| 10 Марта 2016
М.А. ЕГОРОВА,
г. Москва, Российская Федерация
НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПОКОЛЕНИЯ, ОДЕРЖАВШЕГО ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.
Egorova M.A.,
Moscow, Russian Federation
Moral Bearings of the Generation of the Victors in the Great Patriotic War of 1941-1945
Аннотация
В статье на основе архивных документов, сохранившихся в личном фонде Николая Александровича Рубакина (1862–1946), известного русского библиографа, основавшего в 1916 г. в Женеве Институт библиопсихологии, автор характеризует нравственные ориентиры девушек, угнанных в Германию в годы Великой Отечественной войны с оккупированных немцами территорий СССР. Автор показал, что содержащиеся в личном фонде Н.А. Рубакина документы, в частности, материалы анкетирования перемещенных лиц, позволяют составить представление о мировоззренческих позициях, жизненных ценностях, личностных характеристиках поколения военных лет – качествах русского народа, которые лежали в истоках проявленного народом мужества и героизма, определили его победу в войне. В статье показано, что основу мировосприятия анкетируемых составляли ценности русско–украинско–белорусской национальной идентичности: мир, семья, любовь, нравственность, честность, патриотизм, милосердие, культура, трудолюбие, самоограничение, жертвенность, Родина. Автор впервые вводит в научный оборот данные анкетирования о негативном восприятии западного образа жизни русскими военнопленными, находящимися в лагерях для перемещенных лиц. В статье затрагиваются вопросы, вытекающие из «Соглашения между союзными государствами по делам военнопленных и гражданских лиц этих государств», подписанного в феврале 1945 г. на Ялтинской конференции. По данным проведенного автором по методике Н.А. Рубакина анкетирования современной студенческой молодежи, раскрывается имеющая место деформация нравственных ориентиров современного поколения молодежи. Автор полагает, что материалы анкетирования перемещенных лиц, сохранившиеся в личном фонде Н.А. Рубакина, представляют значимый источник для углубленного изучения и формирования методик воспитания нравственной личности выпускника современной школы – гражданина и патриота Отечества, что является приоритетной задачей «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Формулирует вывод, что актуализация источниковой базы личных фондов, в том числе фонда Н.А. Рубакина, является важным условием возрождения традиций отечественного опыта в деле воспитания и образования молодого поколения.
Abstract
Drawing on archival documents from the personal provenance fond of Nikolai Aleksandrovich Rubakin, an eminent Russian bibliographer, founder of the Institute of Bibliopsychology in Geneve (1916), the author of the article assesses moral bearings of girls gathered from occupied territories of the USSR and brought to Germany in the days of the Great Patriotic War. The author contends that materials of the personal provenance fond of Nikolai Rubakin, such as questionnaire for the dislocated civilians, allow reconstruct the mindset, values, personal character of the wartime generation – qualities from which sprang the valour and the heroism of the Russian people and their victory in the war. The author sees the basis of the respondents’ mindset in values of Russian, Ukrainian, Belorussian national identity, such as peace, love, morality, honesty, patriotism, mercy, culture, industry, austerity, self-sacrifice, Motherland. For the first time the author introduces into scientific use the questionnaire materials on assessment of western life-style by the Russian prisoners-of-war in the relocation camps. The article deals with issues connected with “Agreement Relating to Prisoners of War and Civilians Liberated by Forces Operating Under Soviet Command and Forces Operating Under United States of America Command” signed in February, 1945 during the Yalta Conference. Using the method of N.A. Rubakin the author has organized a questionnaire survey of contemporary youth, which has discovered a deformation of their moral bearings. The author believes that the questionnaire materials preserved in the N.A. Rubakin personal provenance fond are an importance source for researching and shaping methods of personal moral development of modern school graduates as citizens and patriots in accordance with “Education Development Strategy in the Russian Federation up to 2025”. She concludes that actualization of sources from personal provenance fonds, including that of N.A. Rubakin, is an important condition of reviving national traditions in education of the youth.
