (1932), «Далеко на Севере» (1932), «Восточная Лапландия» (1933), «Два океана» (1933). Большинство из этих фильмов носили просветительский характер, включали сюжеты географического и этнографического содержания, и потому представляют существенный интерес для современной науки. Однако, за редкими исключениями (работы Е. В. Александрова, Д. В. Арзютова, А. В. Головнева, И. А. Головнева), архивные кинодокументы советской эпохи не становились объектом полноценного изучения в отечественной антропологии. В статье, призванной отчасти восполнить данный пробел, на примере фильма «За полярным кругом» (1927), проводится историко-антропологический анализ образов Крайнего Севера в советском документальном кино.

Предыстория создания фильма уходит в дореволюционный период. В 1910 г. на кинофабрике Акционерного общества «Ханжонков и Ко» был организован отдел научного кино, по планам которого производились съемки географических и этнографических материалов. Сотрудники отдела, как правило, согласовывали свою деятельность с графиком экспедиций научных и производственных организаций. Так, в 1914 г. в арктический рейс парохода «Колыма» был отправлен один из руководителей отдела Ф. К. Бремер.

Федор Карлович Бремер (1877–1923) был одним из ближайших сподвижников А. А. Ханжонкова, а с образованием в структуре кинопредприятия научного отдела, – стал руководителем его производственной лаборатории. В 1914 г. Ф. К. Бремер был командирован в масштабную киноэкспедицию для съемок на Дальнем Востоке и Крайнем Севере страны. На начальном этапе экспедиции он работал в Приморье, где производил съемки природно-географических объектов края при консультационном участии известного исследователя Дальнего Востока В. К. Арсеньева. А в конце июня 1914 г. – отправился на Северо-Восток на пароходе «Колыма» под командованием капитана П. Г. Миловзорова. Рейс был организован с исследовательскими и экономическими целями, на борту находилось 40 человек команды и 5 пассажиров. На обратном пути, 25 августа 1914 г., пароход получил пробоину от столкновения со льдами и был вынужден зимовать у мыса Северного в Ледовитом океане, и вернулся во Владивосток лишь летом 1915 г. Подводя итоги того года, А. А. Ханжонков написал: «Крупным событием в нашем акционерном обществе было возвращение директора научной лаборатории фабрики Ф. К. Бремера, посланного еще перед войной в дальнюю экспедицию на пароходе «Колыма» в Северный Ледовитый океан. Бремер привез с собой около 10 000 метров заснятого негатива. У Бремера было, помимо массы снимков самого путешествия среди льдов на пароходе, много ценных для нашего научного отдела снимков из жизни чукчей». Из-за экстремальных условий экспедиции, далеко не все материалы, привезенные Ф. К. Бремером, были пригодны для использования – множество негативов оказались бракованными. Из уцелевших пленок было смонтировано несколько короткометражных зарисовок, в том числе десятиминутный очерк «Жизнь Севера». В условиях начавшейся войны, кинопроизводителям было уже не до научного кино – его производство и прокат оказались нерентабельными – и в 1916 г. А. А. Ханжонков вынужден был закрыть отдел производства научных фильмов на кинофабрике.

Новое обращение к материалам, снятым Ф. К. Бремером, произошло в 1927 г. Усилиями В. А. Ерофеева при участии В. Д. Поповой-Ханжонковой был смонтирован полнометражный фильм «За полярным кругом», подробно рассказывающий о походе парохода «Колыма», и содержащий многочисленные этнографические материалы – о чукчах-оленеводах и морзверобоях Северо-Востока России.

Методология создания фильма. Как известно, сам В. А. Ерофеев начинал свою профессиональную карьеру как журналист и кинокритик: был корреспондентом Российского телеграфного агентства, редактором «Киногазеты», заведующим фотокиноотделом Советского торгпредства в Берлине, где целенаправленно занимался изучением киноиндустрии Германии.

Из разрозненных съемок Ф. К. Бремера, В. А. Ерофеев построил вполне целостную кинокартину, позволяющую зрителю совершить увлекательное кинопутешествие, познать быт народностей края, и почувствовать особую «атмосферу» Севера. При этом, В. А. Ерофеев полностью отказался от идеологической нагрузки в подаче материала – этнографические сюжеты в его повествовании носят сугубо информационный характер. Эта черта выделяет данную работу из потока советских этнофильмов изучаемого периода, выполненных по единой сценарной матрице, когда показ традиционного существования различных народностей выполнял роль конструкции образов «темного прошлого», а финалом непременно являлась демонстрация прогрессивных изменений в их жизни при социализме. Дистанцируясь от имевших популярность в кинематографе того периода экспериментов с формой, В. А. Ерофеев переносил внимание на содержание самих хроникальных кинокадров, на их внутреннюю документальную драматургию. Ерофеевская концепция документального кино в корне отличалась от принципов, утверждавшихся в творчестве его современников-документалистов – в частности, Дзиги Вертова (поэтический конструктивизм), М. К. Калатозова (революционный романтизм), Н. А. Лебедева (идеологическая публицистика). Метод, последовательно использовавшийся В. А. Ерофеевым при создании документальных фильмов, представлял собой последовательное изучение исходных материалов и их максимально документальную ретрансляцию в кино, и в этой связи может быть назван «антропологической кинохроникой».

Список литературы

Александров, Е. В. Центростремительный вектор в безграничьи визуальной антропологии // Сибирские исторические исследования. – 2017. – № 3. – С. 11–28.

