Первые спектакли и концерты советского театра на фронтах Гражданской войны в конце 1918 г.

Печать PDF

УДК 94(47)

DOI 10.28995/2073-0101-2020-1-156-168

М. А. Андреев

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

Первые спектакли и концерты советского театра на фронтах Гражданской войны в конце 1918 г.

Mikhail A. Andreev

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

The First Performances and Concerts of the Soviet Theatre in the Fronts of the Civil War in Late 1918

Аннотация

Статья раскрывает малоизученную проблему организации спектаклей и концертов в честь первой годовщины Октябрьской революции 1917 г. на фронтах Гражданской войны в ноябре-декабре 1918 г. Автор статьи определяет причины, по которым в отечественной и зарубежной историографии данная тема фактически вышла из сферы научных интересов историков. Ключевой причиной здесь нужно признать особую увлеченность исследованием городских советских торжеств, приуроченных к юбилейным датам революции, первомайским демонстрациям и другим праздникам, изучение которых позволяет раскрыть задачи советского руководства как в отношении использования праздников для легитимации нового государственного строя и повышения престижа советского руководства, так и в отношении формирования народных масс не как самостоятельных акторов торжеств, но как послушных исполнителей воли подвластных сценаристов и режиссеров этих праздников. Между тем, исследование избранной автором темы позволяет не только пролить свет на ранний период организации культурно-просветительской работы в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии, но и раскрыть особенности и сложности первого периода становления культуры советского праздника как элемента формирующейся советской государственной идеологии и взаимодействия между государственным аппаратом и населением страны. Источниковой базой для статьи послужили архивный фонд Народного комиссариата по просвещению РСФСР (Ф. А-2306), хранящийся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), а также архивный фонд Всероссийского бюро военных комиссаров (Ф. 8), хранящийся в Российском государственном военном архиве (РГВА). Особый акцент в статье сделан на анализе содержательной части данных концертов и спектаклей, также в статье раскрываются причины выбора конкретного репертуара театральными труппами и сложности проведения концертов и спектаклей. Автором приводятся примеры организации и схемы проведения спектаклей и концертов, чаще всего включавших после вступительной речи революционные песни и призывы, драматическую и сатирическую части. Причем автор пытается выделить как общий порядок содержательной части концертов и спектаклей, так и специфику проведения их конкретными артистами и руководителями трупп, что отражается в их докладах и объяснительных записках, а также в удостоверениях и благодарностях от военных и гражданских советских учреждений, принимавших актерские труппы на местах. В завершении статьи представлены основные результаты проведения спектаклей и концертов в советских воинских частях и формированиях, мнения солдат и их командиров об уровне профессионализма актеров и о значении организации указанных культурных мероприятий. Также выдвигается предположение о том, что указанная кампания по чествованию Октябрьской революции 1917 г. на фронте явилась основной предпосылкой для формирования систематической культурно-просветительской и идеологической работы для солдат и командиров РККА.

Abstract

The article reveals as yet little-studied problem of organizing performances and concerts in celebration of the first anniversary of the October Revolution on the fronts of the Civil War in November-December 1918. The author identifies reasons why this topic has fallen out of the sphere of scientific interest of national and foreign historians. The key reason springs from great enthusiasm for studying urban Soviet celebrations of October Revolution anniversaries, May Day demonstrations, etc., which allows to reveal the aims of Soviet leadership in using holidays to legitimize the new state and to enhance their prestige, as well as to throw light on the shaping of masses to be not an independent actor in the celebrations, but an obedient performer of the festivities scriptwriters’ and directors’ will. Meanwhile, the study of the issue allows not only to shed light on the early period of organizing cultural and educational work within the ranks of the Workers 'and Peasants' Red Army, but also to reveal some features and difficulties of early Soviet holiday culture as an element of the emerging Soviet ideology and a means of interaction between the state apparatus and the population. The source base for the article has been provided by the archival fond of the People's Commissariat for Education of the RSFSR (fond A-2306) stored in the State Archive of the Russian Federation (GARF) and by the archival fond of the All-Russian Bureau of Military Commissars (fond 8) from the Russian State Military Archive (RFVA). Particular emphasis is placed on the analysis of the scope of concerts and performances; the article reveals theater troupes’ reasons for choosing their repertoire and difficulties they faced when conducting concerts and performances. The author gives examples of organization and design of performances and concerts; these often included an opening speech followed by revolutionary songs and appeals, dramatic as well as satirical. Moreover, the author assesses the contents of concerts and performances and specifics of their execution by certain artists and troupe directors as reflected in their reports and explanatory notes and also in certificates and commendations from military and civilian institutions that hosted performers. The article ends in representation of main results of performances and concerts in Soviet military units and formations, comments of soldiers and their commanders on professionalism of the actors and importance of organizing these cultural events. It is suggested that the campaign to commemorate the October Revolution on the lines was a major factor in the formation of systematic cultural, educational, and ideological work in the Red Army.