Ключевые слова
Н.А. Рубакин, НИОР РГБ, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., архивные документы, личные фонды, интернированные граждане СССР, нравственные ценности.
Keywords
N.A. Rubakin, Scientific Research Department for Manuscripts of the Russian State Library (NIOR RGB), the Great Patriotic War 1941-1945., archival documents, fonds of personal provenance, internee citizens of the USSR, moral values.
В условиях нарастания внешнеполитических и внутренних противостояний в современном мире проблема роли человеческого фактора в истории приобретает особую актуальность. Задачи воспитания личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических традиций, основ государственности современной России выступают в качестве первостепенных при разработке стратегических программ в области воспитания и образования подрастающего поколения. К сожалению, источниковая база проблемы, связанная с изучением формирования и роли личности в истории, в том числе, определившей Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., недостаточно актуализирована.
В настоящей статье предпринята попытка проиллюстрировать нравственные ориентиры поколения военных лет, используя примеры, содержащиеся в архивных документах личного фонда Николая Александровича Рубакина (1862–1946), известного библиографа, русского эмигранта. По личному завещанию Н.А. Рубакина его личный архив в объеме более 13 тыс. единиц хранения за период с 1872 по 1946 гг. и 100-тысячная библиотека во второй половине 1950-х гг. были переданы России.
В составе фонда редкие документы - анкеты лиц, находившихся в 1945–1946 гг. в лагерях для перемещенных лиц, интернированных граждан СССР. В документах исторически значимая информация, которая позволяет в определенной мере составить представление о мировоззренческих позициях, жизненных ценностях, личностных характеристиках поколения военных лет – качествах русского народа, которые лежали в истоках проявленного народом мужества и героизма, определили его победу в неравной схватке с силами мирового зла. Подтверждение этих качеств русского народа мы находим в материалах проведенного Международным институтом библиопсихологии в 1945 г. анкетирования лиц, находящихся в лагерях для перемещенных лиц. Сохранились анкеты группы девушек, принудительно угнанных немцами с оккупированных территорий Украины и Белоруссии для использования в качестве трудовой силы, а также группы военнопленных, находящиеся в этот период в госпиталях Швейцарии.
Все они принадлежали к первому поколению людей, родившихся после революции 1917 г., и потому их жизненные ориентиры представляют интерес в контексте современных событий, развернувшихся на Украине, где молодежь под воздействием деструктивной информационной пропаганды исторического прошлого в течение двух десятилетий восприняла насаждаемую идеологию отчуждения от России. Официальная цель анкетирования, как она сообщалась анкетируемым, состояла в выявлении их читательского интереса с целью оказания помощи в получении книг для самообразования. Однако, как можно предполагать, цель была и другая. Она состояла в реализации «Соглашения между союзными государствами по делам военнопленных и гражданских лиц этих государств», подписанного в феврале 1945 г. на Ялтинской конференции, согласно которому все советские граждане подлежали содержанию в лагерях или сборных пунктах до момента передачи их советским властям. Проблема перемещенных советских граждан, численность которых к концу войны на территории Европы составляла около 7 млн, до сих пор не получила должного освещения в отечественной историографии, в том числе по причине неполного рассекречивания соответствующих материалов. Тем больший интерес представляют материалы анкетирования в фонде Н.А. Рубакина.
Приведем типичные ответы девушек, которые в возрасте 16–18 лет были угнаны на чужбину. Отвечая на 67-й, последний из предложенных им вопросов, девушки называли 10–20 слов, которые они «больше всего любят и которыми пользуются чаще всего или которые приходят на ум», когда анкетируемый «сосредоточенно вдумываетесь в себя самого».
Этот вопрос в совокупности с другими, согласно методике Н.А. Рубакина, был направлен на выявление состава слов, которые предельно точно воспроизводят систему ценностей и нравственные ориентиры анкетируемого, выявляют психический тип читателя.
