УДК 93(94)
DOI 10.28995/2073-0101-2020-3-676-691
Ю. Е. Кондаков
Российской государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Документы о масонстве из архива архимандрита Фотия (Спасского)
Yuri E. Kondakov
A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russian Federation
Documents on Freemasonry from the Archive of Archimandrite Photius (Spassky)
Аннотация
В статье впервые вводится в научный оборот аналитическая записка о масонстве, поданная Александру I. В Европе XVIII-XIX вв. существовала обширная антимасонская литература. В России подобные произведения были редки. Крупнейшим российским борцом с масонством считается архимандрит Фотий (Спасский). Его влиянию на Александра I приписывается запрет масонских лож в 1822 г. Фотий был одним из вождей общественного движения русской православной оппозиции. Среди объектов критики движения были и масонские ложи. При этом, консолидированного антимасонского выступления так и не состоялось. Сегодня появилась возможность объяснить такую сдержанность оппозиционеров по отношению к масонству. В Российском государственном историческом архиве обнаружено четыре тома документов, принадлежавших архимандриту Фотию. Это материалы 1817-1832 гг. В собрание вошли личные документы Фотия, послания и письма митрополита Серафима (Глаголевского), А. А. Аракчеева, А. С. Шишкова, митрополита Филарета (Дроздова). Многие из этих документов были переданы императору Александру I и повлияли на изменение во внутренней политике. Анонимная записка о масонстве из собрания Фотия вошла в статью в полном объеме, как редкий пример антимасонского послания императору. В записке дается ретроспектива масонского движения в России. Описывается, какое влияние масоны XVIII в. оказали на масонство XIX в. Большая часть упоминавшихся лидеров движения принадлежала к «Розенкрейцерской» системе масонства (Орден золотого и розового креста). Автор записки уверял императора, что розенкрейцеры действуют в его ближайшем окружении. Назывались имена сенатора И. В. Лопухина, издателя и переводчика А. Ф. Лабзина, Р. А. Кошелева и друга царя - министра А. Н. Голицына. Документы Фотия показывают, что критика масонства не была основным направлением деятельности движения русской православной оппозиции. Среди оппозиционеров были люди, разделявшие идею о существовании всемирного масонского заговора - С. И. Смирнов, М. Л. Магницкий. В документах архимандрита Фотия упоминания о масонстве очень редки. Во время выступления оппозиционеров в 1824 году тема масонства была уже не актуальна, так как оно подверглось правительственному запрету в 1822 г.
Abstract
The article introduces into scientific use an analytical note on Freemasonry addressed to Alexander I. In Europe in the 18th – 19th centuries, there was extensive anti-Masonic literature. In Russia, such works were rare. Reputedly, the greatest Russian extirpator of Freemasonry was Archimandrite Photius (Spassky). The ban of Masonic lodges in 1822 is attributed to his influence on Alexander I. Photius was one of the leaders of the social movement of the Russian Orthodox opposition. Among other objects of its criticism were the Masonic lodges. However, a consolidated anti-Masonic action failed to materialize. Now it has been made possible to explain the opposition’s restraint in its attitude to Freemasonry. Four volumes of documents belonging to archimandrite Photius have been found in the Russian State Historical Archive. These are the materials from 1817-1832. The collection includes personal documents of Photius, messages and letters of Metropolitan Seraphim (Glagolevsky), A.A. Arakcheev, A.S. Shishkov, Metropolitan Filaret (Drozdov). Many of these documents were handed over to Emperor Alexander I and influenced his change of heart in the politics. An anonymous note on Freemasonry from the Photius collection is included in the article in its entirety as a rare example of an anti-Masonic message to the Emperor. The note gives a retrospective of the Masonic movement in Russia. It describes what influence the masons of the 18th century had on Freemasonry of the 19th century. Most mentioned Masonic leaders belonged to the “Rosicrucian” system of Freemasonry (Order of the Golden and Pink Cross). The author of the note assured the emperor that there were Rosicrucians in his inner circle. He named Senator I.V. Lopukhin, publisher and translator A.F. Labzin, R.A. Koshelev, and the tsar’s friend, Minister A.N. Golitsyn. Photius’s documents show that criticism of Freemasonry was not the focus of the Russian Orthodox opposition activities. Among the opposition there were people who shared the idea of a worldwide Masonic conspiracy: S.I. Smirnov, M.L. Magnitsky. In Archimandrite In the Photius’s documents references to Freemasonry are very rare. At the time of the opposition’s action in 1824, the issue of Freemasonry was no longer relevant, since Freemasonry was subjected to a government ban in 1822.