Ключевые слова

Архив, исторические источники, спектакли, концерты, праздник, Октябрьская революция, актеры, фронт, Наркомпрос, Гражданская война в России.

Keywords

Archive, historical sources, performances, concerts, holiday, October revolution, actors, front, Narkompros, Civil War in Russia.

Список литературы

Ильина, И. Г. Культурное строительство в Петрограде. Октябрь 1917-1920 гг. – Л.: Наука, 1982. – 239 с.

Лебедев, П. И. Советское искусство в период иностранной интервенции и гражданской войны. - М.; Л.: Искусство, 1949. – 150 с.

Плаггенборг, Шт. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. – СПб.: Нева, 2000. – 416 с.

Русский советский театр, 1917-1921. - Л.: Искусство, 1968. – 547 с.

References

IL’INA, I. G. Kulturnoe stroitelstvo v Petrograde. Octyabr’ 1917-1920 [Cultural construction in Petrograd: October 1917-1929. In Russ.]. Leningrad, Nauka publ., 1982, 239 p.

LEBEDEV, P. I. Sovetskoe iskusstvo v period inostrannoi interventsii i grazhdansoi voiny [Soviet art of the period of the Allied Intervention and Civil War]. Moscow-Leningrad, Iskusstvo publ., 1949, 150 p.

PLAGGENBORG, STEFAN. Revolutionskultur: Menschenbilder und kulturelle Praxis in Sowjetrussland zurischen Oktoberrevolution und Stalinismus. IN: Beiträge zur Geschichte Osteuropas. Vol. 21. Cologne: Böhlau Verlag, 1996, 393 pp. (Russ. ed.: PLAGGENBORG, Sh. Revolutsiya i kultura: Kulturnii orientiri v period megdu Octyabrskoi revolutsiei i epochoi stalinizma. St. Petersburg, Neva publ., 2000, 416 p.).

Russkii sovetskii teatr, 1917-1921 [Russian Soviet Theatre: 1917-1920. In Russ.]. Leningrad, Iskusstvo publ., 1968, 547 p.

Сведения об авторах

Андреев Михаил Александрович, кандидат исторических наук, Российский государственный гуманитарный университет, доцент, г. Москва, Российская Федерация, 8-926-551-22-25, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About authors

Andreev Mikhail Aleksandrovitch, PhD in History, Russian State University for the Humanities, assistant professor, Moscow, Russian Federation, +7-926-551-22-25, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 18.06.2019 г., опубликована (для цитирования):

Андреев, М. А. Первые гастроли советского театра на фронтах Гражданской войны в конце 1918 г. // Вестник архивиста. – 2020. - № 1. – С. 156-168. doi 10.28995/2073-0101-2020-1-156-168

Submitted 18.06.2019, published (for citation):

ANDREEV, M. A. Pervye gastroli sovetskogo teatra na frontakh Grazhdanskoi voiny v kontse 1918 g. [The First Tour of the Soviet Theatre in the Lines of the Civil War in Late 1918. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2020, no. 1, pp. 156-168. doi 10.28995/2073-0101-2020-1-156-168

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.