ЛИКВИДАЦИЯ БАНДИТИЗМА В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: ПРОТОКОЛЫ ДОПРОСОВ И ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЕЙ

Печать PDF

УДК 94(47).093.2

А.В. ДОЛГОВА, г. Москова, Российская Федерация

ЛИКВИДАЦИЯ БАНДИТИЗМА В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: ПРОТОКОЛЫ ДОПРОСОВ И ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЕЙ

Dolgova A.V., Moscow, Russian Federation

Elimination of Banditism in the Perm Region in the Days of the Civil War: Records of Interrogation and Minutes of Witness Interview

Аннотация

В статье рассматривается преступная деятельность банды И.И. Аликина и А.А. Бородулина, прославившаяся зверскими убийствами и грабежами в Пермской губернии. Статья основана на архивных документах, стиль которых позволяет составить психологический портрет бандитов. Бандитизм был следствием распространения дезертирства и отсутствием эффективной системы мер борьбы с этим явлением. Борьба с дезертирством, объявленная центром, положила начало конфликту большевиков с деревней. К концу Гражданской войны с мест все чаще стали поступать сведения об убийствах партийных и советских работников, крестьян. Первое время дезертиры укрывались в лесу неподалеку от селений, чтобы родные и близкие имели возможность обеспечивать их продовольствием. С введением наказания за укрывательство и пособничество дезертирам, с одной стороны, начались проблемы с хлебом, а с другой – возникла угроза обнаружения их местонахождения (выслеживали родственников или доносили) с последующей отправкой на фронт. Подобные проблемы дезертиры решали традиционным способом: убийства партийных и советских работников, крестьян, как доносителей или свидетелей. Однако существовал безболезненный и в то же время эффективный способ – запугивание и террор. Речь идет об особой форме бандитизма, который был характерен в местностях с неустойчивой властью. Под угрозой оружия бандиты контролировали местные власти и население. Дезертиры стихийно образовывали системы – бандитские группировки, схожие по своей сути с мафиозными структурами XIX-XX вв. Преступная деятельность дезертиров не велась обособленно, в нее были вовлечены как представители власти, так и простой люд. Непременным атрибутом группировок становились элементы уголовного бандитизма: убийства, грабежи, насилия, вымогательства. Потакание бандитам развязывало им руки, прививало ощущение вседозволенности и безнаказанности. Как и раньше, деревня продолжала жить по принципу круговой поруки. Если кто-то из крестьян в лице местных работников не выполнял требования бандитов, а именно: отказывал в выдаче хлеба, денег, имущества, а также способствовал розыску – подлежал жестокой расправе или становился изгоем.

Abstract

The article examines criminal activities of the Alikin and Borodulin gangs known for brutal murders and robberies in the Perm region. The article is based on the documents from the Perm archives, the style of which enables criminal profiling. Banditism was rooted in desertion and deficient measures against it. Desertion prevention policies introduced by the authorities caused many a conflict between peasants and Bolsheviks. The end of the Civil War saw an increase in reported murders of Soviet and party workers and peasants in the periphery. At first, deserters used to shelter in some forest close to their native villages, their relatives providing food. When positive misprision of deserters became a punishable offence and deserters were to be sent to the front, the bread grew scarce and the threat of detection increased, as relatives could be watched and reported. These problems deserters solved the in the old-fashioned way by murdering Soviet and party workers, informers and witnesses. Another, more painless and nevertheless effective way was intimidation and terror. Yet another form of banditry was spreading where authority was shaky. Bandits controlled local authorities and locals. Deserters spontaneously formed gangs of bandits not unlike the mafia of the 19th – 20th centuries. Authorities and ordinary people were involved in their activities, which included murder, robbery, rape and blackmail. Indulgence gave bandits free reign, instilling permissiveness and impunity. Peasants still adhered to the shared responsibility known as krugovaya poruka. If a peasant failed to meet requirements of bandits, say, refused to give away bread, money, or some other property, or assisted in a criminal investigation, they would be linched and outcast.