Ключевые слова
Исторический источник, Российский государственный исторический архив, масонство, русская православная оппозиция, политическая борьба, книгоиздание, антимасонская литература, духовенство, Русская православная церковь.
Keywords
Historical source, Russian State Historical Archive, Freemasonry, Russian Orthodox opposition, political struggles, book publishing, anti-Masonic literature, clergy, Russian Orthodox Church.
В Европе антимасонские произведения стали появляться еще до основания первой Великой ложи в Англии в 1717 г. Современный исследователь Е. Л. Кузьмишин писал, что в 1686 г. доктор права Роберт Плот опубликовал антимасонскую статью в «Естественной истории Стаффордшира». В 1698 г. пастор Винтер впервые обвинил масонов в том, что на их собраниях для совместной молитвы собираются представители различных христианских конфессий. В 1724 г. было опубликовано первое «масонское разоблачение» отступника масона. После Великой французской революции появились утверждения о наличии всемирного масонского заговора с целью уничтожения христианства и монархии.
В России у антимасонской литературы была особая история. Доносы на деятельность масонских лож начали поступать российскому правительству со времен императрицы Елизаветы Петровны.
В Российском государственном историческом архиве (РГИА) удалось выявить четыре тома документов, которые легли в основу автобиографии Фотия. Они охватывают период 1824-1832 гг.
Собрание документов Фотия показывает, что среди объектов критики русской православной оппозиции масоны находились на периферии и упоминались в связи с Библейским обществом и книгоизданием. Между тем, некоторые участники движения выступали с утверждением о существовании всемирного масонского заговора.
Русская православная оппозиция декларировала цели защиты церкви и монархического государства. Личности императоров и верховных иереев для участников движения были неприкосновенны. Тот же Фотий, которого часто осуждают за гордыню и строптивость, всегда покорялся воле своего правящего иерея. В этом случае необходимо вспомнить, что митрополит Петербургский Серафим (Глаголевский) был воспитанником розенкрейцерского «Дружеского ученого общества». Ему должны были быть неприятны и казаться опасными любые упоминания о масонском движении в России XVIII в. и, тем более, масонство его товарища по обучению и предшественника на кафедре митрополита Михаила.
Четырехтомный сборник документов архимандрита Фотия дает важную информацию для освещения движения русской православной оппозиции. Материалы показывают, что масонство вовсе не было приоритетной целью оппозиционеров. Среди сотен документов коллекции лишь одна записка посвящена масонству, несколько раз оно упоминается в других материалах. Архимандрит Фотий был очень осторожен в своем отношении к масонству. Лишь эпизодически оно упоминалось в его автобиографии.
Отдельные участники движения русской православной оппозиции С. И. Смирнов, М. Л. Магницкий выступали с заявлениями о всемирном масонском заговоре, но это была их личная инициатива. Консолидированного антимасонского выступления оппозиционеров не состоялось. Это объясняется тем, что между двумя выступлениями оппозиции, в период спада борьбы, Александр I наложил запрет на деятельность масонских лож и тайных обществ. По этой причине во время выступления оппозиции 1824 г., тема масонства оказалась неактуальной.
Список литературы
Кондаков, Ю. Е. Архимандрит Фотий (1792-1838) и его время. - СПб.: Изд-во РНБ, 2000. – 312 с.
Кондаков, Ю. Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801-1825). - СПб.: Нестор, 1998. - 224 с.
Кондаков, Ю. Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 344 с.