Полученные ответы и другие материалы анкетирования свидетельствуют о нарастающих процессах деформации внутреннего мира современной молодежи, выражающейся в нездоровой мистике, душевной растерянности, расслабленности воли. Нравственное начало цельной человеческой личности проявляется в их ответах весьма слабо. Идеалы гражданственности и патриотизма утрачены.
В заключение отметим, что актуализация источниковой базы личных фондов, в том числе документов личного фонда Н.А. Рубакина, является важным фактором повышения эффективности использования традиций отечественного опыта в деле воспитания и образования молодого поколения, в формировании программ и методик реализации «Стратегии развития воспитания на период до 2025».
Список литературы
1. Воронович В., Саматыя В. Проблема беженцев и перемещенных лиц из СССР в период Второй мировой войны и послевоенные годы (1939–1951 гг.): Белорусский аспект // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004. – № 3. - С. 67-74.
2. Горшков М.К., Ф.Э. Шереги Ф.Э. Историческое сознание молодежи // Вестник Российской Академии наук. – 2010. – Т. 80. – № 3. - С. 195-203.
3. Егорова М.А., Иноземцева З.П. О формировании читательского интереса ребенка. Из истории педагогики и психологии (по материалам личного архива Н.А. Рубакина) // Общенациональный конгресс по чтению. Чтение в современном мире. Опыт прошлого, взгляд в будущее. Рубакинские чтения. Тез. докладов и сообщений РГБ. – М.: РГБ, 1992. - С. 22-23.
4. Линченко А.А. Знание о прошлом и историческое сознание молодежи в информационном обществе. Люди и тексты. Исторический альманах. Информационное пространство истории. – М., 2014. - С. 51-83.
5. Мухина В.С. Личность и реальность. – М., 2010. – 1083 с.
6. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиопсихологическую психологию. – М., 1977. – 263 с.
References
1. Voronovich Vitaly, Samatyya Vadim. Problema bezhencev i peremeshhennyh lic iz SSSR v period Vtoroj mirovoj vojny i poslevoennye gody (1939—1951 gg.): Belorusskij aspect [Refugees and dislocated civilians from the USSR during Word War II and in the post-war years (1939-1951): A Belorussian aspect]. Belorusskij zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnoshenij [Belarusian magazine of international law and international relations], 2004, no. 3, pp. 67-74.
2. Gorshkov M.K., Sheregi F.Je. Istoricheskoe soznanie molodezhi [Historical consciousness of youth]. Vestnik Rossijskoj Akademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2010, vol. 80, no 3, pp. 195-203.
3. Egorova M.A., Inozemceva Z.P. N.A. Rubakin o formirovanii chitatel'skogo interesa rebenka. Iz istorii pedagogiki i psihologii. (Po materialam lichnogo arhiva N.A. Rubakina) [N.A. Rubakin on formation of child’s reader interest: From history of pedagogics and psychology (From materials of the personal archive of N. A. Rubakin)]. Moscow, 1992, pp. 22-23.
4. Linchenko A.A. Znanie o proshlom i istoricheskoe soznanie molodezhi v informacionnom obshhestve. Ljudi i teksty [Knowledge of the past and historical consciousness of youth in information society: People and texts]. Istoricheskij al'manah. Informacionnoe prostranstvo istorii [Historical almanac. Information space of history]. Moscow, 2014, pp. 51-83.
5. Muhina V.S. Lichnost' i real'nost' [Person and reality]. Moscow, 2010, 1083 p.
6. Rubakin N.A. Psihologija chitatelja i knigi. Kratkoe vvedenie v bibliopsihologicheskuju psihologiju [Reader psychology and books: A brief introduction to bibliopsycology]. Moscow, 1977, 263 p.
Сведения об авторах
Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета Московского городского психолого-педагогического университета, г. Москва, Российская Федерация, 8-925-051-27-75, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About author
Egorova Marina Alekseevna, PhD in Pedagogics, associate professor, dean at the Moscow State University of Psychology and Education (MSUPE), Moscow, Russian Federation, +7-925-051-27-75, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.