Ключевые слова

Источник, архив, дезертирство, крестьяне, бандитизм, Гражданская война, Советская власть, Пермская губерния.

Keywords

Source, archive, desertion, peasants, banditism, Civil War, Soviet power, Perm gubernia.

Осенью 1920 г. в Пермском уезде была совершена серия убийств, сопровождавшихся грабежами. Руководители банды из 12 человек – А.А. Бородулин и И.И. Аликин в страхе держали все население уезда. Им удалось подчинить представителей сельской советской власти, наладить разведку. Из информационных сводок за сентябрь 1920 г. узнаем: «В Пермском уезде в Средне-Евгинской волости сформировался отряд партизан-дезертиров, которые делали налеты на советских работников, обливая и поджигая их дома».

Больше всего пострадала семья крестьянина Антонова Василия Ивановича, жителя села Дубравы Средне-Егвинской волости. 3 ноября 1920 г. бандиты жестоко расправились со всеми членами семьи, не пощадив детей. Имущество их было разграблено, а все надворные постройки вместе с домом, сожжены. Убийство расследовали больше года. Милиции пришлось опросить немало свидетелей, среди которых оказались не только крестьяне–укрыватели, но и пособники – должностные лица. Рискуя жизнью, они все же дали показания.

Жительница деревни Сороки Средне-Егвинской волости Фелисада Николаевна Боталова, которая была знакома с дезертирами, рассказывала: «Василия Ивановича Антонова сожгли дезертиры… Они сначала приехали и ночевали две ночи. Для них делали пельмени и замешали пиво… Потом приехали на 12 подводах… из них знакомые были… Лазетников Илья Тимофеевич, Соловьев Афанасий Павлович, по прозвищу "кульбик", Александр Бородулин, Федор Кириллович Печенкин из Григорьевской волости и Федор Печенкин из деревни Еремичи Богородской волости, Михаил… или Лукич… или Кузьмич…. Когда начали выгребать имущество, то малая девочка Антонова побежала в Егву. Ее дезертиры поймали напротив гуменника и спросили: "Куда побежала?". Она сказала им: "К Илье Соловьеву"…. Вторая Елена тоже побежала, ее поймали в лесу… У ворот семейство казнили. У малой дочери Екатерины вырезали груди, а Василию Антонову ссекли голову. Илья Фалалеев был тут и говорил, что Антонов долго бился, а дочь Елену увели с собой, и она одну ночь ночевала у [меня]. Тут был Александр Бородулин… Потом Елену убили в Кусновском участке и теперь лежит под прутьями. Деньги у Антонова забрали 100 тысяч, корову закололи…, у какой-то вдовой женщины увели в Пермь лошадь. Хлеб два воза ржи свалили у вдовой женщины… и один воз у Кульбика… После этого Кульбик поехал в лес и привез елок две штуки. Александр Бородулин говорил, будто мы сожгем еще председателя исполкома Василия Якимовича Антонова, старшего милиционера Петунина, младшего милиционера Долинина». Позднее заместитель председателя Пермской уездной комиссии по борьбе с дезертирством Вахлушев обратился к начальнику отряда Желнину оказать материальную помощь родственникам погибших, но выживших не оказалось.

Начальник отряда Пермской уездной комиссии по борьбе с дезертирством Желнин 4 марта 1921 г. допросил одного из организаторов банды – Аликина Ивана Ивановича:

Вопрос. Признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?

Ответ. Виновным себя признаю в дезертирстве, а в бандитизме, убийствах и грабежах не признаю.

Вопрос. Где скрывался, в какой землянке, и с кем собирал хлеб?

Ответ. Жили в землянке три человека: Яшка Чирков, Аликин Иван, Семен…

Вопрос. Часто ездил к вам Бородулин Александр?

Ответ. До лета 1920 года я его не видел, а летом его видел у Ч-в и около них жили вместе с Бородулиным и Яшкиным отцом…

Вопрос. Какое имел ты оружие, и где теперь оно спрятано?

