А. С. Николаев в Институте внешкольного образования: проект «Музея по архивному делу»

Печать PDF

УДК 94(47)+929.71+930.85

DOI 10.28995/2073-0101-2018-4-1254-1265

В. Г. Ананьев

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

А. С. Николаев в Институте внешкольного образования: проект «Музея по архивному делу»

Vitaly G. Ananiev

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation

A. S. Nikolaev in the Institute of Out-of-School Education and His ‘Museum of Archival Work’ Project

Аннотация

Статья посвящена работе Александра Сергеевича Николаева (1877–1934) в петроградском Институте внешкольного образования в конце 1910-х – начале 1920-х гг. На основании архивных документов в статье характеризуется его преподавательская деятельность в институте и роль архивной проблематики в программе музейного отделения этого института. Этот институт изначально был ориентирован на подготовку инструкторов и работников культурно-просветительских учреждений, преподавателей народных университетов и школ для взрослых. В составе института действовала музейная секция (отделение – факультет), при которой предполагалось создание ряда образцовых мастерских по изготовлению пособий и освоению работы с ними. В таком контексте и следует рассматривать проекты создания архивного музея, разрабатывавшиеся в это время А. С. Николаевым. В приложении к статье публикуется один из проектов архивного музея, разработанный Николаевым в это время и не привлекавший до сих пор внимания ученых. Устанавливается его связь с общим уровнем развития музейного дела эпохи. Отмечается, стремление А. С. Николаева показать динамику архивного дела, ход складывания фонда посредством фиксации отдельных этапов этого процесса, привлечение фотографического и графического материала. Кроме того, впервые в отечественной историографии предпринимается попытка определить значение работы этого института как одного из центров преподавания архивного дела в конце 1910 – начале 1920-х гг. Подготовка на музейном отделении института предполагала целый ряд курсов, посвященных как архивному делу, так и проблеме сохранения документальных памятников. Это было связано не только с традиционной близостью архивной и музейной проблематики, но и со спецификой ситуации первых послереволюционных лет. Многие музеи (во дворцах и особняках знати) оказались владельцами ценных архивных собраний. Они стремились использовать их в своей научной и экспозиционной деятельности. Последнее было связано с акцентом на истории быта и внедрением социологического метода в музейную работу.

Abstract

The article is devoted to the work Alexander S. Nikolaev (1877 – 1934) in the Petrograd Institute of Out-of-School Education in late 1910s – early 1920s. His teaching activities at the Institute and the place of archival issues in the program of its museum department have been studied on the basis of archival documents. The Institute initially focused on training of instructors and employees of cultural institutions, school teachers for adults and universities professors. The Institute had a museum section (department – faculty), on the basis of which several exemplary workshops for creating of manuals and their mastering were to be organized. That is the context in which A. S. Nikolaev’s projects of archival museum creation should be studied. One of such projects worked out by Nikolaev at that time has gone unnoticed until its publication in the Appendix. The connection of this project with the development level of museum affairs of the period is shown. Nikolaev's aspiration to show evolution of archiving and to follow fond formation stage by stage and his use of photographic and graphic materials are also noted. Moreover, it is the first assessment of the work of the Institute as one of the centers for teaching archiving in late 1910s – early 1920s.Training at the museum department of the Institute included a number of courses in both archiving and preservation of documentary monuments. This was due not only to the traditional proximity of archiving and museum work, but also to the circumstances of the first post-revolutionary years. Many museums (located in palaces and mansions of nobility) acquired valuable archival collections. They looked for an opportunity to use these in their scientific activities and exhibitions. The latter was due to the emphasis put on history of daily life and introduction of sociological method in museum work.

Ключевые слова

Музей, музейная экспозиция, архив, музей по архивному делу, музей наглядных пособий, Институт внешкольного образования, народный университет, социологический метод в музейной работе, А. С. Николаев.

Keywords: museum, exhibition, archive, museum of archiving, museum of teaching aids, Institute of Out-of-School Education, people’s university, sociological method in museum work, A. S. Nikolaev.

Нельзя сказать, что имя Александра Сергеевича Николаева (1877–1934) совершенно неизвестно современным исследователям. В отечественной историографии восстановлены основные вехи его биографии, охарактеризованы отдельные аспекты профессиональной деятельности. Вместе с тем, эта деятельность была столь многогранна и насыщенна, что обращение к сохранившимся материалам неизбежно выявляет в ней новые стороны. В ходе работы над материалами ленинградского Института внешкольного образования (далее – институт) наше внимание привлекла та активная роль, которую Николаев играл в работе музейной секции (отделения – факультета) этого института в первые годы его существования. В материалах секции отложились два проекта «музея по архивному делу», составленные им, вероятно, в 1919–1920 гг. Судя по описи личного фонда Николаева, хранящегося в Государственном архиве Российской Федерации, текст первого из них сохранился и там. Вместе с тем, представляется, что именно контекст института первых лет его существования может помочь лучше понять суть и значение данного проекта.