Арзютов, Д. В. Этнограф с кинокамерой в руках: Прокофьевы и начало визуальной антропологии самодийцев // Антропологический форум. – 2016. – № 29. – С. 187–219.

Владимир Алексеевич Ерофеев (1898–1940). Материалы к 100-летию со дня рождения. – М.: Музей кино, 1998. – 40 c.

Головнев, А. В. Антропология плюс кино. // Культура и искусство. – 2011. – № 1. – С. 83–91.

Головнев, И. А. Архивное этнографическое кино как исторический источник // Вестник архивиста. – 2018. – № 3. С. 693–703. doi 10.28995/2073-0101-2018-3-692-703

Головнев, И. А. Феномен советского этнографического кино (творчество А. А. Литвинова). – М.: ИЭА РАН, 2018. – 226 с.

Ерофеев, В. А. Киноиндустрия Германии. – М.: Кинопечать, 1926. – 132 с.

Жизнь в кино: ветераны о себе и о своих товарищах. – М.: Искусство, 1986. – 333 с.

Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. – М.: Искусство, 1987. – 352 c.

Тарасова, А. И. Владимир Клавдиевич Арсеньев. – М.: Наука, 1985. – 344 c.

Ханжонков, А. А. Первые годы русской кинематографии. – М.: Искусство, 1937. – 176 с.

References

ALEKSANDROV, E. V. Tsentrostremitel'nyi vektor v bezgranich'i vizual'noi antropologii [Centripetal vector in the limitless of visual anthropology. In Russ.]. IN: Sibirskie istoricheskie issledovaniya, 2017, no. 3, pp. 11–28.

ARZUTOV, D. V. Etnograf s kinokameroi v rukakh: Prokof'evy i nachalo vizual'noi antropologii samodiytsev [Ethnographer with a camera in their hands: The Prokofievs and the beginning of the visual anthropology of the Samoyedians. In Russ.]. IN: Antropologicheskiy forum, 2016, no. 3, pp. 187–219.

Vladimir Alekseyevich Erofeev (1898–1940). Materialy k 100-letiyu so dnya rozhdeniya [Vladimir Alekseevich Erofeev (1898–1940): Materials to his 100th anniversary. In Russ.]. Moscow, Muzei kino publ., 1998, 40 p.

GOLOVNEV, A. V. Antropologiya plyus kino [Anthropology plus cinema. In Russ.]. IN: Kultura i iskusstvo, 2011, no. 1, pp. 83–91.

GOLOVNEV, I. A. Arkhivnoe etnograficheskoe kino kak istoricheskii istochnik [Archival Ethnographic Films as a Historical Source. In Russ.]. IN: Vestnik arkhivista / Herald of an archivist, 2018, no. 3, pp. 693–703. doi 10.28995/2073-0101-2018-3-692-703

GOLOVNEV, I. A. Fenomen sovetskogo etnograficheskogo kino (tvorchestvo A. A. Litvinova) [The phenomenon of Soviet ethnographic cinema (The A. A. Litvinov’s creativity). In Russ.]. Moscow, IEA RAN publ., 2018, 226 p.

EROFEEV, V. A. Kinoindustriya Germanii [Film Industry in Germany. In Russ.]. Moscow, Kinopechat publ., 1926, 132 p.

Zhizn’ v kino: veterany o sebe i o svoikh tovarishchakh [Life in the cinematography: Veterans about themselves and their comrades. In Russ.]. Moscow, Iskusstvo publ., 1986, 333 p.

Letopistsy nashego vremeni. Rezhissery dokumental'nogo kino [Chroniclers of our time: Documentary film directors. In Russ.]. Moscow, Iskusstvo publ., 1987, 352 p.

TARASOVA, A. I. Vladimir Klavdievich Arsen’ev [Vladimir Klavdievich Arseniev. In Russ.]. Moscow, Nauka publ., 1985, 344 p.

KHANZHONKOV, A. A. Pervye gody russkoi kinematografii [The first years of Russian cinema. In Russ.]. Moscow, Iskusstvo publ., 1937, 176 p.

Сведения об авторах

Головнев Иван Андреевич, кандидат исторических наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, старший научный сотрудник, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-922-600-46-41, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Golovnev Ivan Andreevich, PhD in History, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography, Russian Academy of Sciences, researcher, St. Petersburg, Russia, +7-922-600-46-41, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ № 19-18-00116 «Визуализация этничности: российские проекции науки, музея, кино».

Grant information

The work has been supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) as part of project no. № 19-18-00116 «Визуализация этничности: российские проекции науки, музея, кино».

В редакцию статья поступила 10.07.2019 г., опубликована (для цитирования):

Головнев, И. А. Этнокультурные сообщества в архивном кино: «За Полярным кругом» Владимира Ерофеева // Вестник архивиста. – 2020. - № 3. – С. 705-718. doi 10.28995/2073-0101-2020-3-705-718

Submitted 10.07.2019, published (for citation):

GOLOVNEV, I. A. Etnokul'turnye soobshchestva v arkhivnom kino: “Za Polyarnym krugom” Vladimira Erofeeva [Ethnocultural Communities in Archival Films: Vladimir Erofeev’s “Beyond the Arctic Circle.” In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2020, no. 3, pp. 705-718. doi 10.28995/2073-0101-2020-3-705-718

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.