Ответ. Оружия никакого я не имею, была винтовка, которую я оставил в землянке Яшке Чиркову.

Вопрос. Кто тебе дал документы, по каким ты поступил на железную дорогу?

Ответ. Документы я достал через посредство Ваньки Абатурова брата, который служит в Перми в железнодорожной станции писарем, а ему дал документ Василий Голдобин, который служит за Кунгуром на железной дороге старшим обером… С Бородулиным Александром виделся в Мотовилихе, он ко мне приходил на квартиру и рассказал мне, что в деревне Бабки ограбили одну семью … Забрали все имущество и увезли не сказал, куды и поехал в Гуловую, где немного пожил и поехал обратно в Пермь. Дорогой лошадь заболела. «Я, говорит, заехал к ветеринарному фельдшеру, где меня признал председатель сельсовета и наказал мужикам охранять [меня]''. [Бородулин] вынул из кармана ''Браунинг’’, и мужики испугались, а Бородулин свою лошадь оставил у ветеринара и на председательской лошади уехал. Я спросил его: "А ты куда теперь хочешь?". Бородулин говорит: "Зачем поеду домой, лучше уеду в Осинский уезд…"».

Вопрос. Кто убил женщин в д. Ключи Лузинской волости Горбунову и Мальцеву?

Ответ. Этих женщин убил я вместе с другими дезертирами с Чирковым Яковым и Бородулиным Александром.

Вопрос. За что вы их убили?

Ответ. Мы их убили за то, что они на нас доносили. Из-за этого у нас производили конфискацию.

26 февраля 1921 года сотрудник опертройки Пермской уездной комиссии по борьбе с дезертирством Соколов допросил делопроизводителя военкомата Лузинской волости Софьина Ивана Сидоровича, обвиняемого в выдаче документов дезертирам на украденных лошадей, которые сбывались с документами в Пермь для перепродажи спекулянтам:

Вопрос. Где был во время германской войны?

Ответ. Служил в армии, при Керенском, на фронте.

Вопрос. Воинское звание.

Ответ. Рядовой.

Вопрос. Служил ли в Белой армии?

Ответ. Не служил.

Вопрос. Служил ли в Красной армии?

Ответ. Служил в 87-м стрелковом полку.

Вопрос. По какой причине выбыл из армии?

Ответ. По ранению на 2 месяца, а потом по ходатайству Лузинского волостного военкомата остался на должности переписчика с 20 сентября 1914 года, а с 1 марта 1920 года на должности делопроизводителя.

Вопрос. Был ли обложен штрафом или контрибуцией при Советской власти?

Ответ. Не был.

Вопрос. Знаешь ли дезертира-разбойника Бородулина?

Ответ. Знаю и видал в 1918 году, когда он проходил курс Всеобуча.

Вопрос. Бывал ли в доме у Бородулина, если да, то когда?

Ответ. Был не один раз. Последний раз был 28 ноября 1920 г., совместно с волостным военкомом Лузинской волости товарищем Некрасовым. Была жена Некрасова Павла Федоровна, председатель волисполкома Софьин Киприян Григорьевич, бывший секретарь волисполкома Смирнов Кирилл […] с незаконной дочерью Елизаветой Павловной Вершининой.

Вопрос. Зачем были у Бородулина такой компанией?

Ответ. Во время женитьбы настоящего секретаря волисполкома Софьина Андрея Ивановича, будучи на его свадьбе в деревне Ваньки были приглашены Бородулиным в гости.

Вопрос. Чем вас угощал Бородулин?

Ответ. Были стряпаны пельмени, крестьянская брага и чай.

Вопрос. Был ли в то время Бородулин Александр дома или его не было?

Ответ. Не было.

Вопрос. Знала ли в то время эта компания, что Бородулин Александр скрывается и разбойничает?

Ответ. Конечно, знали все, так как раньше на дом Бородулина делалось много облав с целью поимки дезертира.

Вопрос. Какая цель советских работников была идти в гости в дом бандита и вести гостинку с семьей такового, отлично зная, что имущество дезертирских семей конфискуется и укрыватели отдаются под суд?