Институт, открытый в Петрограде в конце 1918 г., изначально был ориентирован на подготовку инструкторов и работников культурно-просветительских учреждений, преподавателей школ для взрослых и народных университетов. В его создании принимали активное участие деятели демократического просветительского движения рубежа XIX–XX вв. Для педагогов-реформаторов этого времени центральным понятием в формировании системы обучения было понятие наглядности, а самым естественным способом ее реализации – обращение к учебным пособиям. Неслучайно, что в России рубежа XIX–XX вв. одним из самых динамично развивавшихся типов музеев были музеи наглядных пособий.

В начальный период деятельности института Николаев принимал довольно активное участие в работе его музейного отделения, учебные планы которого предполагали знакомство слушателей с основами не только музейного, но и архивного дела. Такое сближение двух областей было не случайным. Оно имело историческую традицию, а ситуация первых послереволюционных лет перевела на новый уровень проблему их взаимодействия. Во-первых, частью фондов многих новосозданных музеев-дворцов и музеев-особняков оказались архивы их бывших владельцев, нередко весьма масштабные и ценные. Например, вопрос об архивах дворцов-музеев обсуждался на заседании хранителей пригородных дворцов-музеев 29 декабря 1920 г. По итогам заседания было решено активизировать архивную работу на местах и документы, не связанные с историей дворца, передавать в Главархив после предварительного просмотра их хранителем дворца и доклада общему совету хранителей. Отнюдь не всегда решение находилось так просто, и нередко музейные работники резко возражали против изъятия документального материала, считая его необходимым не только для проведения научно-исследовательской работы, но и для организации экспозиций. Во-вторых, сами институты памяти, оказавшись в послереволюционный период перед лицом новых задач, пытались найти новые формы и методы работы, и архивный документ в 1920-е гг. приобрел особое значение именно как музейный предмет.

В этом смысле включение соответствующей проблематики в музейные планы Института внешкольного образования было вполне логичным, а публикуемые ниже проекты «музея по архивному делу» могут рассматриваться не только как одна из первых (и не получивших существенного развития в дальнейшем) попыток музеефикации архивного дела, но и как свидетельство общемузейных поисков первых послереволюционных лет.

Список литературы

Зелов, Н. С. Петроградский архивист профессор А. С. Николаев // Советские архивы. – 1978. – № 2. – С. 34–37.

Коренева, Н. М., Крапивин, М. Ю. Новые документы по истории Синодального архива (1918–1929 гг.). Часть 1 // Вестник церковной истории. – 2016. № 1–2 (41–42). - С. 55–103.

Спиридонова, Е. К. Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова (1871–1925 гг.). Дис… канд. ист. наук. – СПб., 2016. – 290 с.

Юхневич, М. Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). – М.: СТОиК, 2007. – 168 с.

References

ZELOV, N. S. Petrogradskii arkhivist professor A. S. Nikolaev [Professor A. S. Nikolaev – archivist from Petrograd. In Russ.]. IN: Sovetskie arkhivy, 1978, no. 2, pp. 34–37.

KORENEVA, N. M., KRAPIVIN, M. Yu. Novye dokumenty po istorii Sinodal'nogo arkhiva (1918–1929 gg.) Chast' 1. [New documents on the history of the Archive of the Synod (1918–1929). Part 1. In Russ.]. IN: Vestnik tserkovnoi istorii, 2016, no 1–2 (41–42), pp. 55–103.

SPIRIDONOVA, E. K. Nauchnaya i prosvetitel'skaya deyatel'nost' Isaakiya Petrovicha Mordvinova (1871–1925 gg.). Diss. kand. ist. nauk [Activities of Nickolay Petrovitch Mordvinov (1871–1925) as researcher and enlightener: Cand. hist. sci. diss. In Russ.]. St. Petersburg, 2016, 290 р.

YUHNEVICH, M. Yu. Obrazovatel'nyi muzei (pedagogicheskii, shkol'nyi, detskii) [An educational museum (pedagogical, school, children’s). In Russ.]. Moscow, NP “STOiK” publ., 2007,168 р.

Сведения об авторах

Ананьев Виталий Геннадьевич, кандидат исторических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии, кафедра музейного дела и охраны памятников, старший преподаватель, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-911-214-60-15, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Ananiev Vitaly Gennadievich, PhD in History, senior lecturer, St. Petersburg State University, +7-911-214-60-15, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РНФ (проект № 18-18-00367).

Grant information

This article has been prepared with financial support of the Russian Science Fund (science project no. 18-18-00367).

В редакцию статья поступила 30.03.2018 г., опубликована:

Ананьев, В. Г. А. С. Николаев в Институте внешкольного образования: проект «Музея по архивному делу» // Вестник архивиста. – 2018. - № 4. – С. 1254-1265. doi 10.28995/2073-0101-2018-4-1254-1265

Submitted 30.03.2018, published:

ANANIEV, V. G. A. S. Nikolaev v Institute vneshkol'nogo obrazovaniya: proekt “Muzeya po arkhivnomu delu” [A. S. Nikolaev in the Institute of Out-of-School Education and His ‘Museum of Archival Work’ Project. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2018, no. 4, pp. 1254-1265. doi 10.28995/2073-0101-2018-4-1254-1265

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.