Кондаков Ю. Е. Эзотерическое движение в России конца XVIII - первой половины XIX вв. - М. : Касталия, 2018. - 670 с.
Кузьмишин, Е. Л. Масонство. - М.: Ганга, 2016. - 496 с.
Пекарский, П. П. Дополнения к истории масонства в России XVIII столетия. - СПб.: Изд-во АН, 1869. - 224 с.
Покровский, В. И. Николай Иванович Новиков, его жизнь и сочинения. - М.: Книжное дело, 2010. - 600 с.
Семека, А. В. Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства // Журнал Министерства народного просвещения. - 1902. - № 2. - С. 343-400.
Шильдер, Н. К. Два доноса в 1831 году // Русская старина. - 1898. - Т. 96. - С. 517-538.
References
KONDAKOV, Yu. E. Arkhimandrit Fotii (1792-1838) i ego vremya [Archimandrite Photius (1792-1838) and his time. In Russ.]. Petersburg, Izd-vo RNB publ., 2000, 312 p.
KONDAKOV, Yu. E. Dukhovno-religioznaya politika Aleksandra I i russkaya pravoslavnaya oppozitsiya (1801-1825) [The religious and religious policy of Alexander I and the Russian Orthodox opposition (1801-1825). In Russ.]. St. Petersburg, Nestor publ., 1998, 224 p.
KONDAKOV, Yu. E. Liberal'noe i konservativnoe napravleniya v religioznykh dvizheniyakh v Rossii pervoi chetverti XIX veka [Liberal and Conservative Orientation in the Religious Movements in Russia in the First Quarter of the 19th Century. In Russ.]. St. Petersburg, Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena publ., 2005, 344 p.
KONDAKOV, Yu. E. Ezotericheskoe dvizhenie v Rossii kontsa XVIII - pervoi poloviny XIX vv. [The esoteric movement in Russia in the late 18th - first half of the 19th century. In Russ.]. Moscow, Kastaliya publ., 2018, 670 p.
KUZ'MISHIN, E. L. Masonstvo [Freemasonry. In Russ.]. Moscow, Ganga publ., 2016, 496 p.
PEKARSKII, P. P. Dopolneniya k istorii masonstva v Rossii XVIII stoletiya [Additions to the history of Freemasonry in Russia of the 18th century. In Russ.]. St. Petersburg, Izd-vo AN publ., 1869 224 p.
POKROVSKII, V. I. Nikolai Ivanovich Novikov, ego zhizn' i sochineniya [Nikolai Ivanovich Novikov, his life and writings. In Russ.]. Moscow, Knizhnoe delo publ., 2010, 600 p.
SEMEKA, A. V. Russkie rozenkreitsery i sochineniya imperatritsy Ekateriny II protiv masonstva [Russian Rosicrucians and the works of Empress Catherine II against Freemasonry. In Russ.] In Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya, 1902, no. 2, pp. 343-400.
SHILDER N. K. Dva donosa v 1831 godu [Two denunciations in 1831. In Russ.]. IN: Russkaya starina, 1898, vol. 96, pp. 517-538.
Сведения об авторах
Кондаков Юрий Евгеньевич, доктор исторических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, профессор, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-911-167-03-97, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About the authors
Kondakov Yuri Evgenievich, PhD in History, associate professor, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, professor, St. Petersburg, Russian Federation, +7-911-167-03-97, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В редакцию статья поступила 19.04.2019 г., опубликована (для цитирования):
Кондаков, Ю. Е. Документы о масонстве из архива архимандрита Фотия (Спасского) // Вестник архивиста. – 2020. - № 3. – С. 676-691. doi 10.28995/2073-0101-2020-3-676-691
Submitted 19.04.2019, published (for citation):
KONDAKOV, Yu. E. Dokumenty o masonstve iz arkhiva arkhimandrita Fotiya (Spasskogo) [Documents on Freemasonry from the Archive of Archimandrite Photius (Spassky). In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2020, no. 3, pp. 676-691. doi 10.28995/2073-0101-2020-3-676-691
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.