Ответ. Отец бандита пригласил, а мы не отказались.

Вопрос. Был ли какой-либо разговор о скрывавшемся дезертире.

Ответ. Мной такого разговора не заводилось, а про товарищей не знаю и не слыхал.

Вопрос. Конфисковано ли имущество Бородулина, когда, кем и что?

Ответ. Дом числится за Бородулиным. Но одна комната занимается под школу «взрослых». Что же касается имущества, то конфискована одна лошадь, корова и сколько-то мелкого скота, веялка, две телеги и сани, весы и молотильный привод. Веялка и молотильный привод находятся в ведении волостного прокатного пункта, а остальное – за исключением коровы и лошади, находится при волостном исполкоме. А лошадь и корова передана в их деревне под расписку, кому – не знаю. Конфискация была произведена по распоряжению уездкомдезертира.

Вопрос. На каком основании лошадью пользуется сам хозяин Бородулин Анисим, отец дезертира?

Ответ. Не знаю. Но знаю, что лошадь, жеребец, как племенной был передан в их деревню, как производитель и во время перерегистрации жеребец приписан на гражданина деревни Ваньки Софьина Ивана Фиогнеевича.

Впоследствии большинство членов банды Аликина было задержано и приговорено к различным мерам наказания. Сам Аликин, как главарь, был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в здании Пермской губчека в 11 часов 40 минут 7 мая 1921 года. Бородулину удалось скрыться.

Список литературы

1. Буйский А. Красная армия на внутреннем фронте. Борьба с белогвардейскими восстаниями, повстанчеством и бандитизмом. - М.; Л.: Воениздат, 1929. – 95 с.

2. Обухов Л.А. Прикамье в годы Гражданской войны // Гражданская война на Востоке России: Материалы Всероссийской научной конференции (г. Пермь, 25-26 ноября 2008 г.). – Пермь, 2008. – С. 214-220.

3. Овечкин В.В. Дезертирство из Красной армии в годы гражданской войны // Вопросы истории. – 2003. – № 3. – С. 108-115.

4. Осипова Т.В. Российское крестьянство в революции и гражданской войне. – М.: Стрелец, 2001. – 400 с.

5. Сазонов В.В. У истоков крестьянского восстания на Тамбовщине // Вопросы истории. – 2001. – № 4. – С. 75-83.

References

1. Buyskiy A. Krasnaya armiya na vnutrennem fronte. Borba s belogvardeiskymi vosstaniyami, povstanchestvom i banditizmom. [The Red Army at the domestic front: Fighting White uprisings, rebellions and banditry]. Moscow – Leningrad, Voenizdat publ., 1929, 95 p.

2. Ovechkin V.V. Dezertirstvo iz Krasnoy armii v gody Grazhdanskoy voyni [Desertion from the Red Army in the days of the Civil War]. Voprosi istorii, no. 3, 2003, pp. 108-115.

3. Obuhov L.A. Prikamiye v gody Grazhdanskoy voyni [The Kama region in the days of the Civil War]. Grazhdanskaya voyna na vostoke Rossii: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (g. Perm, 25-26 noyabrya 2008g.) [The Civil War on the East of Russia: Materials of the all-Russian scientific conference]. 2008, pp. 214-220.

4. Osipova T.V. Rossiyskoye krestianstvo v revolutsii i grazhdanskoy voyne [Russian peasantry in the Civil War]. Moscow, Strelets publ., 2001, 400 p.

5. Sazonov V.V. U istokov krestianskogo vosstaniya na Tambovshine [Origins of the peasant uprising in the Tambov region] .Voprosi istorii, no. 4. 2001, pp. 75-83.

Сведения об авторах

Долгова Анжела Валерьевна, кандидат исторических наук, ведущий специалист Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, г. Москва, Российская Федерация, 8-926-557-68-52, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Dolgova Angela Valerievna, PhD in History, leading expert at the Federal Service for the Regulation of the Alcohol Market, +7-926-557-68-52, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.